ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-243/2023 от 17.10.2023 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

судья 1 инстанции: Петрова Ю.В. Дело №21-565/2023

дело 1 инстанции: №12-243/2023

РЕШЕНИЕ

17 октября 2023 года город Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 30 августа 2023 года по делу по жалобе ФИО1 на определение от 11 января 2023 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и решение от 02 февраля 2023 года об оставлении определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении без изменения,

установил:

определением ведущего специалиста – эксперта Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополь ФИО2 от 11 января 2023 года №ОО-91/0/3 по результатам обращения гр. ФИО1 отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решением старшего государственного инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополь ФИО3 от 02 февраля 2023 года №ОО-91/0/3 по результатам рассмотрения жалобы ФИО1 вышеуказанное оставлено без изменения.

Не согласившись с данными определением и решением должностных лиц административного органа, ФИО1 подала жалобу в Железнодорожный районный суд города Симферополя Республики Крым, решением судьи которого от 30 августа 2023 года жалоба ФИО1 оставлена без удовлетворения.

ФИО1 в Верховный Суд Республики Крым обжалует решение судьи районного суда, указывая на его незаконность и необоснованность, поскольку при достаточном количестве доказательств, подтверждающих неправомерность действий СНТ «Казачья Станица» и иных лиц по обработке и распространению персональных данных ФИО1 без её согласия, надлежащая оценка незаконным действиям таких лиц должностными лицами административного органа, как и судом, не дана.

В судебное заседание в Верховном Суде Республики Крым ФИО1, будучи надлежащим образом извещённой о месте и времени слушания дела, не явилась, в жалобе изложена просьба о рассмотрении дела в её отсутствие. Явка в суд заявителя обязательной не признана.

Иные участники процесса в судебное заседание также не явились, извещались надлежащим образом, их явка в суд также обязательной не признана.

В связи с чем, прихожу к выводу о возможности рассмотрения жалобы в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Как следует из представленного материала, 14 ноября 2022 года за вх. №02-01-07-721/91 в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополь зарегистрировано поступившим заявление ФИО1 от 12 ноября 2022 года, в котором было указано, что ФИО1 является истцом по делу №2-3147/2022 к Садоводческому потребительскому кооперативу «СТ «Казачья Станица Князя ФИО4» о нарушении законных прав. СНТ «Казачья Станица», являясь ответчиком по указанному делу, неправомерно передало персональные данные ФИО1, указанные в исковом заявлении, неизвестному заявителю лицу – Дмитрию Середе. А ФИО5 12 ноября 2022 года, без согласия ФИО1, опубликовал в общем доступе в мессенджере «WhatsApp» в официальном группе СНТ «Казачья Станица» фотокопии судебных документов, содержащих персональные данные заявителя: фамилию, имя, отчество, адрес регистрации, электронный адрес, номер телефона. В связи с чем, были нарушены права заявителя, гарантированные Федеральным законом №152-ФЗ «О персональных данных». В заявлении ФИО1 просила привлечь Садоводческий потребительский кооператив «СТ «Казачья Станица Князя ФИО4», его должностных лиц и Дмитрия Середу к административной ответственности по статьям 13.11, 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 90, 91-92).

Статьёй 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

Статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 1 статьи 8.49, частью 5 статьи 14.5, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.7.14, 19.7.15, 19.8, 19.8.3, частями 2, 7, 8 и 9 статьи 19.34 настоящего Кодекса.

Отношения, связанные с обработкой персональных данных физических лиц, а также с обеспечением защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную <данные изъяты>, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных».

В соответствии со статьёй 3 данного ФЗ, персональными данными признается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Статьёй 5 указанного Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ определено, что обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе. Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных. Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой. Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки. При обработке персональных данных должны быть обеспечены точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Оператор должен принимать необходимые меры либо обеспечивать их принятие по удалению или уточнению неполных или неточных данных. Хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьёй 6 этого же ФЗ, определены условия обработки персональных данных, при этом в части 1 данной статьи перечислены случаи, когда допускается обработка персональных данных.

