ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-244/2021 от 28.01.2022 Миллеровского районного суда (Ростовская область)

№ 12-31/2022

РЕШЕНИЕ

28 января 2022 года гор. Миллерово

Судья Миллеровского районного суда Ростовской области Шоркина А.В.,

с участием представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области ФИО1,

рассмотрев в судебном заседании жалобу директора ООО «АКВА.РУ» ФИО2 на постановление заместителя начальника межмуниципального отдела по Миллеровскому, Тарасовскому районам от 30 июня 2021 года № 18.27-07-30/2021 о привлечении директора ООО «АКВА.РУ» ФИО2 к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

В Миллеровский районный суд с жалобой обратился директор ООО «АКВА.РУ» ФИО2 на постановление заместителя начальника межмуниципального отдела по Миллеровскому, Тарасовскому районам от 30 июня 2021 года № 18.27-07-30/2021 о привлечении директора ООО «АКВА.РУ» ФИО2 к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, которым назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Заявитель не согласен с данным постановлением, считает незаконным, просит его отменить, производство по делу прекратить, по следующим основаниям.

На основании поручения прокуратуры области от 14.04.2021 № 7-48-2021 Миллеровской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при добыче, производстве, транспортировке и реализации упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду на земельном участке, расположенной по адресу: <адрес> В ходе проведения проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером , принадлежит ООО «АКВА.РУ» в соответствии с договором купли-продажи недвижимого имущества от 28.12.2020. Согласно сведениям ЕГРН земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером имеет вид разрешенного использования – ЛПХ.

При проведении проверки проверяющий орган пришел к выводу, что в жилом доме, расположенном на земельном участке, осуществляется промышленный розлив питьевой воды. В связи с чем, в действиях директора содержится состав административного правонарушения, предусмотренного по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, и было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

С позицией, изложенной в постановлении заявитель не согласен по следующим основаниям.

На земельном участке с 2005 г. фактически расположены: жилой дом с кадастровым номером , сарай площадью 145,7 кв.м., склад площадью 40,5 кв.м.. навес площадью 29,3 кв.м.. Для целей осуществлении предпринимательской деятельности в марте 2021 представитель общества устно обратился в администрацию Миллеровского района по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка, и письменно о переводе жилого помещения в нежилое.

В ходе изучения документов сельского поселения, утвержденном решением Собрания депутатов от 26.11.2012 № 15, указанный земельный участок находится за границами населенного пункта, где градостроительные регламенты на него не распространяются. Указанные в оспариваемом постановлении обстоятельства свидетельствуют об оценке целевого использования помещений в соответствующем здании, что не может являться доказательством использования обществом земельного участка не в соответствии с установленным видом разрешенного использования, который зависит от назначения расположенных на земельном участке зданий. Функциональное назначение здания относится к вопросу использования объекта недвижимости, а не земельного участка.

Таким образом, собственник земельного участка в любое время вправе установить разрешенное использование земельного участка согласно классификатору.

В связи с чем, заявитель просит отменить постановление № 18.27-07-30/2021 от 30.06.2021 о привлечении директора ООО «АКВА.РУ» к административной ответственности, производство по делу прекратить.

Заявитель о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом посредством телефонограммы, однако в суд не явился, причины неявки суду не сообщил, как и не просил об отложении заседания. В связи с чем, суд определил, рассмотреть жалобу в отсутствии заявителя.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области ФИО1 просил отказать в удовлетворении жалобы.

Суд, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности, заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных КоАП РФ, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

Имеющиеся в деле доказательства должны быть оценены в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объективной стороной административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, является использование земельного участка не по целевому назначению, что подразумевает осуществление землепользования не в соответствии с правовым режимом (установленной категорией земель и разрешенным использованием), определенным компетентным органом.

Согласно ст. 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (ч. 1), владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2), условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации в порядке реализации положений статьи 9 (часть 1) и статьи 36 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации закрепляет в качестве основного принципа земельного законодательства принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (Постановление от 30 июня 2011 года N 13-П; определения от 24.12.2013 года N 2153-О, от 24.03.2015 года N 671-О, от 23.06.2015 года N 1453-О и от 28.02.2017 г. N 443-О).

Данный принцип земельного законодательства призван обеспечить эффективное использование и одновременно охрану земли как важнейшего компонента окружающей среды; этой же цели служат положения статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, возлагающие на собственников земельных участков обязанность использовать их в соответствии с разрешенным видом использования и целевым назначением (Определение от 28.09.2017 года N 1919-О).

В соответствии с п. п. 8 п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

На основании п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В результате проведенной проверки установлено, что ООО «АКВА.РУ» в своей предпринимательской деятельности использует жилой дом, площадью 272,5 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> где ООО «АКВА.РУ» осуществляет деятельность по промышленному розливу питьевой очищенной воды, который расположен на земельном участке с кадастровым номером 61:22:0010801:56, площадью 9020 +/- 19 кв.м., категория земель земли населенных пунктов – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенном по адресу: <адрес>

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» личное подсобное хозяйство – форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно п. 2 ст. 4 ФЗ о ЛПХ приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

В соответствии со ст. 6 ФЗ о ЛПХ для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.

Земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> используется ООО «АКВА.РУ» по вине должностного лица директора ФИО2, не в соответствии с видом разрешенного использования, установленного для указанного земельного участка, что является нарушением требований Земельного кодекса РФ, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

Допущенное нарушение подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 22.06.2021, вынесенным заместителем Миллеровского межрайонного прокурора, выпиской из ЕГРН на земельный участок, и другими материалами, которые получены уполномоченным должностным лицом с соблюдением установленного законом порядка, и отнесены ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу доказательств по делу об административном правонарушении.

Таким образом, выявив использование земельного участка не в соответствии с разрешенным использованием, должностное лицо административного органа пришло к правильному выводу о наличии в действиях директора ООО «АКВА.РУ» ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства того, что правовой режим земельного участка с кадастровым номером должностным лицом изменен. Таким образом, доводы жалобы заявителя об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 правонарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются несостоятельными.

Действия должностного лица квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Порядок и срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности соблюдены. Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц. Каких-либо нарушений требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица не усматривается, является законным и обоснованным.

Руководствуясь ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Постановление заместителя начальника межмуниципального отдела по Миллеровскому, Тарасовскому районам от 30 июня 2021 года № 18.27-07-30/2021 о привлечении директора ООО «АКВА.РУ» ФИО2 к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ – оставить без изменения, жалобу директора ООО «АКВА.РУ» ФИО2 без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в порядке, установленном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья А.В. Шоркина