ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-245/2022 от 02.06.2022 Московского районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 12-245/2022

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном

правонарушении

02 июня 2022 года г.Тверь

Судья Московского районного суда г.Твери Орёл Ю.А., с участием начальника отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора Курагина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Общества с ограниченной ответственностью «Коралл» Андреевой Е.Ю. на постановление о назначении административного наказания от 15 февраля 2022 года, вынесенное и.о. заместителя руководителя начальника отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора Курагиным А.В. о привлечении Общество с ограниченной ответственностью «Коралл» к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

†††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† постановлением о назначении административного наказания от 15 февраля 2022 года, вынесенное и.о. заместителя руководителя начальника отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзор

постановлением о назначении административного наказания от 15 февраля 2022 года, вынесенное и.о. заместителя руководителя начальника отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора Курагиным А.В., Общество с ограниченной ответственностью «Коралл» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 200000 рублей.

Представитель Общества с ограниченной ответственностью «Коралл» (далее ООО «Коралл») Андреева Е.Ю. обратилась в Московский районный суд г.Твери с жалобой на указанное выше постановление в порядке, предусмотренном правилами ст. ст.30.1 - 30.3 КоАП РФ, в которой просила отменить постановление о назначении административного наказания от 15 февраля 2022 года, вынесенное и.о. заместителя руководителя начальника отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора Курагиным А.В. о привлечении ООО «Коралл» к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, в которой также содержалось ходатайство о восстановлении срока на обжалование вышеуказанного постановления.

Определением Московского районного суда г.Твери от 12 мая 2022 года представителю ООО «Коралл» Андреевой Е.Ю. восстановлен срок на обжалование постановления о назначении административного наказания от 15 февраля 2022 года, вынесенное и.о. заместителя руководителя начальника отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора Курагиным А.В. о привлечении ООО «Коралл» к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.

В обосновании жалобы указано, что ООО «Коралл» не согласно с применением наложенного размера санкции по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, поскольку Федеральным законом №515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 КоАП РФ» реализовано Постановление Конституционного суда РФ от 25 февраля 2014 года -П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ, ст.4.1 КоАП РФ дополнена в частности частями 3.2 и 3.3. При рассмотрении дела государственным инспектором не учтено имущественное и финансовое положение ООО «Коралл», обстоятельства и характер совершенного правонарушения, отсутствие тяжких последствий, привлечение к административной ответственности впервые. Применение наложенной на ООО «Коралл» ответственности повлечет за собой избыточное использование административного принуждения, и не сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями. Для ООО «Коралл», наложенная сумма штрафа является ощутимой и может привести к негативным финансовым последствиям для формирования поощрительного фонда заработной платы работников Общества. В связи с этим, полагает, что имеются основании установить для ООО «Коралл» размер наложенного административного наказания менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ. Неисполнение ООО «Коралл» обязательств вызвано обстоятельствами непреодолимой силы, наступление которых объективно не зависит от Общества. Допущенное нарушение произошло в результате стечения двух чрезвычайных обстоятельств: сложная экономическая ситуация в стране, вызванная распространением новой коронавирусной инфекции и приостановление коммерческой деятельности ООО «Коралл» в результате введения ограничительных мероприятий (карантин) по африканской чуме свиней. С 13 ноября 2020 года деятельность ООО «Коралл» была приостановлена из-за введения ограничительных мероприятий (карантин) по африканской чуме свиней в соответствии с Постановлением губернатора Тверской области -пг и внесенными в него изменениями Постановлением -пг от 23 декабря 2020 года установлены ограничительные мероприятия до 20 марта 2021 года. Согласно вышеуказанному Постановлению к ограничительным мероприятиям, относятся, в том числе, запрет на убой всех видов животных, запрет на реализацию животных и продуктов их убоя, кормов, запрет на отгрузку всей продукции животноводства и растениеводства. Запрет на реализацию и отгрузку продукции ООО «Коралл», действующий с 13 ноября 2020 года, лишил Общество единственного источника доходов, часть работников была переведена на режим неполного рабочего времени, что в свою очередь привело к потере кадрового состава и, как результат, отсутствие надлежащего контроля за выполнением требований действующего законодательства. ООО «Коралл» создано 29 марта 2010 года, с момента образования открыто производство, на котором трудятся более 1000 сотрудников. Рассматриваемое нарушение выявлено на предприятии впервые. ООО «Коралл» за аналогичные правонарушения не привлекалось к административной ответственности. В целях устранения выявленных нарушений ООО «Коралл» подготовлен план по устранению выявленных замечаний, назначены ответственные лица, определены сроки устранения. Учитывая, что ООО «Коралл» предпринимаются меры для предотвращения правонарушения, назначение наказания в виде административного штрафа, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, в данном случае является чрезмерным. Ранее ООО «Коралл» не привлекалось к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.9.1 КоАП РФ. В связи с отсутствием других фактов привлечения ООО «Коралл» к административной ответственности за данное нарушение, отсутствием вреда и каких-либо вредных последствий, а также отсутствием вины Общества и принятие всех мер для надлежащего исполнения обязательства, вменяемое ООО «Коралл» правонарушение не представляет собой существенного нарушения охраняемых законом общественных отношений. Вменяемое ООО «Коралл» нарушение норм законодательства РФ не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло за собой нарушения прав и интересов граждан, общества и государства, в действиях ООО «Коралл» отсутствуют признаки пренебрежительного отношения к исполнению возложенных на него действующим законодательством обязанностей, поэтому считает, что имеются основания признать рассматриваемое правонарушение в качестве малозначительного.

