ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-244/2016 от 30.06.2016 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

30 июня 2016 года город Ставрополь

Промышленный районный суд города Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Кущ А.А.,

при секретаре Галенко Ю.С.,

с участием:

представителя лица, привлеченного к административной ответственности Голоскоко- ва Ю.В. – ФИО1,

представителя заинтересованного лица – региональной тарифной комиссии Ставрополь-ского края – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Промышленного районного суда города Ставрополя жалобу ФИО3 на постановление пред-седателя региональной тарифной комиссии Ставропольского края от дата по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением председателя региональной тарифной комиссии Ставропольского края от дата должностное лицо – заместитель директора по экономике и финансам МУП «Водоканал» города Ставрополя ФИО3 привлечен к админист-ративной ответственности, в связи с выявленным нарушением порядка ценообразования, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, и ему назна-чено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

ФИО3, не согласившись с данным постановлением, обжаловал его в Про-мышленный районный суд города Ставрополя, подав соответствующую жалобу дата, то есть в десятидневный срок, установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ, после получения копии обжалуемого постановления (дата, что подтвер-ждается сопроводительным письмом региональной тарифной комиссии Ставропольского края от дата, вх. от дата).

В жалобе лицо, привлеченное к административной ответственности указал, что с дата по дата региональной тарифной комиссией Ставропольского края в отношении МУП «Водоканал» города Ставрополя проведена плановая выездная проверка в части соблюдения обязательных требований законодательства Российской Фе-дерации в области регулируемых цен (тарифов). По результатам проверки составлен акт от дата, а также протокол об административном правонарушении в отно-шении должностного лица МУП «Водоканал» - заместителя директора по экономике и финансам ФИО3

Постановление от датаФИО3 считает незаконным и подлежа-щим отмене, по следующим основаниям.

При выборочной проверке тарифной комиссией установлено, что предприятие, осу-ществляя технологическое присоединение абонентов к централизованным системам во-доснабжения и водоотведения в рамках утвержденной инвестиционной программы, до-пустило дополнительное взимание платы за услуги, именуемые предприятием «врезка во-допровода в существующую сеть» и «врезка канализации в существующую сеть», сверх установленных постановлением РТК Ставропольского края от дата «Об установлении МУП «Водоканал» города Ставрополь, тарифов на подключение (техноло-гическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и во-доотведения» ставок платы за технологическое присоединение к централизованной систе-ме водоснабжения и водоотведения. При этом, тарифной комиссией сделан вывод о том, что действующим законодательством не предусмотрено установление тарифов на услуги по врезке водопровода и (или) канализации в существующую сеть, так как врезка водоп-ровода и (или) канализации в существующую сеть является составной частью мероп-риятий, выполняемых с целью подключения (технологического присоединения) к центра-лизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, тарифы на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от дата № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Приказами министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от дата, 655 были утверждены ин-вестиционные программы МУП «Водоканал» по развитию централизованных систем хо-лодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края. Разработчиком инвестиционных программ яв-ляется саморегулируемая организация «Союз Северо-Кавказских предприятий жилищно-ко-ммунального хозяйства». Постановлением РТК Ставропольского края от дата «Об установлении МУП «Водоканал» города Ставрополь, тарифов на подк-лючение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного во-доснабжения и водоотведения» утверждены тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения: ставка тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку водопроводной се-ти; ставка тарифа за протяженность водопроводной сети от точки подключения (техноло-гического присоединения) объекта заявителя до точки подключения водопроводных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения; ставка тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку канализационной сети; ставка тарифа за про-тяженность канализационной сети от точки подключения (технологического присоеди-нения) объекта заявителя до точки подключения канализационных сетей к централизован-ной системе водоотведения.

В соответствии с частью 13 статьи 18 Федерального закона от дата №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологи-ческое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяе-мой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной сис-теме холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Плата за подключение (технологическое присоединение), устанавливаемая с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строитель-ства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) кана-лизационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подк-лючения (технологического присоединения) объекта капитального строительства, за иск-лючением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов и расходов, предусмот-ренных на создание этих сетей и объектов за счет других источников финансирования инвестиционной программы, либо средств, полученных на создание этих сетей и объектов обеспечения за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом, в случае если заявитель самостоятельно проводит работы по строительству сетей, плата за подключение рассчитывается без учета ставки за протяженность.

