ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-245/2013 от 24.12.2013 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

Судья Дамаева Н.Н.                                                                        Дело № 12-245/ 2013      

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ульяновск                                                                        24 декабря 2013 года                                                                       

Судья Ульяновского областного суда  Костюнина Н.В.,

при секретаре Мерчиной А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по жалобе Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области на постановление судьи Ленинского районного суда г.Ульяновска от 15 ноября 2013 года,

У С Т А Н О В И Л А:

В ходе рейдового мероприятия, проведенного 30.07.2013 на основании  Приказа Росприроднадзора от 16.08.2011 N 610 "Об утверждении Плана комплексных мероприятий по предотвращению, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов на территориях субъектов Российской Федерации", приказа Управления Росприроднадзора по Ульяновской области от 26.07.2013 № 970 в границах муниципального образования «город Ульяновск» выявлен факт несанкционированного размещения:

- твердых бытовых отходов и строительного мусора, расположенных в лесном массиве и вдоль участка второстепенной автомобильной дороги по С*** шоссе северо-западнее п. С*** в Ленинском районе МО «г.Ульяновск». Общая площадь несанкционированного размещения ТБО, строительного мусора и грунтов, образовавшихся при проведении землеройных работ, на этом участке составляет 4701 кв.м. Выявленные участки (свалки) не огорожены и образованы на открытом грунте.

В ходе административного расследования, проведенного в период с 30.07.2013 по 30.09.2013 установлено, что администрация города Ульяновска совершила административное правонарушение в части несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными отходами, а именно: не организовала мероприятия по охране окружающей среды в границах городского округа, не организовала сбор, вывоз, утилизацию и переработку отходов IV класса опасности (твердых бытовых отходов и строительного мусора) на земельном участке вдоль участка второстепенной автомобильной дороги по С*** шоссе северо-западнее п. С*** в Ленинском районе МО «г. Ульяновск» (участок № 4, согласно плана-схемы земельных участков с несанкционированно размещенными на них отходами, территориально расположенных в лесном массиве и вдоль участка второстепенной автомобильной дороги по С*** шоссе северо-западнее               п. С*** в Ленинском районе МО «г. Ульяновск»).

В отношении администрации города Ульяновска составлен протокол об административном правонарушении от 30.09.2013г. № *** по ст.8.2 КоАП РФ.

Также в ходе административного расследования было установлено, что земельные участки (за исключением земельного участка № 4, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении на администрацию г.Ульяновска) относятся к категории - «земли лесного фонда» и являются частью земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Ульяновская область, Ульяновский лесхоз (Ульяновское лесничество), на который согласно свидетельству о государственной регистрации права от 05.01.2004г. серии 73-АТ № *** зарегистрировано право собственности РФ. Данные земельные участки не переданы кому-либо в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование и не имеют иных обременений.

По факту загрязнения лесов твёрдыми бытовыми отходами и строительным мусором в лесном массиве вдоль участка второстепенной автомобильной дороги по С*** шоссе северо-западнее п. С*** в Ленинском районе МО «г. Ульяновск», государственным инспектором, главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ульяновской области Бородихиной О.В. 30.09.2013 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области (ныне Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области) по ч. 2 ст.8.31 КоАП РФ и проведении по данному делу административного расследования.

В ходе проведения административного расследования был проведен расчет размера вреда, причиненного почвам в результате размещения отходов (ТБО и строительный мусор) на участке лесного фонда Ульяновского лесничества вдоль второстепенной автомобильной дороги по С*** шоссе северо-западнее                п. С*** в Ленинском районе МО «г.Ульяновск».

Согласно экспертному заключению Ульяновского филиала ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу» от 03.10.2013г. № *** размер вреда, причиненный почвам, как объекту охраны окружающей среды, в результате размещения отходов (ТБО и строительный мусор) на участке лесного фонда Ульяновского лесхоза составил 2 054 000 рублей.

По результатам биотестирования отходов Ульяновским филиалом ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу» от 06.08.2013г. № ***, № ***, твердые бытовые отходы и строительный мусор, отобранные с лесного массива и участка второстепенной автомобильной дороги по С*** шоссе северо-западнее п. С*** в Ленинском районе МО «г.Ульяновск» являются отходами IV класса опасности для окружающей среды.

В вину Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области вменено загрязнение лесов отходами IV класса опасности для окружающей среды (ТБО и строительного мусора), нарушение п.4 ч.1 ст.55, п.4 ч.1 ст.83 Лесного Кодекса РФ, пп. «б» п.3 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 № 414.

За указанное правонарушение постановлением судьи Ленинского районного суда г.Ульяновска от 15.11.2013 Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (ранее Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.8.31 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере              20 000 рублей.

В жалобе, поданной в Ульяновской областной суд, Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (далее Минприроды Ульяновской области) просит постановление суда отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что субъектом данного правонарушения может являться лицо, совершившее по умыслу либо по неосторожности засорение лесов. Вины Минприроды Ульяновской области в данном случае не установлено.

Судом не учтено, что полномочия органов государственной власти в части выполнения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется путем размещения заказов на выполнение  данных работ, исходя из лесохозяйственных регламентов лесничеств (лесопарков), лесоустроительной документации, а также результатов лесопатологических и иных обследований.