В судебное заседание представитель ООО «Коралл» не явился о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

В судебное заседание представитель ООО «Коралл» Андреева Е.Ю. не явилась о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в телефонограмме просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В связи с неявкой в судебное заседание представителя ООО «Коралл», а также представителя Андреевой Е.Ю. надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, судья полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся участников процесса.

В судебном заседании начальник отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора Курагин А.В., пояснил, что в период с 13 января 2022 года по 26 января 2022 года была проведена плановая выездная проверка ООО «Коралл». В рамах проведенной проверки были выявлены нарушения обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, а именно «площадка цеха убоя и первичной переработки животных», рег. №А05-11982-0003; «Аммиачно-холодильная установка», рег. , расположенных по адресу: Тверская область, Бежецкий район, д.Алексеевское, д.5. Все нарушения отражены в Акте плановой выездной проверки от 26 января 2022 года. На момент рассмотрения дела ООО «Коралл» нарушения не были устранены. ООО «Коралл» было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, также в отношении ООО «Коралл» было вынесено представление об устранений причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Ответ на представление от ООО «Коралл» в течении 30 дней не поступил. Уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 26 января 2022 года в адрес ООО «Коралл» не направлялось, а было вручено заместителю технического директора по ОТ и ПБ ФИО1 у которого имелась доверенность. Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении в адрес ООО «Коралл» также не направлялось, а было вручено техническому директору ООО «Коралл» ФИО2 Полагает, что ООО «Коралл» было надлежащем образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о вынесении постановления о привлечении к административной ответственности. Просит постановление о назначении административного наказания от 15 февраля 2022 года о привлечении ООО «Коралл» к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КАП РФ, оставить без изменения, жалобу представителя ООО «Коралл» Андреевой Е.Ю., без удовлетворения.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, выслушав начальник отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора Курагина А.В., судья приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выяснение причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

Статья 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях содержит перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, в том числе наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства смягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу ст.26.2 и ст.26.3 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения и виновность лица, эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, которые отражаются в протоколе об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.

Согласно ст.26.11 КоАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов регулируется Федеральным законом от 21 июля 1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Федеральный закон от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ от 21 июля 1997 года, в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (статья 3 указанного Закона).

Опасными производственными объектами в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года №116-ФЗ являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к данному Закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (статья 2).

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности.

В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона); обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.

Как следует из п.12 ч.1 ст.12 Федерального закона №99-ФЗ от 04 мая 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат, в том числе эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

Судом установлено, что Центральным управлением Ростехнадзора в период с 13 января 2022 года по 26 января 2022 года проведена плановая выездная проверка ООО «Коралл».

В рамках проведенной проверки выявлены нарушения обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, зарегистрированных в государственном реестре опасных производственных объектов ООО «Коралл»: «Площадка цеха убоя и первичной переработки животных», рег. ; «Аммиачно-холодильная установка», рег. , расположенных по адресу: Тверская область, Бежецкий район, д.Алексеевское, д.5, а именно: ООО «Коралл» осуществляет эксплуатацию опасных производственных объектов III класса опасности без переоформленной лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности, в которой также не содержится перечень работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности; директор ООО «Коралл» Чмыхалов С.В., на которого возложены обязанности руководителя организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, не прошел аттестацию по общим требованиям промышленной безопасности в установленном порядке; заместитель главного инженера ООО «Коралл» ФИО3, на которого возложены обязанности ответственного лица за организацию производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах в структурном подразделении «Мясопереработки», не прошел аттестацию по общим и специальным требованиям промышленной безопасности, в установленном порядке; представленное «Положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, эксплуатируемый ООО «Коралл», утвержденное руководителем организации 09 июля 2019 года, не пересмотрено в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2020 года №2168; представленный приказ от 06 июня 2017 года об организации производственного контроля за безопасной эксплуатацией опасных производственных объектов, в структурном подразделении «Мясопереработка», не актуализирована в соответствии с действующей нормативной документацией, содержит требования утратившего силу постановления Правительства РФ от 10 марта 1999 года №263; представленный документ, регламентирующий техническое расследование причин инцидентов на опасных производственных объектов, их учет и анализ по содержанию не соответствует действующим нормативным документам; представленный приказ от 21 апреля 2017 года о назначении ответственного лица за исправное состояние и безопасную эксплуатацию сосудов, работающих под давлением в структурном подразделении «Мясопереработка», не актуализирована в соответствии с действующей нормативной документацией, содержит требования утратившего силу (ПБ 03-576-03); представленная должностная инструкция работника, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию сосудов, работающих под давлением в структурном подразделении «Мясопереработка», утвержденная руководителем 07 декабря 2017 года, не актуализирована в соответствии с действующей нормативной документацией.

