Судья Алексеева Т.Н. №12-245/2017
П С К О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Р Е Ш Е Н И Е
18 декабря 2017 года г. Псков
Судья Псковского областного суда Рубанов Р.В.,
при секретаре Гусаровой Е.А.,
рассмотрев жалобу старшего уполномоченного по ОВД ОАР Псковской таможни ФИО1 на постановление судьи Псковского городского суда Псковской области от 13 ноября 2017 года, по делу в отношении ОАО «Российские железные дороги», юридический адрес: 107174, <...>, ИНН: (****), ОГРН: (****), об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением судьи Псковского городского суда Псковской области от 13 ноября 2017 года прекращено производство по делу в отношении ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, за отсутствием в действиях ОАО «РЖД» состава вменяемого административного правонарушения.
В жалобе старший уполномоченный по ОВД ОАР Псковской таможни ФИО1 ставит вопрос об отмене вышеуказанного постановления, при этом считает вывод судьи Псковского городского суда об отсутствии у общества возможности проверить достоверность сведений о перевозимом товаре несоответствующим нормам материального права.
Представитель ОАО «РЖД» при надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился.
Выслушав представителя Псковской таможни ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, проверив материалы дела, оснований для удовлетворения жалобы не нахожу.
Как следует из материалов дела, 27 апреля 2017 года в 21.46 часов на таможенный пост ЖДПП «Посинь» Псковской таможни в составе поезда №(****) прибыл товар, находящийся в вагоне № (****).
Согласно представленным таможенному органу товаросопроводительным документам: железнодорожной накладной № 2841542 от 13.04.2017, инвойсу от 13.04.2017 № 04/01 СМГС № 2841542, дополнительного листа к накладной № 2841542, в вагоне № 29856390 железнодорожного состава перемещался товар – «шасси с установленным двигателем для легковых автомобилей б/у» (ТНВЭД: 8706009109) – 35 штук, 15 400 кг; «бампер б/у» (код ТНВЭД: 8708109009) – 70 штук, 300 кг; «части кузова б/у (крыло)» (код ТНВЭД: 8708299009) - 70 штук, 400 кг; «части кузова б/у» (двери) (код ТНВЭД: 8708299009) – 80 штук, 200 кг; «части кузова б/у» (капоты) (код ТНВЭД: 8708299009) – 60 штук, 400 кг; «мосты и их части б/у» (код ТНВЭД: 8708503509) – 30 штук, 1000 кг; «колеса б/у» (код ТНВЭД: 8708709909) – 240 штук, 4000кг; «фары б/у» (код ТНВЭД: 8512200009) – 140 штук, 300 кг. Общее количество грузовых мест товара – 725, общий вес брутто – 22 000,00 кг.
В ходе таможенного контроля было проведено взвешивание железнодорожного вагона № (****) с товаром.
Согласно акту общей формы № 1/273 от 03 мая 2017 года вес брутто перемещаемого товара составил 38 000 кг, в товаросопроводительных документах заявлен общий вес брутто товара 22000 кг, превышение по весу брутто составило 16000 кг.
В связи с указанными обстоятельствами было принято решение о применении меры по минимизации рисков 109 (таможенный досмотр товара) профиля риска (ПР) № 55/10000/11062008/00228 и выдано поручение на таможенный досмотр № (****)
В результате проведенного таможенного досмотра железнодорожного вагона № 29856390 было установлено, что в грузовом отделении вагона перемещается товар, незаявленный в товаросопроводительных документах по наименованию, а именно:
1. Двигатели в полной комплектации б/у, в количестве 26 шт. – 26 грузовых места.
2. Рычаги переключения передач в сборе с кулисами, б/у, в количестве 11 шт. – 11 грузовых мест.
3. Корпуса воздушных фильтров, б/у, в количестве 7 шт. – 7 грузовых мест.
4. Части выхлопной системы (глушители) б/у, в количестве 40 шт. – 40 грузовых мест.
5. Пластиковые накладки на пороги, б/у, в количестве 20 шт. – 20 грузовых мест.
