ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-245/18 от 12.11.2018 Псковского областного суда (Псковская область)

Судья Пулатова З.И. Дело № 12-245/2018

ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

12 ноября 2018 года г.Псков

Судья Псковского областного суда Малыгина Г.В.,

при секретаре Шевчук В.С.,

рассмотрев жалобу ОАО «Российские железные дороги» на постановление судьи Псковского городского суда Псковской области от 10 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 КоАП РФ, в отношении ОАО «Российские железные дороги»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением судьи Псковского городского суда от 10 сентября 2018 года перевозчик - ОАО «Российские железные дороги», признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 16.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.

В жалобе, поданной в Псковский областной суд, ОАО «Российские железные дороги» ставится вопрос об отмене вышеуказанного постановления и о прекращении производства по делу по мотиву отсутствия в его действиях состава вмененного административного правонарушения.

Указано, что к перевозочным документам были приложены копии фитосанитарных сертификатов, а легитимность представленных сведений таможенный орган мог проверить по сведениям электронной программы «Аргус-Фито» на сайте Россельхознадзора. Кроме того, указывает на то, что все необходимые фитосанитарные сертификаты, содержание которых устроило таможенный орган, были предоставлены 28 апреля 2018 года, в связи с чем груз был разрешён к вывозу с таможенной территории ЕАЭС, то есть со стороны перевозчика не были нарушены запреты и ограничения, установленные международными договорами и решениями ЕАЭС.

Выслушав представителя ОАО «РЖД» - ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, представителя Псковской таможни - ФИО2, возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, оснований для удовлетворения данной жалобы не нахожу.

В соответствии со статьёй 16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

В силу пункта 2 примечания к статье 16.1 КоАП РФ для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются, в частности, иные документы, не имеющие юридической силы.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 2 Таможенного кодекса ЕАЭС под запретами и ограничениями понимаются применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе, вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе, меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.

В соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением установленных запретов и ограничений.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 92 ТК ЕАЭС при убытии товаров с таможенной территории ЕАЭС перевозчик должен предоставить документы и (или) сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьёй 7 настоящего Кодекса.

Порядок вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза подкарантинной продукции установлен Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе», которым утверждено Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза (далее Положение), Решением Совета Евразийской экономической комиссии № 157 от 30 ноября 2016 года «Об утверждении Единых Карантинных фитосанитарных требований, предъявляемых к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза» (далее Единые карантинные фитосанитарные требования).

Соответствие подкарантинной продукции фитосанитарным требованиям при перемещении такой продукции через таможенную границу ЕАЭС удостоверяется фитосанитарным сертификатом.

В соответствии с пунктом 2 Правил осуществления таможенными органами контроля за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2015 года № 995 (далее Правила), вывоз из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требованиями страны-импортёра, информация о которых размещается на официальном сайте Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в информационно-коммуникационной сети «Интернет».

Основания признания фитосанитарного сертификата недействительным или поддельным указаны как в пунктах 5 - 7 данных Правил, так и в пунктах 4.1.4 - 4.1.6 Положения, из содержания которых следует, что фитосанитарный сертификат предоставляется перевозчиком таможенному органу в подлиннике, поскольку данные нормы не предусматривают возможности предоставления копии фитосанитарного сертификата для целей совершения таможенных процедур.

Обязанность предоставления фитосанитарного сертификата именно в оригинале также следует из Международных стандартов по фитосанитарным мерам (МСФМ 12 Фитосанитарные сертификаты), разработанные Секретариатом Международной конвенции по карантину и защите растений, в пункте 3.1.1 которых, в том числе, содержится такое основание для признания фитосанитарного сертификата недействительным, как незаверенная копия, а пунктом 2.3 предусмотрена возможность надлежащим образом заверенного исправления исключительно на оригинале фитосанитарного сертификата.

Истечение срока действия фитосанитарного сертификата в соответствии с подпунктом «в» пункта 7 Правил и подпунктом 3 пункта 4.1.6 Положения (срока с момента выдачи фитосанитарного сертификата) является основанием для признания фитосанитарного сертификата недействительным.

Согласно пункта 7 Порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата, утверждённого Приказом Минсельхоза России от 13 июля 2016 года № 293, подкарантинная продукция, на которую выдан фитосанитарный сертификат, должна пересечь государственную границу Российской Федерации при вывозе в государства-члены Европейского союза в течение 14 дней со дня выдачи фитосанитарного сертификата.

Как следует из дела, 21 апреля 2018 года на станцию «Себеж» в постоянную зону таможенного контроля таможенного поста ЖДПП «Посинь» Псковской таможни, в составе поезда (****) (индекс поезда (****)) прибыли железнодорожные вагоны (****), (****) с товаром «пшеница», следовавшие из России в Латвию.

Вышеуказанный товар по кодам ТН ВЭД и наименованию включен в «Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Таможенного союза и таможенной территории Таможенного союза» (подкарантинная продукция с высоким фитосанитарным риском), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 318 «Об обеспечении карантина растений в Таможенном союзе».

