ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-244/20 от 03.06.2020 Автозаводского районного суда г. Тольятти (Самарская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тольятти 03 июня 2020 года

Судья Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области Ткаченко Ж.А.,

представителя лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Гаидова Р.М. - Карпенко О.В., действующей на основании доверенности <адрес>3 от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев жалобу представителя лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Гаидова Р.М. - Карпенко О.В., на постановление Врио руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по <адрес>ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Врио руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по <адрес>ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «<данные изъяты>» - Гаидов Р.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах:

ДД.ММ.ГГГГ в 14 час. 30 мин., при проведении внеплановой выездной проверки, на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении ООО «<данные изъяты>», по адресу: <адрес>, стр.8, установлено, что ООО «<данные изъяты>» не имеет утвержденной программы производственного контроля: при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции не разработаны, не внедрены процедуры, основанные на принципах ХАССП; не определен перечень опасных факторов, которые могут привести в процессе производства к выпуску в обращение пищевой продукции, не соответствующей требованиям технического регламента; не определен перечень критических контрольных точек; не определен перечень параметров технологических операций процесса производства пищевой продукции; не определен перечень параметров безопасности сырья и материалов упаковки; не определен порядок мониторинга критических контрольных точек процесса производства. При проведении лабораторных исследований, согласно протоколу испытаний от ДД.ММ.ГГГГ, проб рыбной продукции выявлено превышение количества мезофильных аэробных и факультативно анаэробных микроорганизмов (КМАФАнМ).

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Гаидову Р.М. назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15.000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, представитель Гаидова Р.М. - Карпенко О.В. обратилась в суд с жалобой, согласно которой просит отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что при проверке заявитель имел всю необходимую документацию, которая была разработана ООО «<данные изъяты>», когда его производство размещалось по адресу: <адрес> Б, однако, инспектор посчитал данные документы не применимыми к новой производственной площадке, расположенной по адресу: <адрес>, стр.8. В настоящее время все нарушения ветеринарного законодательства, выявленные в результате проверки, устранены: в программу ХАССП и иные документы внесены изменения в части юридического адреса Общества, произведена регистрация производственной площадки в ФГИС в соответствии с фактическим размещением, поданы документы на государственную регистрацию юридических лиц в части внесения изменений в юридический адрес Общества. Просит учесть, что Гаидов Р.М. ранее к административной ответственности за аналогичные нарушения не привлекался, является многодетным отцом, отягчающие обстоятельства по делу не установлены. Считает, что правонрушение является малозначительным, поскольку никаких последствий не наступило, не нанесло существенного ущерба охраняемым законом общественным отношениям.

В судебное заседание лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Гаидов Р.М., будучи извещенным надлежащим образом, не явился, не ходатайствовал об отложении рассмотрения жалобы. Как пояснила представитель Карпенко О.В., Гаидов Р.М. не желает участвовать в рассмотрении жалобы. Судья счел возможным рассмотреть жалобы в отсутствии Гаидова Р.М., защиту интересов которого осуществляет представитель Карпенко О.В.

В судебном заседании представитель лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Гаидова Р.М. - Карпенко О.В. жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.

В судебное заседание Врио руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по <адрес>ФИО2 не явился, о слушании жалобы Гаидова Р.М. извещен надлежащим образом, не ходатайствовал об отложении жалобы. Судья счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствии временно исполняющего обязанности руководителя Уравления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по <адрес>ФИО2

Как следует из представленного письменного отзыва, Врио руководителя Уравления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по <адрес>ФИО2 просит в удовлетворении жалобы Гаидова Р.М. отказать.

Судья, выслушав пояснения сторон, исследовав доводы жалобы и представленные материалы административного дела, пришел к следующему.

Согласно ст. 26.11 КоАП РФ, судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, ст.ст. 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ, влечет административную ответственность.

Согласно ст. 18 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеринарии», ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов. Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства; предоставлять специалистам в области ветеринарии, являющимся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении; до прибытия специалистов в области ветеринарии, являющихся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании; соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства; выполнять указания специалистов в области ветеринарии, являющихся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.

Согласно ст. 21 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ, мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, молоко, молочные продукты, яйца, иная продукция животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей. Ветеринарно-санитарной экспертизе подлежат также корма и кормовые добавки растительного происхождения и продукция растительного происхождения непромышленного изготовления, реализуемая на продовольственных рынках или используемая на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности. Проведение ветеринарно-санитарной экспертизы, условия использования продукции животного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления для пищевых целей, а также кормов и кормовых добавок растительного происхождения определяются техническими регламентами в области ветеринарии, ветеринарно-санитарными требованиями и нормами безопасности кормов и кормовых добавок, издаваемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанные регламенты и требования устанавливают ветеринарно-санитарные нормы, которым должны соответствовать продукция животного происхождения, корма и кормовые добавки растительного происхождения, а также продукция растительного происхождения непромышленного изготовления, производимая организациями и гражданами, реализуемая ими или торговыми организациями на рынках. Запрещаются реализация и использование для пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя (промысла) животных, молока, молочных продуктов, яиц, иной продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе. Порядок назначения и проведения ветеринарно-санитарной экспертизы утверждается федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии. Порядок переработки и использования кожевенного, мехового и иного сырья животного происхождения определяется действующими ветеринарно-санитарными правилами. Проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, а также других специальных мероприятий, направленных на защиту населения от болезней, общих для человека и животных, и от пищевых отравлений, возникающих при употреблении опасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения, организуют федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора, ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии в пределах своей компетенции.