6. Бензобак, б/у, в количестве 1 шт. – 1 грузовое место.
7. Защита картера двигателя а/м б/у, в количестве 4 шт. – 4 грузовых места.
8. Обшивка дверей а/м, б/у, в количестве 38 шт. – 38 грузовых мест.
9. Отопители салона («печки»), в количестве 8 шт. – 8 грузовых мест.
10. Радиаторы охлаждения в сборе с вентиляторами, б/у, в количестве 9 шт. – 9 грузовых мест.
11. Механизмы стеклоподъемников б/у в количестве 22 шт. – 3 грузовых места.
12. Топливные насосы, б/у в количестве 20 шт. – 2 грузовых места.
13. Приборные щитки, б/у в количестве 9 шт. – 1 грузовое место.
14. Фронтальные подушки безопасности, б/у в количестве – 10 шт. – 1 грузовое место.
15. Солнцезащитные козырьки, б/у в количестве 56 шт. – 1 грузовое место.
16. Зеркала заднего вида, б\у в количестве 52 шт. – 3 грузовых места.
17. Велосипед, б\у в количестве 1 шт. – 1 грузовое место.
18. Детский велосипед, б/у в количестве 1 шт. – 1 грузовое место.
19. Сиденья автомобильные, б/у в количестве 67 шт. – 67 грузовых мест.
Всего 402 штуки, 244 грузовых места.
Также выявлен товар, количество которого в штуках превышает количество, заявленное в товаросопроводительных документах, а именно: «бамперы» (передние и задние), б/у, по документам – 70 шт. (70 грузовых мест), фактически – 76 шт. (76 грузовых мест), превышение на 6 штук.
Кроме того, выявлено превышение по общему количеству грузовых мест: по документам - 725, фактически – 793, превышение на 68 грузовых места.
Данные обстоятельства явились основанием для возбуждения в отношении ОАО «РЖД» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
Между тем, в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как указано в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" оценивая вину перевозчика в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, выразившегося в сообщении таможенному органу недостоверных сведений в отношении товара, надлежит выяснять, в какой мере положения действующих международных договоров в области перевозок (в частности СМГС 1951 года) предоставляли перевозчику возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, а также какие меры были приняты перевозчиком для их соблюдения.
В силу параграфа 1 статьи 16 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении в редакции №6 от 16.05.2016 (далее СМГС 1951г.) правильность сведений и заявлений, указанных в накладной, обеспечивает отправитель, который несет ответственность за все последствия от неправильного, неточного или неполного указания этих сведений и заявлений, а также от их внесения в несоответствующую графу накладной.
Согласно параграфу 2 статьи 22 СМГС 1951г. перевозчик не обязан проверять правильность сопроводительных документов, приложенных отправителем к накладной.
Согласно пункту 6.1 Правил перевозки грузов, являющихся приложением №1 к СМГС 1951г., погруженный отправителем груз в вагоны и контейнеры крытого типа перевозчик принимает к перевозке, осматривая снаружи состояние вагонов и контейнеров, проверяя состояние люков и дверей, наличие, исправность пломб, а также соответствие знаков на пломбах сведениям, указанным в накладной. Перевозчик не проверяет количество мест, массу и состояние груза.
Действительно, согласно статье 27 Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа).
При этом статьёй 28 названного Закона установлено, что загруженные вагоны, контейнеры должны быть опломбированы запорно-пломбировочными устройствами перевозчиками и за их счет, если погрузка обеспечивается перевозчиками, или грузоотправителями (отправителями) и за их счет, если погрузка обеспечивается грузоотправителями (отправителями).
В случае вскрытия вагонов, контейнеров для таможенного досмотра либо других видов государственного контроля таможенными органами или другими органами государственного контроля (надзора) вагоны, контейнеры должны быть опломбированы новыми запорно-пломбировочными устройствами.
По смыслу приведенных правовых норм, проверка правильности указанных отправителем в товаросопроводительных документах сведений в отношении груза, перевозимого в железнодорожном опломбированном вагоне, допускается при приеме груза перевозчиком на станции отправления, а в пути следования при его предъявлении таможенному органу или другому органу государственного контроля (надзора).
