Дело №
УИД 26RS0№-18
РЕШЕНИЕ
Промышленный районный суд <адрес> края в составе: председательствующего судьи Емельяновой Т.М., при секретаре Меркулове А.П., c участием защитника лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении ФИО1 – ФИО2, действующего на основании доверенности <адрес>8 от 10.03.2021г., представителя заинтересованного лица Министерства финансов <адрес> – ФИО3, действующего на основании доверенности от 14.01.2021г. №,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу ФИО1 на постановление заместителя министра финансов <адрес>№ от 17.07.2020г., по которому ФИО1 подвергнут к административному наказанию по ст. 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя министра финансов <адрес>№ от 17.07.2020г. ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой на постановление о привлечении его к административной ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ.
В обоснование жалобы указано на то, что ФИО1 не согласен с указанным постановлением. 24.11.2020г. заместителем министра финансов СК вынесено постановление об исправлении описок, опечаток в указанное постановление. Об указанном в постановлении стало известно от судебного пристава-исполнителя к которому вызван на прием. 11.02.2021г. вручено постановление о возбуждении исполнительного производства, из которого стало известно об обжалуемом постановлении.
Из обжалуемого постановления следует, что должностным лицом министерства финансов СК главным государственным инспектором отдела внутреннего государственного финансового контроля ФИО4 по факту нарушения, выявленного в ходе проведения проверки министерства экономического развития СК, отраженных в акте от 27.04.2020г. №, возбуждено дело об административном правонарушении № и составлен протокол об административном правонарушении № от 29.05.2020г.
Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения в отношении ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ и проведении административного расследования, составления 29.05.2020г. протокола об административном правонарушении и вынесения постановления о привлечении его к административной ответственности по указанной статье от 17.07.2020г.
Указывает, что должностным лицом в нарушение положений ст. 29.4 КоАП РФ, ФИО1 не извещался. Никаких извещений как и само обжалуемое постановление ФИО1 не получено.
Согласно обжалуемого постановления, уведомление о составлении протокола об административном правонарушении было направлено ранее, а именно дата, чем был выявлен факт нарушения дата, что недопустимо законом.
Исходя из резолютивной части постановления не усматривается, что к административной ответственности привлечен именно ФИО1, дата года рождения, что является грубым процессуальным нарушением.
Исходя из определения от 24.11.2020г. об исправлении описок, опечаток (с указанием «абзац второй постановления») не усматривается, что в резолютивную часть обжалуемого постановления внесены данные исправления.
Определение от 24.11.2020г. нельзя назвать исправлением описки, в связи с внесением изменений, которые по сути не являются исправлениями описки, а дополняют ранее вынесенное постановление, указанное определение в адрес ФИО1 не направлено.
ФИО1 не был надлежащим образом извещен о том, что в отношении него проводится административное расследование, объективно был лишен возможности воспользоваться правами, предусмотренными ч.1 ст. 25.1 КоАП РФ.
В ходе проверки не были исследованы документы, в частности, государственный контракт от 27.11.2018г. № на предмет наступления обязательств министерства финансов СК, что существенно влияет на наличие состава административного правонарушения.
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении ФИО1 настоящего дела об административном правонарушении имели место 27.11.2018г.
Следовательно, срок давности привлечения указанного лица к административной ответственности, установленный ч.3 ст. 4.5 КоАП РФ, начал исчисляться с 28.11.2018г. и истек 28.11.2020г.
В силу п.6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно постановления по делу об административном правонарушении, определения об исправлении описок, опечаток и постановления о возбуждении исполнительного производства следует, что обжалуемое постановление вручено ФИО1 11.02.2021г., следовательно, с этой даты начинает истекать десятидневный срок для подачи жалобы.
Сведений о получении копии постановления до 11.02.2021г., когда ФИО1 получено под расписку, в материалах дела не имеется.
Полагает, что имеются основания для восстановления срока и обжалования указанного постановления.
Просит суд восстановить срок для подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении № от 17.07.2020г. в отношении ФИО1 по ст. 15.15.10 КоАП РФ и отменить указанное постановление, производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении ФИО1 – по доверенности ФИО2, жалобу по изложенным основаниям поддержал, просила ее удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Министерства финансов <адрес> - по доверенности ФИО3, просил постановление по делу об административном правонарушении № от 17.07.2020г. в отношении ФИО1 по ст. 15.15.10 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив представленные материалы, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела и его разрешение в соответствии с законом.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6. КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ предусмотрено, что судья, вышестоящее должностное лицо при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связаны ее доводами и проверяют дело в полном объеме.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
В соответствии со ст. 15.15.10 КоАП РФ принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20000 рублей до 50000 рублей.
Объектом административного правонарушения выступают экономические интересы государства, выражающиеся в принятии получателем бюджетных средств бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств с целью дальнейшего осуществления им деятельности в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель бюджетных средств осуществляет контроль получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, предоставлении отчетности.