Отправитель - ОП ООО «<данные изъяты>» (город Воронеж), получатель - ООО «<данные изъяты>» (Латвия, город Лиепая), декларант: ООО «<данные изъяты> (город Москва), перевозчик - ОАО «Российские железные дороги», страна происхождения товара – Россия.

На перемещаемый груз перевозчиком ОАО «РЖД» были представлены документы: декларация на товары (****), инвойс № (****) от 12 апреля 2018 года, железнодорожная накладная (****) от 13 апреля 2018 года.

Вместе с тем, к таможенному оформлению вагоны приняты не были, поскольку на подкарантинный товар в вагонах (****), (****), (****), (****) перевозчиком были представлены только копии фитосанитарных сертификатов, на товар в остальных вагонах фитосанитарные сертификаты не были представлены ни в оригиналах, ни в копиях.

21 апреля 2018 года должностным лицом таможенного органа перевозчику ОАО «РЖД» направлен запрос о необходимости предоставления фитосанитарных сертификатов на партию товара «пшеница», перемещаемую в железнодорожных вагонах (****), (****), для выдачи разрешения на убытие товара с таможенной территории ЕАЭС.

26 апреля 2018 года перевозчиком ОАО «РЖД» на указанную партию подкарантинной продукции было предоставлено 9 фитосанитарных сертификатов от 11 апреля 2018 года, действие которых на момент убытия товара истекло в 00 ч.00 мин. 26 апреля 2018 года.

28 апреля 2018 года ОАО «РЖД» представлено 9 новых фитосанитарных сертификатов от 27 апреля 2018 года, в связи с чем вывоз подкарантинной продукции с таможенной территории ЕАЭС в Латвию был разрешён.

Поскольку вышеуказанными правовыми нормами предусмотрена обязанность переводчика предоставить таможенному органу оригиналы фитосанитарных сертификатов с не истёкшим сроком действия, то предоставление незаверенных копий фитосанитарных сертификатов на подкарантинную продукцию, перемещаемую в вагонах (****), (****), (****), (****), не свидетельствует о выполнении этой обязанности и не указывает, что у таможенного органа имелись основания считать данный документ действительным фитосанитарным сертификатом, поскольку данные копии фитосанитарных сертификатов не имели юридической силы.

Отсутствие разрешительных документов (фитосанитарных сертификатов) на товар «пшеница» свидетельствовало о том, что при вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза подкарантинной продукции, перевозчиком ОАО «РЖД» не были соблюдены запреты и ограничения в части карантинных фитосанитарных требований, установленных Решением Комиссии Таможенного Союза от 18 июня 2010 года № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» и Едиными карантинными фитосанитарными требованиями, в связи с чем данное обстоятельство послужило законным основанием для возбуждения в отношении ОАО «РЖД» дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 16.3 КоАП РФ.

Предоставление 26 апреля 2018 года оригиналов фитосанитарных сертификатов с истёкшим сроком действия также не свидетельствует о выполнении данной обязанности, поскольку такие фитосанитарные сертификаты являются недействительными и не могут подтверждать соответствие вывозимой подкарантинной продукции Единым карантинным фитосанитарным требованиям.

Возможность проверки таможенным органом наличия фитосанитарных сертификатов и их действительность по автоматизированной информационной системе Россельхознадзора «Аргус-Фито» не отменяет обязанности перевозчика предоставить таможенному органу документ, подтверждающий соответствие подкарантинной продукции фитосанитарным требованиям страны-импортёра, поскольку в соответствии с Положением фитосанитарный сертификат является документом международного образца, сопровождающим подкарантинную продукцию от экспортёра (реэкспортёра) к импортёру, то есть должен быть в наличии у перевозчика и должен быть предъявлен таможенному органу при декларировании товара.

При изложенных обстоятельствах, ОАО «РЖД» обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьёй 16.3 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вместе с тем, у ОАО «РЖД» при принятии груза к перевозке имелась возможность проверить наличие всех необходимых документов и соответствие груза требованиям запретов и ограничений, однако, Обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению при вывозе подкарантинных товаров из Российской Федерации.

Приведенные в жалобе доводы не могут являться основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, поскольку факт совершения ОАО «РЖД» административного правонарушения и его виновность подтверждаются собранными доказательствами, которые в своей совокупности никаких сомнений в их допустимости и достоверности не вызывают. Оснований для переоценки доказательств не имеется.

Порядок и срок давности привлечения ОАО «РЖД» административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено ОАО «РЖД» в пределах санкции статьи 16.3 КоАП РФ.

Таким образом, обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы служить основанием к отмене или изменению постановления, по доводам жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья Псковского областного суда

Р Е Ш И Л:

Постановление судьи Псковского городского суда Псковской области от 10 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 16.3 КоАП РФ в отношении ОАО «Российские железные дороги» оставить без изменения, жалобу ОАО «Российские железные дороги» - без удовлетворения.

Судья Псковского областного суда Г.В. Малыгина