Статьёй 3 Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в свою очередь установлено, что федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта на основании настоящего Устава с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте, разрабатывает и в установленном порядке утверждает правила перевозок грузов железнодорожным транспортом и правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом представляют собой нормативные правовые акты, которые содержат нормы, обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, других юридических и физических лиц, и регулируют условия перевозок грузов с учетом их особенностей, безопасности движения, сохранности грузов, железнодорожного подвижного состава и контейнеров, а также экологической безопасности.
В силу третьего абзаца пункта 1 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 28, настоящие Правила применяются в отношении приема грузов к перевозке в международном сообщении, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.
При этом пунктом 80.1 названных Правил установлено, что прием к перевозке грузов в железнодорожном подвижном составе крытого типа, опломбированным с наложением ЗПУ, или с наложением закруток установленного типа, в случаях, предусмотренных правилами перевозок железнодорожным транспортом, производится перевозчиком без проверки грузов в вагонах путем проведения визуального осмотра состояния вагонов (проверяется исправность ЗПУ, оттиски ЗПУ и соответствие их данным, указанным в накладной, закруток, состояние крышек люков и стенок, пола, крыши вагона).
Таким образом, вопреки доводам жалобы, при разрешении дела судьёй правильно применено положение пункта 80.1 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 28, которое согласуется с положением пункта 6.1 Правил перевозки грузов, являющихся приложением №1 к СМГС 1951г. и исключает возможность проверки перевозчиком правильности сведений в отношении груза в вагонах с наложением отправителем запорно-пломбировочных устройств установленного типа, отраженных в товаросопроводительных документах, если такой груз был принят перевозчиком к перевозке не вместе его погрузки в вагоны.
Право внести в товаротранспортные документы изменения сведений о товаре, перевозимом в опломбированном отправителем вагоне, а также внести в них какие-либо оговорки для железнодорожного перевозчика международными правовыми нормами не предусмотрено.
Фактов сообщения представителем перевозчика сведений в отношении товара, которые не соответствовали бы товаротранспортным документам, а также нарушения целостности пломб, ЗПУ, что могло бы являться основанием для проверки соответствия товара товаросопроводительным документам, по делу не установлено.
Следовательно, право проверки перевозчиком достоверности сведений, указанных в транспортных железнодорожных накладных, в данном случае, было ограничено проверкой исправности вагонов, люков, целостности и соответствия запорно - пломбировочных устройств.
Поскольку судом установлено, что представители ОАО «РЖД» в погрузке товара в вагон № (****) в котором обнаружены сокрытые от таможенного контроля бывшие в употреблении автомобильные запчастиавтопредметы для автомобиляля автомобилянодорожным транспортом
, участия не принимали, сопроводительные документы на груз составлены грузоотправителем – ЗАО <данные изъяты> (<****>), вагон с грузом принят к перевозке с наложенными исправными запорно-пломбировочными устройствами отправителя, у ОАО «РЖД» отсутствовала реальная возможность убедиться в достоверности сведений, указанных в товаросопроводительных документах.
Сравнительные результаты взвешивания вагона № (****) показавшие превышение груза брутто на 16 000 кг от заявленного в товаросопроводительных документах, оформленные актом общей формы № 1/273 от 03 мая 2017 года, сами по себе не могут служить достоверными доказательствами такого превышения, поскольку при таможенном досмотре общий вес брутто товара без учета веса самого вагона не устанавливался.
При таких обстоятельствах, судья городского суда пришёл к обоснованному выводу об отсутствии в действиях ОАО «РЖД» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы Псковской таможни направлены на переоценку выводов суда, послуживших основанием для прекращения производства по делу, и не свидетельствуют о незаконности судебного постановления.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление судьи Псковского городского суда Псковской области от 13 ноября 2017 года по делу в отношении ОАО «Российские железные дороги» об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу старшего уполномоченного по ОВД ОАР Псковской таможни ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Псковского областного суда Р.В. Рубанов