Согласно п.5 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, п.п. 2 п.1 ст. 162 Бюджетного кодекса РФ, получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств, а государственные контракты и иные договоры заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Приказом Министерства финансов <адрес> от 09.12.2015г. №-бр утвержден Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета <адрес> и бюджетных росписей главных руководителей (распорядителей) средств бюджета <адрес> (главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета <адрес>) и лимитов бюджетных обязательств.
П. 30 Приказа №-бр установлено, что внесение изменений в показатели бюджетной росписи главного распорядителя (главного администратора источников) и лимитов бюджетных обязательств, требующих изменения показателей сводной росписи, осуществляется главным распорядителем (главным администратором источников) в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня доведения до него измененных показателей сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств.
Из материалов дела следует, что согласно приказу Министерства финансов <адрес> от 18.12.2019г. № «О назначении контрольного мероприятия», в соответствии с п. 4 Плана контрольных мероприятий министерства финансов <адрес>, как органа внутреннего государственного финансового контроля на 2020г., в период с 29 января по датаг. проведена выездная плановая проверка Министерства экономического развития <адрес>.
В рамках проведения плановой проверки Министерства экономического развития <адрес> установлено, что по состоянию на 27.11.2018г. Министерству не были доведены лимиты бюджетных обязательств для заключения государственного контракта от 27.11.2018г. №. В свою очередь лимиты бюджетных обязательств были доведены минфином края Министерству уведомлением о лимитах бюджетных обязательств от 29.12.2018г. № (КБК 0113 14 4 01 20830 244).
В нарушение п. 5 ст. 161 БК РФ, ст. 162 и п. 3 ст. 219 БК РФ Министерством по государственному контракту от 27.11.2018г. №, были приняты бюджетные обязательства в размере, превышающем утвержденные лимиты бюджетных обязательств на сумму 94 195,60 руб.
Должностным лицом ФИО1, занимающим должность министра экономического развития <адрес>, не были предприняты меры по устранению допущенных нарушений при принятии бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств в 2018г.
Результаты плановой выездной проверки, оформленной актом проверки № от 27.04.2020г. послужили основанием для составления старшим государственным инспектором отдела внутреннего государственного финансового контроля министерства финансов СК ФИО4 протокола об административном правонарушении № от 29.05.2020г. в отношении должностного лица ФИО1, а впоследствии для вынесения заместителем министра финансов <адрес>ФИО5 постановления от 17.07.2020г. № о привлечении должностного лица ФИО1 к административной ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ.
Определением от 24.11.2020г., вынесенным заместителем министра финансов <адрес>ФИО5, постановление от 17.07.2020г. № №, дополнено словами: «дата рождения дата, место рождения <адрес>».
Положения ст. 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч.3 ст. 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайств об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с ч.1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч.1 и 3 ст. 28.6 указанного Кодекса.
Из содержания ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении является одним из важнейших доказательств по делу об административном правонарушении, поскольку в нем указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место и время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица, в отношении которого возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В силу ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ, при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе предоставить объяснения и замечания по содержанию протокола (ч.4 ст. 28.2 КоАП РФ).
В случае неявки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола направляется лицу, в отношении которого он составлен в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ).
Согласно ст. 25.15 КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающие фиксирование извещения или вызова и вручение его адресату.
В соответствии со ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке и выясняются причины их неявки.
Согласно п. 4 ст. 29.12.1 КоАП РФ копия определения об исправлениях, внесенных в постановление, определение по делу об административном правонарушении, копия определения об исправлении, внесенных в постановление, решение, принятые по результатам рассмотрения жалоб, протестов на постановление, решение по делу об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения соответствующего определения, направляются лицам, указанных в ст. 25.1-25.5.1, 25.11 настоящего Кодекса, судебному приставу-исполнителю, органу, должностному лицу, исполняющим постановление, определение по делу об административном правонарушении, в случае подачи ими соответствующего заявления.
Между тем, названные требования закона должностным лицом административного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении не были соблюдены должным образом.
Сведения об извещении ФИО1 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела отсутствуют. ФИО1 при выполнении должностным лицом названных процессуальных действий не присутствовал.
Поскольку по результатам плановой выездной проверки в период с 29 января по дата<адрес> СК в отношении Минэкономразвития СК было возбуждено несколько дел об административных правонарушениях и составлено несколько протоколов об административном правонарушении, отсутствие в данном уведомлении ссылки на конкретное дело об административном правонарушении, а также даты и исходящего номера уведомления не позволяет идентифицировать последнее как имеющее отношение именно к настоящему делу об административном правонарушении.
В материалах дела, имеется отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80081448504516, согласно которому некая корреспонденция отправлена Минфином СК в адрес ФИО1, принята в отделение почтовой связи 29.05.2020г., а 01.06.2020г. имела место неудачная попытка вручения.