При разработке инвестиционных программ предприятия расходы на врезку (работы по присоединению) не были включены в ставку за подключаемую нагрузку (письмо от дата СРО «Союз Северо-Кавказских предприятий ЖКХ»). В соответст-вии с пунктом дата. «МДК 3-02.2001. Правил технической эксплуатации систем и со-оружений коммунального водоснабжения и канализации», утвержденных Приказом Гос-строя РФ от дата присоединение (врезку) построенного трубопровода к действующей сети выполняет по договору с заказчиком (заявителем) строительная орга-низация под руководством и при участии представителей организации ВКХ. Врезки при этом входят в проект и смету на строительство трубопровода.

При условии самостоятельного осуществления строительства заявителем пунктами 16, 17 Типовых договоров о подключении (технологическом присоединении) к центра-лизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения (утв. постановлением Правительства РФ от дата «Об утверждении типовых договоров в об-ласти холодного водоснабжения и водоотведения») предусматривается возможность не включения платы за работы по присоединению внутриплощадочных или внутридомовых сетей объекта в точке подключения к централизованным системам холодного водоснаб-жения и водоотведения организации водопроводно-канализационного хозяйства в состав платы за подключение (технологическое присоединение). В этих случаях расходы на про-изведённые работы по присоединению (врезке) к сетям должны компенсироваться заказ-чиком лицу, осуществившему работы по врезке, в рамках заключённых договоров предос-тавления возмездных услуг по присоединению (врезке). При заключении таких договоров с заказчиками МУП «Водоканал» применяло для расчётов с ними тарифы на услуги по врезке водопровода (канализации) в существующую сеть, утвержденные Постановлением администрации города Ставрополя от дата «Об установлении предель-ных максимальных тарифов на услуги (работы), предоставляемые (выполняемые) МУП «Водоканал» города Ставрополя». Таким образом, работы по присоединению (врезке) водопровода или канализации заказчиков в существующую централизованную сеть не яв-ляются составной частью мероприятий инвестиционных программ МУП «Водоканал», а являются самостоятельными техническими мероприятиями.

В жалобе указано, что ФИО4, ФИО5 и ФИО6, на ко-торых ссылается в своих материалах тарифная комиссия, самостоятельно осуществляли строительство водопроводных и канализационных сетей до точки подключения к центра-лизованным сетям, соответственно, ставка тарифа за протяженность водопроводной (кана-лизационной) сети от точек подключения объектов до точек подключения водопроводной (канализационной) сети к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения к ука-занным заказчикам не применялась. Ими была внесена только плата за подключаемую нагрузку водопроводной (канализационной) сети. А поскольку расходы на врезку в цент-рализованную водопроводную (канализационную) сеть включаются только в ставку тари-фа за протяжённость (но не в ставку тарифа за подключаемую нагрузку), то заказчики должны были компенсировать указанные расходы МУП «Водоканал» на работы по врезке в сеть. Факт неприменения к указанным заказчикам ставки тарифа за протяжённость отра-жён в заключённых договорах на подключение, что соответствует действующему законодательству: с ФИО4 в типовом договоре о подключении (техноло-гическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения № ИВ-1507/588 от дата.

В пункте 17 договора содержится следующее условие: «Плата за работы по присо-единению внутриплощадочных или внутридомовых сетей объекта в точке подключения к централизованной системе холодного водоснабжения организации водопроводно-кана-лизационного хозяйства в состав платы за подключение (технологическое присоеди-нение): не включена».

В приложении к договору (раздел II. Мероприятия заказчика) записано: «Стро-ительство водопроводного ввода в соответствии с проектной документацией, согласо-ванной в установленном порядке».