Указанные обстоятельства послужили основание для составления протокола об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Коралл» по факту совершения правонарушения по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.

15 февраля 2022 года и.о. заместителя руководителя начальника отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора Курагиным А.В. вынесено постановление в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Коралл» по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

Согласно постановлению, факт совершения Обществом с ограниченной ответственностью «Коралл» административного правонарушения подтверждается: актом проверки от 26 января 2022 года, протоколом об административном правонарушении от 02 февраля 2022 года.

Вместе с тем указанное постановление законным признать нельзя по следующим основаниям.

Статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

На основании ч.2 ст.25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно ч.1 ст.25.15 КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя (ч.3 ст. 25.15 КоАП РФ).

В силу ч. ч. 2, 4 ст. 29.7 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что извещение участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).

Данные разъяснения Верховного Суда РФ применяются и при рассмотрении дел об административных правонарушениях должностными лицами административных органов.

Анализ приведенных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения всех лиц, участвующих в деле, о рассмотрении дела об административном правонарушении, в том числе на стадии рассмотрения дела должностным лицом административного органа.

Иное толкование вышеприведенных норм КоАП РФ и разъяснений означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.

При этом, КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.

По смыслу нормативных положений, закрепленных в КоАП РФ, протокол об административном правонарушении является основополагающим процессуальным документом, в котором фиксируются событие административного правонарушения, приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности.

Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Коралл» по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ составлен 02 февраля 2022 года.

Как следует из материалов дела и подтверждено начальником отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора Курагиным А.В. уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 26 января 2022 года в адрес ООО «Коралл» не направлялось, а было вручено заместителю технического директора по ОТ и ПБ ФИО1 (л.д.71).

Как предусмотрено статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Поскольку протокол об административном правонарушении, содержащий описание обстоятельств правонарушения и квалификацию действия (бездействия) лица, является основным документом, на основании которого впоследствии рассматривается дело об административном правонарушении и принимается решение о виновности лица, то составление протокола с существенными нарушениями прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении может повлечь в дальнейшем отмену постановления по делу, если таковое состоится, в основу которого может быть положен составленный с нарушениями закона протокол.

Изложенное свидетельствует о том, что в ходе производства по делу об административном правонарушении административным органом не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных ст.28.2, ст.25.1, ст.25.4 КоАП РФ, что повлекло нарушение права Общества с ограниченной ответственностью «Коралл» на защиту.

Таким образом, при составлении протокола об административном правонарушении допущены существенные процессуальные нарушения требований КоАП РФ, которые влекут признание данного протокола недопустимым доказательством.

Согласно ч.4 ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, с учетом положений названной выше нормы, отсутствие объективных данных, подтверждающих получение Обществом с ограниченной ответственностью «Коралл» извещения о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении по настоящему делу на 02 февраля 2022 года, не позволяют сделать вывод о соблюдении должностным лицом требований ч.4 ст.28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Коралл» в его отсутствие.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований ст.28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.

Протокол об административном правонарушении для устранения недостатков возвращен не был, недостатки протокола не устранялись.

При этом обращаю внимание, что такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрена, устранение указанного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.

По смыслу положений ст.29.1, ст.29.4 КоАП РФ стадия подготовки дела к рассмотрению не может быть возобновлена после рассмотрения дела по существу. Данное дело по существу было рассмотрено 15 февраля 2022 года, что исключает возможность возвращения протокола об административном правонарушении для устранения недостатков.

Допущенное нарушение требований КоАП РФ является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого постановления.

С учетом изложенного, постановление должностного лица по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Коралл» не может быть признано законным и подлежит отмене.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С учетом установленных обстоятельств, указанных выше правовых норм, постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Коралл» от 15 февраля 2022 года, вынесенное и.о. заместителем руководителя начальника отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора Курагиным А.В. о привлечении Общество с ограниченной ответственностью «Коралл» к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 15 февраля 2022 года, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях юридического лица.

В оценке доводов рассматриваемой жалобы, не связанных с обстоятельствами, о которых подробно сказано выше, суд с учетом принятого решения об отмене обжалуемого постановления должностного лица и прекращении производства по делу, целесообразности не видит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья

решил:

жалобу представителя Общества с ограниченной ответственностью «Коралл» Андреевой Е.Ю. на постановление о назначении административного наказания от 15 февраля 2022 года, вынесенное и.о. заместителя руководителя начальника отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора Курагиным А.В. о привлечении Общество с ограниченной ответственностью «Коралл» к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях - удовлетворить.

Постановление о назначении административного наказания от 15 февраля 2022 года, вынесенное и.о. заместителя руководителя начальника отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора Курагиным А.В. о привлечении Общество с ограниченной ответственностью «Коралл» к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 15 февраля 2022 года, отменить.

Производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Московский районный суд г. Твери в течение десяти суток с момента вручения либо получения его копии.

Судья Ю.А. Орёл

Дело № 12-245/2022