ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-244/2021 от 27.12.2021 Костромского районного суда (Костромская область)

№ 12-244/2021

УИД 44RS0001-01-2021-005586-19

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Кострома 27 декабря 2021 года

Судья Костромского районного суда Костромской области Комарова Е.Н.,

рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление директора департамента финансового контроля Костромской области по делу об административном правонарушении от 09 июля 2021 года №05-06/26,

которым генеральный директор ООО «Костромагазресурс» ФИО1 ***** привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде предупреждения,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением директора департамента финансового контроля Костромской области ФИО1, как должностное лицо, осуществляющее организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в обществе, признана виновной в том, что, являясь генеральным директором ООО «Костромагазресурс», которое в ДДММГГГГ гг реализовывало сжиженный газ индивидуальным покупателям по соответствующим договорам поставки в индивидуальные резервные установки в неограниченных объемах, в нарушение п.п. 2 п. 2 ст. 78 БК РФ, пп. 1 п. 5 Порядка предоставления субсидий из областного бюджета газоснабжающим организациям на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг по реализации сжиженного газа населению Костромской области по регулируемым ценам, утвержденного постановлением Администрации ***** п. 3.2 Соглашений при получении субсидий не обеспечила в полной мере соответствие указанной деятельности условиям предоставления субсидий, а именно на момент проверки у Общества отсутствовали документы, подтверждающие поставку индивидуальным покупателям сжиженного газа в целях использования для бытовых нужд.

Не согласившись с постановлением, ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить за недоказанностью обстоятельств совершения административного правонарушения, поскольку ООО «Костромагазресурс» в должной мере был обеспечен контроль за использованием сжиженного углеводородного газа индивидуальными покупателями, а именно ежегодно проводились проверки помещений индивидуальных покупателей, где установлено газоиспользующее оборудование, при этом отступлений от требований к оборудованию в ходе проверок не было обнаружено. Прочих полномочий, позволяющих контролировать объемы и направление потребления газа у Общества, не имеется. После слива газа в газгольдерные установки, принадлежащие населению, право собственности на газ уже не принадлежит Обществу, в связи с чем осуществление учета газа в разрезе каждой индивидуальной газгольдерной установки невозможно.

В возражениях на жалобу директор Департамента Финансового контроля Костромской области ФИО2 указал, что постановление в отношении ФИО1 вынесено с учетом всех обстоятельств дела, является обоснованным.

Заявитель жалобы ФИО1 и ее защитник Дудина Е.В. в судебном заседании жалобу подержали.

Представители департамента финансового контроля Костромской области ФИО3, ФИО4 возражали против удовлетворения жалобы. Дополнительно пояснили, что в ходе проверки в деятельности ООО «Костромагазресурс» выявлено несколько видов нарушений порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов по реализации сжиженного газа населению в 2019-2020 гг., в связи с чем возбуждено 3 дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, и назначено 3 наказания. Несмотря на то, что нарушения выявлены в ходе одной проверки, в одной сфере деятельности, связаны с невыполнением одних правовых актов и соглашений о предоставлении субсидий, полагают, что в данном случае возможности вынесения одного постановления и назначения одного наказания не имелось, поскольку нарушения касаются разных обязанностей и имеют разные финансовые последствия. В частности, сумма финансовых нарушений, связанных с получением ООО «Костромагазресурс» субсидий, составила:

- за реализацию СУГ, не соответствующего требованиям ГОСТ, указанного в соглашениях за июль 2019 года – февраль 2020 года, - 19 млн. рублей;

- за неподтверждение качества СУГ сертификатами (паспортами) завода-производителя за 2019-2020 гг. – 37 млн. рублей;

- за неподтверждение использования СУГ по целевому назначению (для бытовых нужд) в отношении одного из физических лиц – 636 тысяч рублей в 2019 году и 450 тысяч рублей в 2020 году.

Рассмотрев жалобу, исследовав материалы дела, выслушав доводы участвующих лиц, прихожу к следующим выводам.

Согласно ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно ст. 78 п.1 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно ст. 78 п.2 п.п.2 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в п.п. 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

Постановлением администрации *****-а утвержден порядок предоставления субсидий из областного бюджета газоснабжающим организациям на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг по реализации сжиженного газа населению Костромской области по регулируемым ценам в 2018-2020 гг.

Согласно пп. 1 п.5 Порядка одним из условий предоставления субсидий является осуществление газоснабжающей организацией бесперебойной регулируемой деятельности по реализации сжиженного газа населению Костромской области для бытовых нужд по регулируемым ценам.

Распоряжением администрации Костромской области от 26 мая 2016 года № 117-ра «О газораспределительной организации» ООО «Костромагазресурс» определено газораспределительной организацией, уполномоченной реализовывать сжиженный углеводородный газ для бытовых нужд на территории Костромской области.