В приложении к договору (Размер платы) установлено, что плата за подклю-чение по договору № ИВ-1507/588 от дата составляет 20 098 руб. 26 коп. и определена путём произведения: действующего тарифа на подключение и подключаемой нагрузки в точке подключения - с ФИО4 в типовом договоре о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения №ИК-1507/588 от дата.

В пункте 16 договора содержится следующее условие: «Плата за работы по при-соединению внутриплощадочных или внутридомовых сетей объекта в точке подключения к централизованной системе водоотведения организации водопроводно-канализационного хозяйства в состав платы за подключение (технологическое присоединение): не вклю-чена». В приложении к договору (раздел II. Мероприятия заказчика) записано: «Строительство канализационного выпуска в соответствии с проектной документацией, согласованной в установленном порядке».

В приложении к договору (Размер платы) установлено, что плата за подклю-чение по договору № ИК-1507/588 от дата составляет 15 921 руб. 26 коп. и определена путём произведения: действующего тарифа на подключение и подключаемой нагрузки в точке подключения - с ФИО5 в типовом договоре о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения № ИВ-1505/437 от дата.

В пункте 17 договора содержится следующее условие: «Плата за работы по при-соединению внутриплощадочных или внутридомовых сетей объекта в точке подключения к централизованной системе холодного водоснабжения организации водопроводно-канализационного хозяйства в состав платы за подключение (технологическое присое-динение): не включена». В приложении к договору (раздел II. Мероприятия заказ-чика) записано: «Строительство водопроводного ввода в соответствии с проектной доку-ментацией, согласованной в установленном порядке». В приложении к договору (Размер платы) установлено, что.. . плата за подключение по договору № ИВ-1505/437 от дата составляет 45 468 руб. 18 коп.... и определена путём произведения: действующего тарифа на подключение... и подключаемой нагрузки в точке подключения... - с ФИО6 в типовом договоре о подключении (технологическом присое-динении) к централизованной системе холодного водоснабжения № ИВ-1510/979 от дата.

В пункте 17 договора содержится следующее условие: «Плата за работы по присоединению внутриплощадочных или внутридомовых сетей объекта в точке подклюю-чения к централизованной системе холодного водоснабжения организации водопроводно-канализационного хозяйства в состав платы за подключение (технологическое присо-единение): не включена». В приложении к договору (раздел II. Мероприятия за-казчика) записано: «Строительство водопроводного ввода в соответствии с проектной документацией, согласованной в установленном порядке». В приложении к договору (Размер платы) установлено, что плата за подключение по договору № ИВ-1510/979 от дата составляет 21 745 руб. 65 коп. и определена путём произведения: дейст-вующего тарифа на подключени. и подключаемой нагрузки в точке подключения... - с ФИО6 в типовом договоре о подключении (технологическом присое-динении) к централизованной системе водоотведения № ИК-1510/979 от дата.

В пункте 16 договора содержится следующее условие: «Плата за работы по присо-единению внутриплощадочных или внутридомовых сетей объекта в точке подключения к централизованной системе водоотведения организации водопроводно-канализационного хозяйства в состав платы за подключение (технологическое присоединение): не вклю-чена».

В приложении к договору (раздел II. Мероприятия заказчика) записано: «Стро-ительство канализационного выпуска в соответствии с проектной документацией, согла-сованной в установленном порядке». В приложении к договору (Размер платы) уста-новлено, что.. . плата за подключение по договору № ИК-1510/979 от дата сос-тавляет 17 226 руб. 28 коп.... и определена путём произведения: действующего тарифа на подключение... и подключаемой нагрузки в точке подключения.

Таким образом, по мнению лица, привлеченного к административной ответственнос-ти, МУП «Водоканал» правомерно на договорной основе взимает плату за предостав-ленные услуги по врезке водопровода и канализации заказчиков в существующую цент-рализованную сеть водоснабжения и водоотведения.

Объектом правонарушения (часть 1 статьи 14.6 КоАП РФ) является посягательство на установленный государством порядок ценообразования. Объективной стороной указанного правонарушения является взимание платы за продукцию, товары либо услуги в нарушение установленного законом порядка.