В силу пункта 3 части 1 статьи 6 Федерального закона №152-ФЗ, обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных данным Федеральным законом. Обработка персональных данных осуществляется в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах.

Исходя из пункта 1 части 3 статьи 23 Федерального закона №152-ФЗ, уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных имеет право запрашивать у физических или юридических лиц информацию, необходимую для реализации своих полномочий, и безвозмездно получать такую информацию.

Приказом Роскомнадзора от 25 января 2016 года №72 утверждено Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополь (далее Положение №72).

В соответствии с пунктом 3 Положения, Управление является государственным органом, находящимся в подчинении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Управление является территориальным органом межрегионального уровня.

Также, согласно пункту 7.1 Положения, Управление осуществляет на подведомственной территории контроль и надзор за деятельностью юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц и редакций средств массовой информации на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, определенной Положением об Управлении.

В соответствии с пунктом 7.10 Положения, Управление осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан и их объединений, в том числе юридических лиц, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

Управление с целью реализации полномочий имеет право рассматривать в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания или направлять в судебные и иные уполномоченные органы материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении лицензионных требований, а также иных обязательных требований в установленной сфере деятельности (пункт 8.3 Положения).

Пунктом 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что одними из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении являются: сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса).

Согласно части 3 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи.

В силу части 3.1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 этой статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.4 указанной статьи и статьей 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не может быть возбуждено без проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверки и оформления акта по результатам такого мероприятия, проведенного при взаимодействии с контролируемым лицом.

Проверка содержащихся в обращении физического лица данных, указывающих на событие административного правонарушения, в целях установления наличия или отсутствия оснований для возбуждения дела об административном правонарушении может осуществляться путём проведения мероприятий по контролю, предусмотренных Федеральным законом от 31 июля 2020 года №248-ФЗ и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ, при наличии закрепленных в них оснований для контрольных мероприятий.

Как следует из материалов дела, Управлением по результатам рассмотрения заявления ФИО1 в адрес СПК «СТ «Казачья Станица Князя ФИО4» направлялся запрос о предоставлении информации по существу доводов, изложенных заявителем, однако, запрос был возращён за истечением срока хранения.

Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», в рамках видов государственного контроля (надзора) внеплановые проверки проводятся исключительно по следующим основаниям (в части поступления обращений граждан): при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан; при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства; при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.

Из заявления ФИО1 сведений, подтверждающих наличие вышеприведенных оснований для назначения проверки, не установлено.

Сами материалы заявления не содержали надлежащих и достоверных доказательств чьими именно действиями были распространены персональные данные заявителя.

В связи с чем, достаточных данных для возбуждения дела об административном правонарушении у должностного лица административного органа не имелось.

Таким образом, ввиду установления обстоятельства, исключающего производство по делу об административном правонарушении по пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отсутствие состава административного правонарушения, обжалуемым определением от 11 января 2023 года отказано в возбуждении дела об административном правонарушении по заявлению ФИО1

Решением старшего государственного инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополь ФИО3 от 02 февраля 2023 года №ОО-91/0/3 определение ведущего специалиста – эксперта Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополь ФИО2 от 11 января 2023 года №ОО-91/0/3 оставлено без изменения.

В указанном решении проанализированы имевшие место фактические обстоятельства по рассмотрению заявления ФИО6, необходимые признаки состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и изложен аналогичный вывод об отсутствии достаточных данных для возбуждения дела об административном правонарушении.

Выводы должностных лиц Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополь и судьи районного суда в указанной части соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и требованиям законодательства.

Нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы ФИО1 в районном суде не допущено.

Доводы жалобы заявителя фактически основаны на субъективной оценке доказательств по делу и неверном толковании норм действующего законодательства, при проверке не нашли своего подтверждения.

В связи с чем, правовых оснований для удовлетворения жалобы ФИО1 и отмены решения районного судьи не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 30 августа 2023 года по делу №12-243/2023 оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном статьёй 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Верховного Суда

Республики Крым подпись Н.В. Кучеренко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>