ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-246 от 30.09.2021 Пензенского областного суда (Пензенская область)

судья - Демина Л.В. дело № 7-379/2021

РЕШЕНИЕ

по делу № 12-246

г. Пенза 30 сентября 2021 года.

Судья Пензенского областного суда Попов П.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление руководителя Управления Федерального казначейства по Пензенской области ФИО2 <данные изъяты> от 8 февраля 2021 года и решение судьи Железнодорожного районного суда г. Пензы от 20 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением руководителя Управления Федерального казначейства по Пензенской области ФИО2 <данные изъяты> от 8 февраля 2021 года начальник отдела финансирования, бухгалтерского учета и отчетности - главный бухгалтер Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области ФИО1 была освобождена от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей было объявлено устное замечание.

Решением судьи Железнодорожного районного суда г. Пензы от 20 июля 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ФИО1 без удовлетворения.

Не согласившись с указанными процессуальными актами, ФИО1 обратилась с жалобой в Пензенский областной суд, в которой просит отменить постановление должностного лица и решение судьи районного суда, а производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы ФИО1 указывает, что Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области является ответственным исполнителем за достижение значений показателя эффективности деятельности губернатора Пензенской области и исполнительных органов государственной власти Пензенской области - «Качество окружающей среды».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 года № 1614 утверждены Правила предоставления и распределения иных межбюджетных тарифов в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Из содержания пункта 6 Правил № 1614 следует, что соответствующая группа должностных лиц, деятельность которых способствовала достижению субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей эффективности деятельности, определяется решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 19 Правил, постановлением Губернатора Пензенской области от 19.12.2019 № 162 утвержден Порядок выплаты поощрений.

На основании приказа Министерства от 25.12.2019 № 144/1-к «О премировании» государственным гражданским служащим Министерства произведена выплата поощрения за достижение показателей в 2019 году.

Правила устанавливают только порядок предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации.

Правила не определяют порядок расходования предоставленных субъекту Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов.

Принятие порядка расходования входит в компетенцию субъекта Российской Федерации. Порядком расходования денежных средств является постановление Губернатора Пензенской области от 19.12.2019 № 162, которым утвержден Порядок выплаты поощрений.

Поэтому при выплате поощрений за достижение показателей в 2019 году государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы Пензенской области, руководствовалась нормативными правовыми актами Пензенской области, то есть непосредственно Порядком и распоряжением Губернатора Пензенской области от 24.12.2019 № 197-р/к «О премировании».

Показатель «Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства» по состоянию на 10.08.2019 применялся в Правилах при предоставлении межбюджетных трансфертов субъекту Российской Федерации, а не в Порядке для расходования субъектом иных межбюджетных трансфертов.

Законом Пензенской области от 24.12.2018 № 3283-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» установлено целевое назначение выделенных Министерству бюджетных средств - поощрение за содействие достижению значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно расчетно-платежным ведомостям целевым назначением платежей сотрудникам Министерства <данные изъяты>. является начисление и оплата страховых взносов с поощрений, что подтверждается платежными поручениями (заявками на кассовый расход от 26.12.2019 <данные изъяты>

Расходы на выплату денежного поощрения пяти государственным гражданским служащим Министерства в сумме 15938,57 рублей и начислений на выплаты по оплате труда, перечисленных в Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и в Пенсионный фонд в общей сумме 4813,45 рублей, не являются нецелевым использованием средств межбюджетного трансферта, поскольку произведены в соответствии с установленным Порядком и в полном объеме использованы на соответствующие цели.

Доказательства использования средств федерального бюджета в сумме 20752,02 рубля не по целевому назначению в материалах дела отсутствуют.

Указывает, что принцип целевого использования бюджетных средств, предусмотренный положениями статьи 38 и подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, был соблюден в полной мере.

Аналогичные выводы сделаны Арбитражным судом Пензенской области в решении от 24 июня 2021 года по делу <данные изъяты> оставленным без изменения Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения ФИО1, её защитника Баширова Р.М., поддержавших доводы жалобы, представителя УФК по Пензенской области ФИО3, полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, прихожу к следующему.

В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с частью 1 пунктом 2 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии со статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Как было установлено должностным лицом, ФИО1 были допущены нарушения статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 10 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.12.2019 №1614, выразившиеся в начислении на выплаты по оплате труда и перечислении в Фонд социального страхования, в Фонд обязательного медицинского страхования и в Пенсионный фонд с денежного поощрения в размере 15938,57 рублей, выданным 5 должностным лицам, замещающим должности государственной гражданской службы Пензенской области, не участвовавшим в достижении Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области показателя «Качества окружающей среды» в Пензенской области в 2019 году относительно его установленного значения (уровня) на 10 августа 2019 года и как следствие не принимавших участие в достижении Пензенской областью значений (уровней) показателей эффективности деятельности.

Данные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении начальника отдела финансирования, бухгалтерского учета и отчетности - главного бухгалтера Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области ФИО1 протокола об административном правонарушении по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в дальнейшем вынесения по делу постановления о прекращении производства на основании положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С вынесенным по делу постановлением должностного лица согласилась и судья районного суда.

Однако с вынесенными по делу постановлением должностного лица и решением судьи районного суда согласиться нельзя.