Со ссылками на статьи 26.1, 26.2 КоАП РФ, лицо, привлеченное к административной ответственности указывает, что исследование вопроса о наличии события администра-тивного правонарушения входит в предмет доказывания по делу об оспаривании поста-новления административного органа о привлечении к административной ответственности.

Из текста постановления тарифной комиссии по делу об административном право-нарушении от дата не представляется возможным сделать вывод о на-рушении предприятием установленного порядка ценообразования. Тарифной комиссией не исследованы вопросы и не дана оценка следующим фактам: о не включении расходов на работы по присоединению (врезке) внутриплощадочных или внутридомовых сетей объектов заказчиков к централизованным системам водоснабжения и водоотведения при разработке инвестиционных программ предприятия и при установлении региональной тарифной комиссией тарифов на подключение; об установлении администрацией города Ставрополя предприятию тарифов на услуги по врезке водопровода и канализации (постановление от дата); об отсутствии в договорах о подключении с заказчиками ФИО4, ФИО5, ФИО6 условия о внесении платы за протяжённость сети.

Таким образом, доказательств того, что вменённое предприятию нарушение об-разует объективную сторону состава правонарушения по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ, в материалах административного дела не имеется.

На основании изложенного, лицо, привлеченное к административной ответствен-ности ФИО3 просит суд признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении от дата региональной та-рифной комиссии Ставропольского края о привлечении его к административной ответ-ственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного час-тью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, производство по делу прекратить.

Лицо, привлеченное к административной ответственности ФИО3, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в суд не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть жалобу ФИО3 без его участия.

Представитель лица, привлеченного к административной ответственности Голоско-кова Ю.В. – ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержал, дал пояснения, аналогичные изложенным в жалобе.

Представитель заинтересованного лица – региональной тарифной комиссии Ставро-польского края – ФИО2 в судебном заседании с доводами жалобы Голоскоко- ва Ю.В. не согласилась, представила письменный отзыв, просила суд оставить без измения обжалуемое ФИО3 постановление и отказать в удовлетворении его жалобы.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, а также материалы дела об административном правонарушении в отношении Голоскоко- ва Ю.В., проверив доводы жалобы, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об адми-нистративных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевре-менное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и усло-вий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ предусмотрено, что судья, вышестоящее должност-ное лицо при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном пра-вонарушении не связаны ее доводами и проверяют дело в полном объеме.

Как следует из материалов дела, постановлением председателя региональной тариф-ной комиссии Ставропольского края от дата должностное лицо – за-меститель директора по экономике и финансам МУП «Водоканал» города Ставрополя Го-лоскоков Ю.В. привлечен к административной ответственности в связи с выявленным на-рушением порядка ценообразования, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в раз-мере 50000 рублей.

Из указанного постановления следует, что с дата по дата ре-гиональной тарифной комиссией Ставропольского края в отношении МУП «Водоканал» города Ставрополя проведена плановая выездная проверка в части соблюдения обязатель-ных требований законодательства Российской Федерации в области регулируемых цен (тарифов), в ходе которой было выявлено нарушение порядка ценообразования при осуществлении заявителем подключения (технологического присоединении) объектов абонентов к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, в том числе, установлено следующее.

МУП «Водоканал», осуществляя подключение абонентов к централизованным сис-темам водоснабжения и водоотведения, в рамках утвержденной инвестиционной прог-раммы дополнительно взимало плату за услуги, именуемые заявителем «врезка водоп-ровода в существующую сеть» и «врезка канализации в существующую сеть», сверх уста-новленных постановлением РТК Ставропольского края от дата тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холод-ного водоснабжения и водоотведения». Подтверждением данного факта являются заклю-ченные МУП «Водоканал» с або-нентами (ФИО4, ФИО5, ФИО7- ров Т.Н.) договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизован-ной системе холодного водоснабжения и водоотведения, расчеты размера платы за подк-лючение, акты о готовности внутриплощадочный и (или) внутридомовых сетей и оборудо-вания, акты о подключении объекта, счета - фактуры и акты выполненных работ.