При этом, субвенции из федерального  бюджета на размещение заказов на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в 2013 году Минприроды не выделялись, защита бюджетных корректировок на 2014 год запланирована, в том числе, на размещение заказов на выполнение указанных работ.

Указывает, что в соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2906.2007 № 414, под захламленностью и загрязнением лесов понимается повреждение лесных насаждений в результате негативного воздействия ветра, снега, вод, а также при наличии валежной древесины. Загрязнение лесов отходами данными Правилами не урегулировано.

Также полагает, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав представителя Минприроды Ульяновской области Тимохина И.Н., поддержавшего доводы жалобы, государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Ульяновской области Бородихину О.В., возражавшую против доводов жалобы, прихожу к следующему.

Частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ предусмотрено, что загрязнение лесов отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Факт совершения Минприроды Ульяновской области административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и его виновность подтверждены совокупностью исследованных и оцененных судом доказательств: протоколом об административном правонарушении от 07.10.2013, актом рейдового мероприятия от 30.07.2013,  результатами биотестирования отходов от 06.08.2013г. № ***, № ***  и экспертным заключением Ульяновского филиала ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу» от 06.08.2013г. № ***, № ***, фотоматериалами.

Указанным доказательствам судьей районного суда дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

При изложенных обстоятельствах судья пришел к обоснованному выводу о наличии в деянии, совершенном Минприроды Ульяновской области, состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.8.31 КоАП РФ.

Доводы жалобы опровергаются установленными судом обстоятельствами и не влияют на законность оспариваемого судебного постановления.

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли по целевому назначению подразделяются на категории: земли поселений (населенных пунктов), земли лесного фонда

В силу статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

В соответствии со статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, в том числе сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.

Статьей 51 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений: организацию использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Согласно части 3 данной нормы средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Статьей 55 частью 1 пунктом 4 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются: санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). Часть 3 этой нормы предусматривает, что Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 2 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414, в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

Абзацем 3 подпункта "б" пункта 3 Правил предусмотрено, что проведение санитарно-оздоровительных мероприятий обеспечивается в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства Ульяновской области от 02.10.2013           N 452-П "Об утверждении Положения о Министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области" Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, возглавляемым Правительством Ульяновской области, созданным в целях выполнения на территории Ульяновской области установленных законодательством задач, функций и полномочий, в том числе в сфере лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, реализации системы мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в сфере охраны окружающей среды.

Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области является правопреемником Министерства сельского хозяйства Ульяновской области и Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области.

Функции Министерства и его полномочия в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и ведения лесного хозяйства закреплены в п. 2.2 указанного Положения, согласно которому Министерство организует использование лесов, их охрану, защиту, воспроизводство на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях. 

Из материалов дела следует, что указанные несанкционированные свалки располагаются на землях лесного фонда, находящегося в собственности Российской Федерации.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Минприроды Ульяновской области, не выполнившее должным образом возложенные на него задачи в сфере защиты и охраны лесов от загрязнения, является надлежащим субъектом указанного административного правонарушения.

Доводы жалобы о том, что загрязнение лесов отходами не урегулировано Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 № 414, подлежат отклонению, поскольку данными Правилами к санитарно-оздоровительным мероприятиям отнесены вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.

Доводы жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом, полагаю несостоятельными.

Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных названным Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.

Частями 1, 2 ст. 23.29 КоАП РФ предусмотрено, что органы, осуществляющие государственный экологический контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 8.31 КоАП РФ. В данный перечень включены государственные инспектора Российской Федерации по охране природы в зоне своей деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Согласно п. 2 указанной статьи государственный экологический надзор, в том числе, включает в себя государственный надзор в области обращения с отходами.

В соответствии с Приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 191 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора" исполнение данной государственной функции осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами, к числу которых отнесено Управление Росприроднадзора по Ульяновской области (приложении 1 к настоящему Административному регламенту).

Перечень должностных лиц Росприроднадзора, осуществляющих федеральный государственный экологический надзор в области охраны окружающей среды и являющихся федеральными государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. N 716 "О должностных лицах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический надзор (федеральных государственных инспекторах в области охраны окружающей среды)" и постановлениями Правительства Российской Федерации о соответствующих видах надзора.

В соответствии с данным Постановлением Правительства РФ от 25.09.2008              N 716 должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющие федеральный государственный экологический контроль (федеральные государственные инспектора в области охраны окружающей среды), являются одновременно по должности государственными инспекторами Российской Федерации по охране природы, в том числе: федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического контроля, - государственными инспекторами Российской Федерации по охране природы в зоне своей деятельности (на территории субъекта Российской Федерации).

С учетом изложенного, Бородихина О.В., государственный инспектор, главный специалист-эксперт отдела государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ульяновской области является лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении по ч.2 ст.8.31 КоАП РФ.

Таким образом, нарушений или неправильного применения норм административного законодательства, которые привели или могли привести к неверному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в жалобе, не допущено.

Постановление о привлечении Минприроды Ульяновской области к административной ответственности вынесено судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено Минприроды Ульяновской области в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах постановленный судебный акт является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.30.1-30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л А:

Постановление судьи Ленинского районного суда г.Ульяновска от 15 ноября 2013 года оставить без изменения, а жалобу Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области  – без удовлетворения.

Судья