Должностным лицом и судьей районного суда не были приняты во внимание те обстоятельства, что в ходе производства по данному делу ФИО1 последовательно указывала, что при выплате поощрения государственным гражданским служащим Минлесхоза Пензенской области она руководствовалась постановлением Губернатора Пензенской области от 19 декабря 2019 года № 162, утвердившим Порядок выплаты поощрений за достижение Пензенской областью в 2019 году значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также распоряжением Губернатора Пензенской области от 24 декабря 2019 года № 197-р/к «О премировании», в связи с чем полагала необоснованными выводы о нецелевом использовании иных межбюджетных трансфертов на сумму 15938,57 рублей и, соответственно, о наличии в ее действиях состава административного правонарушениях, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Решением Арбитражного суд Пензенской области от 24 июня 2021 года по делу <данные изъяты>, вступившим в законную силу, признано недействительным представление Управления Федерального казначейства по Пензенской области от 9 февраля 2021 <данные изъяты>, выданное Минлесхозу Пензенской области по итогам проведенной камеральной проверки в период с 8 октября 2020 года по 17 декабря 2020 года.

В данном представлении содержатся аналогичные с обжалуемым по настоящему делу постановлением выводы о допущенных Минлесхозом Пензенской области нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, квалифицированных как нецелевое использование, а также требования по возврату в срок до 1 июня 2021 года иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

При проверке на соответствие Бюджетному кодексу Российской Федерации вышеуказанного представления, арбитражный суд пришел к выводу, что выделенные министерству в 2019 году за счет средств иных межбюджетных трансфертов ассигнования на выплату поощрения за достижение Пензенской областью в 2019 году значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по коду бюджетной классификации расходов бюджета <данные изъяты> в сумме 15938,57 рублей и коду <данные изъяты> в сумме 4813,45 рублей были израсходованы в декабре 2019 года Минлесхозом Пензенской области на выплату поощрения названным выше пяти своим сотрудникам, замещающим на тот момент в министерстве должности государственной гражданской службы, и на перечисление начисленных на поощрение страховых взносов в тех же размерах и по тем же самым кодам бюджетной классификации, при этом принцип целевого использования бюджетных средств, предусмотренный приведенными выше положениями статьи 38 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, министерством был соблюден в полной мере.

Признавая представление недействительным, Арбитражный суд Пензенской области в решении от 24 июня 2021 года установил, что при выплате поощрения за достижение показателей в 2019 году государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы Пензенской области, министерство, являясь исполнительным органом государственной власти Пензенской области, руководствовалось нормативными правовыми актами Пензенской области, т.е. непосредственно Порядком выплаты поощрений за достижение Пензенской областью в 2019 году значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденным постановлением Губернатора Пензенской области от 19 декабря 2019 года № 162, и распоряжением Губернатора Пензенской области от 24 декабря 2019 года № 197-р/к «О премировании».

Также арбитражным судом отмечено, что Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 года № 1614, нарушение пункта 10 которых вменено ФИО1, не определяют порядок расходования предоставленных субъекту Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов. Принятие порядка расходования входит в компетенцию субъекта Российской Федерации.

Доводы казначейства о том, что принятые на работу в министерство после окончания отчетного периода (после 10 августа 2019 года) должностные лица: <данные изъяты> не участвовали в достижении Минлесхозом Пензенской области показателя «Качество окружающей среды» в Пензенской области до 10 августа 2019 года относительно его установленного значения на 2019 год, и, как следствие, не принимали участия в достижении Пензенской областью значений (уровней) показателей эффективности деятельности, в связи с чем им не должно было выплачиваться поощрение и начисляться взносы на него, отклонены как не основанные на нормах действующего законодательства исходя из следующего.

Пунктом 4 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 года № 1614, установлены показатели, достижение значений которых являлось условием предоставления иных межбюджетных трансфертов. Показатель, значение которого в пункте 10 Правил применено по состоянию на 10 августа 2019 года - «Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства» - за него Министерство не является ответственным.

Как отмечено арбитражным судом, показатель «Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства» по состоянию на 10 августа 2019 года применялся в Правилах при предоставлении межбюджетных трансфертов субъекту Российской Федерации, а не в Порядке для расходования субъектом иных межбюджетных трансфертов.

Соответственно, ссылка на применение вышеуказанного показателя в расчетах размера поощрения государственным гражданским служащим не обоснована.

Выводы Управления Федерального казначейства по Пензенской области в акте проверки и в оспариваемом представлении о нарушении Минлесхозом Пензенской области статьи 38 и подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также пункта 10 Правил № 1614 признаны арбитражным судом не соответствующими законодательству и противоречащими совокупности имеющихся в деле доказательств. Вменяемое министерству бюджетное правонарушение, предусмотренное статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в виде нецелевого использования средств иных межбюджетных трансфертов в общей сумме 20752,02 рубля казначейством не доказано в установленном законом порядке и опровергается материалами дела.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 сентября 2021 года решение Арбитражного суда Пензенской области от 24 января 2021 года, принятое по делу <данные изъяты>, оставлено без изменения, апелляционная жалоба Управления Федерального казначейства по Пензенской области - без удовлетворения.

С данными обстоятельствами нельзя не согласиться, и они не могут быть не учтены при разрешении жалобы ФИО1 по настоящему делу, так как упомянутое представление Управления Федерального казначейства по Пензенской области от 9 февраля 2021 <данные изъяты>, вынесенное в отношении Минлесхоза Пензенской области, касается обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении <данные изъяты> от 21 января 2021 года в отношении ФИО1 и вынесения в отношении ФИО1 как начальника отдела финансирования, бухгалтерского учета и отчетности - главного бухгалтера Минлесхоза Пензенской области постановления о прекращении производства по делу на основании положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изложенное в совокупности подтверждает отсутствие в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом изложенного и на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление должностного лица и решение судьи районного суда подлежат отмене с прекращением производства по делу в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

жалобу ФИО1 - удовлетворить.

Постановление руководителя Управления Федерального казначейства по Пензенской области ФИО2 <данные изъяты> от 8 февраля 2021 года и решение судьи Железнодорожного районного суда г. Пензы от 20 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела финансирования, бухгалтерского учета и отчетности - главного бухгалтера Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области ФИО1 отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.

Судья Пензенского областного суда: Попов П.Г.