В рамках реализации Подпрограммы «Обеспечение качественными коммунальными услугами населения Костромской области» государственной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами граждан в Костромской области» департаментом государственного регулирования цен и тарифов Костромской области по Соглашениям ООО «Костромагазресурс» предоставлялись субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг по реализации сжиженного газа населению Костромской области для бытовых нужд по регулируемым ценам в соответствии с Порядком. Заключенными соглашениями предусмотрено, что ООО «Костромагазресурс» должно обеспечивать деятельность по реализации сжиженного газа именно для бытовых нужд населения.

Из материалов дела следует, что в период с ДДММГГГГ в ООО «Костромагазресурс» сотрудниками департамента финансового контроля Костромской области проведена встречная выездная проверка предоставления и целевого использования бюджетных средств на реализацию подпрограммы «Обеспечение качественными коммунальными услугами населения Костромской области» государственной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами граждан в Костромской области».

В ходе проведенной департаментом финансового контроля Костромской области проверки установлено, что в нарушение пп. 2 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, п. 5 Порядка, п. 3.2.2. Соглашений о предоставлении субсидий ООО «Костромагазресурс»:

- с июля по декабрь 2019 года реализовывался населению СУГ, не соответствующий указанным в Порядке ГОСТам;

- не подтверждено документально использование реализованного физическому лицу СУГ по целевому назначению;

- не подтверждено сертификатом (паспортом) качества соответствие установленному ГОСТу отдельных партий сжиженного углеводородного газа, приобретенного для реализации населению в 2019 году по товарным накладным за период с ДДММГГГГ, в ДДММГГГГ году по товарным накладным за период с ДДММГГГГ

По результатам проверки в отношении генерального директора ООО «Костромагазресурс» за каждое из указанных нарушений составлено 3 протокола об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, по результатам их рассмотрения вынесено 3 постановления и назначены наказания.

Вывод должностного лица департамента финансового контроля Костромской области о нарушении ООО «Костромагазресурс» условий получения субсидии, а именно отсутствии документов, подтверждающих поставку индивидуальным покупателям сжиженного газа в целях использования для бытовых нужд, основан на исследованных доказательствах, к числу которых относятся протокол об административном правонарушении ДДММГГГГ, акты проверок *****, иные доказательства, оснований не доверять которым не имеется.

Такие документы не были представлены и на момент рассмотрения дела административным органом. Проверочные мероприятия, проводимые ООО «Костромагазресурс» в отношении помещений индивидуальных покупателей, где установлено газоиспользующее оборудование, не являются мерами контроля за использованием газа покупателями именно для бытовых нужд и не позволяют проверить или обосновать объемы и назначение потребления газа покупателями. Иных мер, которые позволили бы это сделать, Обществом в лице генерального директора не предпринималось.

При указанных обстоятельствах бездействие генерального директора ООО «Костромагазресурс» ФИО1 образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, департаментом финансового контроля Костромской области в результате одной проверки ООО «Костромагазресурс» выявлены нарушения в одной и той же сфере правоотношений, связанной с предоставлением юридическому лицу субсидий в 2019-2020 гг. за один вид деятельности - оказание услуг по реализации сжиженного газа населению Костромской области.

В основу постановлений положены одни и те же доказательства, полученные в ходе одной и той же проверки.

Во всех случаях установлено несоблюдение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления администрации ***** и соглашений о предоставлении субсидий и деяния квалифицированы одинаково – по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Вышеуказанное позволяет сделать вывод о том, что выявленные нарушения, по которым ФИО1 привлечена к административной ответственности, обусловлены одним противоправным деянием - несоблюдением условий предоставления субсидий.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных по результатам проверки, было подведомственно одному субъекту административной юрисдикции.

В силу ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

В соответствии с разъяснениями, данными в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если из протоколов об административных правонарушениях усматривается наличие оснований для назначения административного наказания по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, то следует вынести определение об объединении таких материалов и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления.

Таким образом, при рассмотрении указанных дел об административных правонарушениях должностному лицу следовало решить вопрос об объединении материалов, рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления и назначением одного наказания.

Полагаю, что в данном случае оснований для создания совокупности правонарушений и повторного привлечения к административной ответственности не имелось, все нарушения должны были учитываться при определении объективной стороны одного правонарушения.

Согласно ст. 24.5 ч.1 п. 7 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.

В связи с тем, что по данному факту постановлением директора департамента финансового контроля Костромской области от 09 июля 2021 года, с учетом вступившего в законную силу решения Костромского районного суда Костромской области от 29 ноября 2021 года генеральный директор ООО «Костромагазресурс» ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление директора департамента финансового контроля Костромской области по делу об административном правонарушении от 09 июля 2021 года №05-06/26, о привлечении генерального директора ООО «Костромагазресурс» Чижовой ***** к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Решение может быт обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Е.Н. Комарова