Судья Губина Л.М. № 12-245/2021
№ 7-640/2021
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань 15 октября 2021 года
Судья Астраханского областного суда Сорокина О.А.,
при помощнике судьи Гут А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Наримановского районного суда Астраханской области от 29 сентября 2021 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника ЦАФАПОДД ГИБДД УМВД России по Астраханской области № от 26 февраля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Наримановского районного суда Астраханской области от 29 сентября 2021 года, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Астраханский областной суд, ФИО1 ставит вопрос об отмене решения районного суда, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения, поскольку в технические характеристики транспортного средства внесены изменения.
Доложив дело и жалобу, выслушав ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд второй инстанции приходит к следующему выводу.
Административная ответственность по части 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину не более 10 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину не более 10 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 2, но не более 10 процентов.
Частью 1 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, относящихся согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОЛОГ) к грузам повышенной опасности, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Судом установлено, что 4 февраля 2020 в 11 часов 49 минут по адресу: Наримановский район, а/д «Приволжье-Николаевка-Янго-Аскер», км 3+000, водитель ФИО1 осуществлял движение на транспортном средстве марки КАМАЗ 532120, госномер Е764КА05, собственником которого он является, с превышением на 6 сантиметров допустимой общей ширины транспортного средства без специального разрешения.
Указанное нарушение зафиксировано работающей в автоматическом режиме системой «ИБС ВИМ», ИБС.00005.20072017 (поверка действительна до 13 января 2021 года, свидетельство №Р/070567).
Результаты поверок и лабораторного контроля системы «ИБС ВИМ» указывают на корректность работы системы в момент правонарушения в части фиксации габаритов транспортного средства, что позволяет принять данные специального технического средства, указывающие на то, что 4 февраля 2020 года транспортное средство, принадлежащее ФИО1, двигалось по автомобильной дороге с превышением предельно допустимой ширины транспортного средства, как достоверные.
Вопреки доводам жалобы, изменение технических характеристик транспортного средства не исключает наличие в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку даже с учетом зарегистрированных изменений технических характеристик габариты транспортного средства превышают допустимые габариты, установленные в приложении № 3 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, принятым Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272, что влечет необходимость получения специального разрешения.
Между тем, постановление административного органа и решение суда первой инстанции подлежат изменению в части размера назначенного административного штрафа.
Так, в частях 1, 2, 3 и 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф для собственников транспортных средств установлен в твердом размере, равном максимальному пределу административного штрафа для привлекаемых к ответственности на их основании в общем порядке юридических лиц (лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица).
Какая-либо дифференциация размера штрафа для собственников транспортных средств не предусмотрена, что хотя и согласуется с природой ответственности за правонарушения, выявляемые с помощью специальных технических средств, однако объективно усиливает карательное воздействие значительного по размеру административного штрафа, установленного в твердом размере.
Федеральный законодатель, установив в частях 1, 2, 3 и 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для любых собственников (владельцев) тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств административный штраф в твердом размере, равном максимальному пределу штрафа для юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, привлекаемых к ответственности в общем порядке, ввел, по сути, презумпцию осуществления гражданином - собственником (владельцем) такого транспортного средства предпринимательской деятельности без надлежащей регистрации, даже если тот, не имея статуса индивидуального предпринимателя, использует свое транспортное средство для личных нужд.
Само по себе предназначение тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств в ряду других транспортных средств свидетельствует, что гражданин, являющийся собственником (владельцем) такого транспортного средства и не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, с высокой степенью вероятности использует его, чтобы осуществлять хозяйственную деятельность, характерную для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Поэтому введение различной по строгости административной ответственности для гражданина - собственника (владельца) названного транспортного средства в зависимости от того, зарегистрирован ли он в качестве индивидуального предпринимателя или нет, стало бы недопустимым стимулом к занятию соответствующей деятельностью без приобретения данного статуса.
Следовательно, презумпция осуществления гражданином - собственником (владельцем) тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства предпринимательской деятельности без надлежащей регистрации, вытекающая из статьи 12.21.1 названного Кодекса, как таковая не противоречит Конституции Российской Федерации, будучи основанной на разумном соотнесении характеристик транспортного средства с теми нуждами, для удовлетворения которых оно предназначено. Вместе с тем эта презумпция - по смыслу положений указанной статьи, исключающих для гражданина возможность доказать при рассмотрении его жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, что в момент выявления административного правонарушения принадлежащее ему транспортное средство перевозило груз для личных нужд, - приобретает абсолютный (неопровержимый) характер, перерастая из презумпции в правовую аксиому, что не только не отвечает критериям справедливости, но и существенно ограничивает граждан в праве на защиту своих прав и свобод и тем самым не согласуется с требованиями Конституции Российской Федерации.
Назначая ФИО1 административный штраф по части 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере, предусмотренном для юридического лица, административный орган, а затем и суд первой инстанции не учли, что ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя не зарегистрирован. Данных о том, что он использовал транспортное средство в целях извлечения прибыли не имеется. Напротив, имеются доказательства перевозки на крупногабаритном транспортном средстве груза для личных нужд (перевозка мебели).
Доказательств обратного не представлено.
Следовательно, отсутствуют основания утверждать, что ФИО1 4 февраля 2020 года использовал транспортное средство для осуществления хозяйственной деятельности, характерной для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
При таких обстоятельствах, согласно разъяснениям, данным в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 2019 года № 5-П, размер административного штрафа назначается ФИО2 в сумме, равной размеру штрафа для водителя, назначаемому в соответствии с санкцией части 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Такое изменение постановления административного органа и решения районного суда соответствует требованиям пункта 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку при этом не ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление начальника ЦАФАПОДД ГИБДД УМВД России по Астраханской области № от 26 февраля 2020 года и решение судьи Наримановского районного суда Астраханской области от 29 сентября 2021 года изменить в части размера назначенного административного штрафа, назначив ФИО1 административный штраф в размере 1000 рублей.
В остальной части постановление от 26 февраля 2020 года и решение суда от 29 сентября 2021 года – оставить без изменения.
Полный текст решения составлен 15 октября 2021 года.
Судья
Астраханского областного суда О.А. Сорокина