В протоколе об административном правонарушении № от 29.05.2020г. указано, что копия протокола направлена по месту жительства заказным письмом с уведомлением 29.05.2020г. Однако, трек-номер почтового идентификатора не указан.
В имеющейся в материалах дела копии списка внутренних почтовых отправлений от 29.05.2020г. содержится информация о направлении ФИО1 заказной корреспонденции, однако, данных о вручении корреспонденции, почтовый идентификатор материалы дела не содержат.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют относимые и допустимые доказательства вручения или отправки ФИО1 уведомления о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении № 16-09/015-2020 от 29.05.2020г. по существу в порядке, предусмотренном ст. 25.15 КоАП РФ.
11.06.2020г. заместителем министра финансов СК ФИО5 вынесено определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении на 17.07.2020г.
Сведения о направлении данного определения в адрес ФИО1 материалы дела не содержат.
Имеющаяся в деле копия квитанции о приеме почтовых отправлений от 11.06.2020г. содержит информацию о направлении ФИО1 заказного письма, но без указания вида направляемой корреспонденции. Сведений о вручении корреспонденции ФИО1 не имеется.
24.11.2020г. заместителем министра финансов <адрес>ФИО5 вынесено определение об исправлении описок, опечаток в постановлении от 17.07.2020г.
Сведения о направлении данного определения ФИО1 материалы дела не содержат.
Почтовые реестры и отчеты отслеживания отправлений не могут быть признаны допустимыми доказательствами надлежащего уведомления ФИО1, поскольку из данных документов не усматривается, какой вид корреспонденции направлялся, более того, имеются сведения о неудачной попытке вручения.
Учитывая, что распоряжение губернатора <адрес> от 29.03.2019г. ФИО1 освобожден от занимаемой должности министра экономического развития <адрес> и уволен 29.03.2019г. в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ, плановая выездная проверка проводилась после увольнения ФИО1 и в его отсутствие.
Из акта выездной проверки № от 27.04.2020г. следует, что сведений об ознакомлении ФИО1 с данным актом не имеется.
Иные доказательства ознакомления ФИО1 с результатами плановой выездной проверки в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3, частью 3 статьи 30.9 КоАП РФ жалоба на решение по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Согласно абзацу 3 пункта 29.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 от дата в случае, если копия постановления по делу об административном правонарушении, направленная по месту жительства или месту нахождения лица, привлекаемого к административной ответственности, была возвращена с отметкой на почтовом извещении (отправлении) об отсутствии этого лица по указанному адресу, либо о его уклонении от получения почтового отправления, а также по истечении срока хранения, то постановление вступает в законную силу по истечении десяти суток после даты поступления (возвращения) в суд копии данного постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3, часть 3 статьи 30.9 КоАП РФ).
Исходя из того, что надлежащим образом ФИО1 не был ознакомлен ни с результатами плановой выездной проверки, на основании которой составлен протокол об административном правонарушении, ни с датой и временем рассмотрения дела об административном правонарушении, постановлением по делу об административном правонарушении, каких-либо доказательств ознакомления ФИО1 с обжалуемым постановлением ранее 11.02.2021г. не имеется, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для восстановления срока на обжалование постановления по делу об административном правонарушении № от 17.07.2020г.
Исходя из п.7 Положения о министерстве финансов <адрес>, утвержденного постановления губернатора <адрес> от 28.06.2006г. №, Минфин СК относится к числу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, в том числе внутреннего государственного финансового контроля за расходованием средств краевого бюджета.
Из п. 8.3 и п. 9 Положения о Минфине СК не следует, что Минфин относится к числу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, наделенных полномочиями осуществлять не только контроль, но и надзор в финансово-бюджетной сфере, и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.15.11 КоАП РФ.
При этом, Управление Федерального казначейства по <адрес> в соответствии с Положением об Управлении Федерального казначейства по <адрес>, утвержденным приказом Федерального казначейства от 27.12.2003г. № наделено полномочиями осуществлять: контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством РФ (п. 9.22 (1);
в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством РФ (п. 9.22(4).
В силу ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства в области бюджетного Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих бюджетные правоотношения, составляет два года со дня совершения административного правонарушения.
Исходя из системного толкования ст. 4.5 и п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ и разъяснений, содержащихся в п. 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», вопрос о наличии в действиях лица состава административного правонарушения, в том числе вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, может обсуждаться только в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. Истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим дальнейшее производство по делу об административном правонарушении.
Поскольку на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности истек, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Жалобу ФИО1 – удовлетворить.
Постановление 16-09/015-2020 от 17.07.2020г. и определение об исправлении описок, опечаток от 24.11.2020г., вынесенные заместителем министра финансов <адрес>ФИО5 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1 – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 6 ч.1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Промышленный районный суд <адрес> края в течение десяти дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья Емельянова Т.М.