Согласно ст. 3 Технического регламента Таможенного союза ТР . Пищевая продукция в части ее маркировки, утв. решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ, пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при соответствии ее маркировки настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.

Согласно п. 1 п. 4.1 ст. 4 Вышеуказанного регламента, маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения: 1) наименование пищевой продукции; 2) состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 настоящей статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; 3) количество пищевой продукции; 4) дату изготовления пищевой продукции; 5) срок годности пищевой продукции; 6) условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки; 7) наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции (далее - наименование и место нахождения изготовителя), а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера (далее - наименование и место нахождения импортера); 8) рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции; 9) показатели пищевой ценности пищевой продукции с учетом положений части 4.9 настоящей статьи; 10) сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (далее - ГМО); 11) единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

Предусмотренная п. 1 ч. 4.1 ст. 4 Технического регламента Таможенного союза ТР . Пищевая продукция в части ее маркировки, и нанесенная в виде надписей маркировка упакованной пищевой продукции должна быть нанесена на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства - члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) - члена(ов) Таможенного союза, за исключением случаев, указанных в п. 3 ч. 4.8 ч. 4.8 ст. 4 Технического регламента Таможенного союза ТР . Пищевая продукция в части ее маркировки (п. 2 ч. 4.1 ст. 4 Технического регламента Таможенного союза ТР . Пищевая продукция в части ее маркировки).

В маркировке упакованной пищевой продукции могут быть указаны дополнительные сведения, в том числе сведения о документе, в соответствии с которым произведена и может быть идентифицирована пищевая продукция, придуманное название пищевой продукции, товарный знак, сведения об обладателе исключительного права на товарный знак, наименование места происхождения пищевой продукции, наименование и место нахождения лицензиара, знаки систем добровольной сертификации (п. 2 ч. 4.1 ст. 4 Технического регламента Таможенного союза ТР . Пищевая продукция в части ее маркировки.

Согласно ст. 10 Технического регламента Таможенного союза ТР . О безопасности пищевой продукции, изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. При осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции HACCP - Hazard Analysis and Critical Control Points), изложенных в части 3 настоящей статьи. Для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры: 1) выбор необходимых для обеспечения безопасности пищевой продукции технологических процессов производства (изготовления) пищевой продукции; 2) выбор последовательности и поточности технологических операций производства (изготовления) пищевой продукции с целью исключения загрязнения продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции; 3) определение контролируемых этапов технологических операций и пищевой продукции на этапах ее производства (изготовления) в программах производственного контроля; 4) проведение контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля; 5) проведение контроля за функционированием технологического оборудования в порядке, обеспечивающем производство (изготовление) пищевой продукции, соответствующей требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; 6) обеспечение документирования информации о контролируемых этапах технологических операций и результатов контроля пищевой продукции; 7) соблюдение условий хранения и перевозки (транспортирования) пищевой продукции; 8) содержание производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, в состоянии, исключающем загрязнение пищевой продукции; 9) выбор способов и обеспечение соблюдения работниками правил личной гигиены в целях обеспечения безопасности пищевой продукции. 10) выбор обеспечивающих безопасность пищевой продукции способов, установление периодичности и проведение уборки, мойки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции; 11) ведение и хранение документации на бумажных и (или) электронных носителях, подтверждающей соответствие произведенной пищевой продукции требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; 12) прослеживаемость пищевой продукции.

Согласно материалам дела:

На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая выездная проверка ООО «<данные изъяты>» по адресу: <адрес> стр.8, в ходе которой было установлено, что юридическое лицо не имеет утвержденной программы производственного контроля: при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции не разработаны, не внедрены процедуры, основанные на принципах ХАССП; не определен перечень опасных факторов, которые могут привести в процессе производства к выпуску в обращение пищевой продукции, не соответствующей требованиям технического регламента; не определен перечень критических контрольных точек; не определен перечень параметров технологических операций процесса производства пищевой продукции; не определен перечень параметров безопасности сырья и материалов упаковки; не определен порядок мониторинга критических контрольных точек процесса производства.

При проведении лабораторных исследований, согласно протоколу испытаний от ДД.ММ.ГГГГ, проб рыбной продукции выявлено превышение количества мезофильных аэробных и факультативно анаэробных микроорганизмов (КМАФАнМ).

Факт совершения административного правонарушения и виновность директора ООО «<данные изъяты>» Гаидова Р.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ подтверждена материалами административного дела и не оспаривается представителем Гаидова Р.М.

Вывод должностного лица о наличии в действиях Гаидова Р.М. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ, является правильным. Достоверность и допустимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает.

Судья, исследовав доводы представителя Карпенко О.В. об отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ, прекращении дела за малозначительностью, находит не состоятельными по следующим основаниям.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Такие обстоятельства, как, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу ч.ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Однако, с учетом обстоятельств и характера совершенного административного правонарушения и его последствий, личности Гаидова Р.М. и его имущественное положение, привлечение к административной ответственности по данной статье впервые, признание вины, наличие на иждивении несовершеннолетних детей, которые судья признает исключительными обстоятельствами, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, а также с целью обеспечения назначение справедливого и соразмерного административного наказания, судья считает возможным снизить размер назначенного наказания в виде штрафа в размере 15.000 рублей, до минимального наказания, предусмотренного санкцией статьи, то есть до 10.000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу представителя Карпенко О.В. - оставить без удовлетворения.

Постановление Врио руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по <адрес>ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, в отношении Гаидова Расула Магомедовича, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, изменить в части назначенного наказания в виде штрафа в размере 15.000 рублей, снизив его до 10.000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение 10 суток со дня получения (вручения) копии решения.

Судья Ткаченко Ж.А.