ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-245/2021 от 15.10.2021 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья Губина Л.М. № 12-245/2021

№ 7-640/2021

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань 15 октября 2021 года

Судья Астраханского областного суда Сорокина О.А.,

при помощнике судьи Гут А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Наримановского районного суда Астраханской области от 29 сентября 2021 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением начальника ЦАФАПОДД ГИБДД УМВД России по Астраханской области от 26 февраля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Наримановского районного суда Астраханской области от 29 сентября 2021 года, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

В жалобе, поданной в Астраханский областной суд, ФИО1 ставит вопрос об отмене решения районного суда, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения, поскольку в технические характеристики транспортного средства внесены изменения.

Доложив дело и жалобу, выслушав ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд второй инстанции приходит к следующему выводу.

Административная ответственность по части 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину не более 10 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину не более 10 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 2, но не более 10 процентов.

Частью 1 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, относящихся согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОЛОГ) к грузам повышенной опасности, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями настоящей статьи.

В соответствии с частью 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

Судом установлено, что 4 февраля 2020 в 11 часов 49 минут по адресу: Наримановский район, а/д «Приволжье-Николаевка-Янго-Аскер», км 3+000, водитель ФИО1 осуществлял движение на транспортном средстве марки КАМАЗ 532120, госномер Е764КА05, собственником которого он является, с превышением на 6 сантиметров допустимой общей ширины транспортного средства без специального разрешения.

Указанное нарушение зафиксировано работающей в автоматическом режиме системой «ИБС ВИМ», ИБС.00005.20072017 (поверка действительна до 13 января 2021 года, свидетельство №Р/070567).

Результаты поверок и лабораторного контроля системы «ИБС ВИМ» указывают на корректность работы системы в момент правонарушения в части фиксации габаритов транспортного средства, что позволяет принять данные специального технического средства, указывающие на то, что 4 февраля 2020 года транспортное средство, принадлежащее ФИО1, двигалось по автомобильной дороге с превышением предельно допустимой ширины транспортного средства, как достоверные.

Вопреки доводам жалобы, изменение технических характеристик транспортного средства не исключает наличие в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку даже с учетом зарегистрированных изменений технических характеристик габариты транспортного средства превышают допустимые габариты, установленные в приложении № 3 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, принятым Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272, что влечет необходимость получения специального разрешения.

Между тем, постановление административного органа и решение суда первой инстанции подлежат изменению в части размера назначенного административного штрафа.

Так, в частях 1, 2, 3 и 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф для собственников транспортных средств установлен в твердом размере, равном максимальному пределу административного штрафа для привлекаемых к ответственности на их основании в общем порядке юридических лиц (лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица).

Какая-либо дифференциация размера штрафа для собственников транспортных средств не предусмотрена, что хотя и согласуется с природой ответственности за правонарушения, выявляемые с помощью специальных технических средств, однако объективно усиливает карательное воздействие значительного по размеру административного штрафа, установленного в твердом размере.

Федеральный законодатель, установив в частях 1, 2, 3 и 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для любых собственников (владельцев) тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств административный штраф в твердом размере, равном максимальному пределу штрафа для юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, привлекаемых к ответственности в общем порядке, ввел, по сути, презумпцию осуществления гражданином - собственником (владельцем) такого транспортного средства предпринимательской деятельности без надлежащей регистрации, даже если тот, не имея статуса индивидуального предпринимателя, использует свое транспортное средство для личных нужд.

Само по себе предназначение тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств в ряду других транспортных средств свидетельствует, что гражданин, являющийся собственником (владельцем) такого транспортного средства и не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, с высокой степенью вероятности использует его, чтобы осуществлять хозяйственную деятельность, характерную для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Поэтому введение различной по строгости административной ответственности для гражданина - собственника (владельца) названного транспортного средства в зависимости от того, зарегистрирован ли он в качестве индивидуального предпринимателя или нет, стало бы недопустимым стимулом к занятию соответствующей деятельностью без приобретения данного статуса.

Следовательно, презумпция осуществления гражданином - собственником (владельцем) тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства предпринимательской деятельности без надлежащей регистрации, вытекающая из статьи 12.21.1 названного Кодекса, как таковая не противоречит Конституции Российской Федерации, будучи основанной на разумном соотнесении характеристик транспортного средства с теми нуждами, для удовлетворения которых оно предназначено. Вместе с тем эта презумпция - по смыслу положений указанной статьи, исключающих для гражданина возможность доказать при рассмотрении его жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, что в момент выявления административного правонарушения принадлежащее ему транспортное средство перевозило груз для личных нужд, - приобретает абсолютный (неопровержимый) характер, перерастая из презумпции в правовую аксиому, что не только не отвечает критериям справедливости, но и существенно ограничивает граждан в праве на защиту своих прав и свобод и тем самым не согласуется с требованиями Конституции Российской Федерации.

Назначая ФИО1 административный штраф по части 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере, предусмотренном для юридического лица, административный орган, а затем и суд первой инстанции не учли, что ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя не зарегистрирован. Данных о том, что он использовал транспортное средство в целях извлечения прибыли не имеется. Напротив, имеются доказательства перевозки на крупногабаритном транспортном средстве груза для личных нужд (перевозка мебели).

Доказательств обратного не представлено.

Следовательно, отсутствуют основания утверждать, что ФИО1 4 февраля 2020 года использовал транспортное средство для осуществления хозяйственной деятельности, характерной для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

При таких обстоятельствах, согласно разъяснениям, данным в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 2019 года № 5-П, размер административного штрафа назначается ФИО2 в сумме, равной размеру штрафа для водителя, назначаемому в соответствии с санкцией части 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Такое изменение постановления административного органа и решения районного суда соответствует требованиям пункта 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку при этом не ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление начальника ЦАФАПОДД ГИБДД УМВД России по Астраханской области от 26 февраля 2020 года и решение судьи Наримановского районного суда Астраханской области от 29 сентября 2021 года изменить в части размера назначенного административного штрафа, назначив ФИО1 административный штраф в размере 1000 рублей.

В остальной части постановление от 26 февраля 2020 года и решение суда от 29 сентября 2021 года – оставить без изменения.

Полный текст решения составлен 15 октября 2021 года.

Судья

Астраханского областного суда О.А. Сорокина