В то же время, действующим законодательством не предусмотрено установление та-рифов на услуги по врезке водопровода и (или) канализации в существующую сеть, в связи с чем, действия заявителя по взиманию с абонентов платы за врезку в систему во-доснабжения и водоотведения является нарушением законодательства в сфере государст-венного регулирования цен (тарифов). Взимание организацией, осуществляющей холод-ное водоснабжение и (или) водоотведение, с абонентов платежей, помимо установленных РТК Ставропольского края и связанных с подключением абонента к существующей сис-теме водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с частью 14 статьи 18 Феде-рального закона № 416-ФЗ не допускается. Действия заявителя по врезке водопровода и (или) канализации в существующую сеть являются составной частью мероприятий по подключению абонента к системе водоснабжения и (или) водоотведения, выполняемых в рамках утвержденной для МУП «Водоканал» инвестиционной программы тарифы на ко-торые подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным зако-ном от дата «О водоснабжении и водоотведении» органами исполни-тельной власти субъекта Российской Федерации.

Тариф на подключение в соответствии с пунктом 83 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российс-кой Федерации от дата включает в себя ставку тарифа за подключаемую нагрузку; ставку тарифа за расстояние от точки подключения объекта заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизован-ных систем водоснабжения и (или) водоотведения.

Размер ставки тарифа за протяженность сети определяется исходя из необходимости компенсации регулируемой организации расходов на прокладку (перекладку) сетей водос-набжения и (или) водоотведения в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей и расходов по уплате налога на прибыль. Размер ставки тарифа на подключаемую нагрузку включает в себя исключительно расчетный объем расходов на осуществление мероприятий по подключению объектов абонентов, в том числе, расходов на мероприятия по фактическому присоединению к существующей системе централи-зованного водоснабжения и (или) водоотведения, не включая расходы на строительство сетей и объектов на них.

Таким образом, подключение (технологическое присоединение) представляет собой процесс фактического осуществления организацией водопроводно-канализационного хо-зяйства действий по подключению объекта абонента к централизованной системе во-доснабжения и водоотведения, в связи с чем, данная обязанность заявителя прописана в пункте 19 договора о присоединении, заключенного с вышеуказанными абонентами.

С учетом изложенного, доводы заявителя в том, что работы по присоединению (врезке) водопровода и канализации заказчиков в существующую централизованную сеть являются самостоятельным техническим мероприятием, не включенным в инвести-ционную программу МУП «Водоканал», а потому требующим компенсации абонентами в дополнение к плате за присоединение, являются несостоятельными.

Суд считает, что заместитель директора по экономике и финансам МУП «Водо-канал» ФИО3, в должностные обязанности которого входит контроль за реа-лизацией продукции и услуг, порядка ведения учета и составления отчетов о хозяйст-венно-финансовой деятельности Предприятия, в связи с ненадлежащим контролем за соб-людением порядка ценообразования допустил применение Предприятием завышенных тарифов на услуги по подключениям (технологическим присоединениям) к централизо-ванным системам водоснабжения и водоотведения, в связи с чем, нарушил установленный порядок ценообразования, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об адми-нистративном правонарушении должны быть указаны, в том числе, обстоятельства, уста-новленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу, статья КоАП РФ.

Суд считает, что обжалуемое постановление по делу об административном право-нарушении от дата вынесено уполномоченным должностным лицом, с соблюдением требований статьи 29.10 КоАП РФ.

Согласно статье 26.11 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном пра-вонарушении все собранные по делу доказательства судья оценивает по своему внут-реннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Оценив совокупность приведенных доказательств, суд считает, что председатель региональной тарифной комиссии Ставропольского края пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ФИО3 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.

Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося постановления от дата, судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 2.9, 29.7, 30.1, 30.3, 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление председателя региональной тарифной комиссии Ставропольского края от дата по делу об административном правонарушении в отно-шении ФИО3, привлекаемого к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ФИО3 – без удовлет-ворения.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Промыш-ленный районный суд города Ставрополя в течение 10 суток.

Судья А.А. Кущ