ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-246/18 от 25.07.2018 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Крутикова С.А. дело № 12-246/2018

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Колесникова Д.А.,

при секретаре судебного заседания Красавцевой Т.Л.,

рассмотрев 25 июля 2018 года в г. Сыктывкаре в открытом судебном заседании жалобу должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Чапцевой А.Э. на постановление судьи Усинского городского суда Республики Коми от 22 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ... Финансового управления администрации МО «Усинск» Чапцевой А.Э.,

установил:

должностным лицом Контрольно-счетной палаты ГО «Усинск» <Дата обезличена> в отношении ... Финансового управления администрации МО «Усинск» Чапцевой А.Э. составлен протокол об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Материалы административного дела в соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях переданы на рассмотрение в Усинский городской суд Республики Коми.

Постановлением судьи Усинского городского суда Республики Коми от 22.06.2018 ... Финансового управления администрации ГО «Усинск» Чапцева А.Э. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением судьи городского суда, должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Чапцева А.Э. обратилась в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит его отменить в виду его незаконности и необоснованности. В обоснование жалобы указывает об отсутствии в ее действиях состава вмененного административного правонарушения, ссылаясь на то, что акты выполненных работ подписывались ею после проведения экспертизы выполненных работ ответственного должностного лица. У работников Финансового управления установлен ненормированный рабочий день, и арендуемый автомобиль с водителем использовался за пределами рабочего времени исключительно в служебных целях.

В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Чапцева А.Э., должностное лицо административного органа, не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении дела об административном правонарушении не поступало.

Представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Мерилов С.В., уполномоченный соответствующей доверенностью, доводы жалобы поддержал в полном объеме, дополнений не выразил.

Считаю возможным рассмотреть жалобу на постановление судьи городского суда в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и должностного лица административного органа.

Заслушав объяснения представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Статьей 38 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обеспечивает целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ определено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Как установлено и следует из материалов дела, Финансовым управлением администрации МО ГО «Усинск» осуществлена закупка с применением конкурентных способов определения поставщика – путём проведения электронного аукциона № <Номер обезличен> на оказание услуг по перевозке легковым автомобилем.

По итогам проведённого аукциона Финансовым управлением администрации МО ГО «Усинск» <Дата обезличена> заключён муниципальный контракт <Номер обезличен>, в соответствии с которым были закуплены на <Дата обезличена> и <Дата обезличена> годы услуги по перевозке легковым автомобилем сотрудников Финансового управления администрации МО ГО «Усинск», на условиях полного рабочего дня (8 часов в день) в рабочие дни, и дополнительно 13 полных рабочих дней, как указано в обосновании – для дополнительных заявок.

Контрольно-счетной палатой ГО «Усинск» проведено контрольное мероприятие «...», осуществленных Финансовым управлением администрации МО ГО «Усинск».

В ходе проверки установлено, что оплата услуг с учетом Правил внутреннего трудового распорядка Финансового управления администрации МО ГО «Усинск», статьи 95 Трудового кодекса РФ («Продолжительность работы накануне нерабочих праздничных и выходных дней») по служебным разъездам Финансовым управлением администрации МО ГО «Усинск» производилась за промежутки времени, в которые служебные разъезды совершаться работниками управления не могут – до начала или после окончания рабочего дня, что является нецелевым использованием бюджетных средств, исходя из того, что данные расходы не соответствуют целям осуществления, установленным сводной бюджетной росписью.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В примечании к данной статье Кодекса указано, что под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

Таким образом, поскольку Чапцева А.Э., являющаяся ... Финансового управления администрации МО ГО «Усинск», допустила нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета МО ГО «Усинск» по смете Финансового управления администрации МО ГО «Усинск» и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих целям, определенным сводной бюджетной росписью бюджета МО ГО «Усинск, судья городского суда пришел к правильному выводу, что данные действия свидетельствуют о совершении данным должностным лицом юридического лица состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Указанные обстоятельства и виновность Чапцевой А.Э. подтверждены совокупностью исследованных доказательств, в том числе: протоколом <Номер обезличен> об административном правонарушении от <Дата обезличена>; актом по итогам контрольного мероприятия «Аудит закупок на <Дата обезличена> года, осуществлённых администрацией МО ГО «Усинск» и Финансовым управлением администрации МО ГО «Усинск» от <Дата обезличена>; сводной бюджетной росписью бюджета МО ГО «Усинск» на <Дата обезличена> год; муниципальным контрактом <Номер обезличен> от <Дата обезличена> на оказание услуг по перевозке легковым автомобилем (...), заключенным между Финансовым управлением администрации МО ГО «Усинск» в лице ... Чапцевой А.Э. и ИП ....; дополнительным соглашением <Номер обезличен> от <Дата обезличена> к муниципальному контракту; положением о Финансовом управлении МО ГО «Усинск», утвержденным решением седьмой сессии Совета МО ГО «Усинск» пятого созыва от <Дата обезличена>, согласно которому Финансовое управление администрации МО ГО «Усинск» является получателем средств бюджета МО ГО «Усинск», предусмотренных на содержание и реализацию возложенных на Финансовое управление функций; Финансовое управление осуществляет соответствующие бюджетные полномочия распорядителя бюджетных средств местного бюджета; Финансовое управление возглавляет руководитель, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Финансовое управление задач и осуществление им своих функций; правилами внутреннего трудового распорядка для работников финансового управления администрации МО ГО «Усинск», утвержденными <Дата обезличена>... Финансового управления администрации МО ГО «Усинск Чапцевой А.Э.; путевыми листами легкового автомобиля, в которых указано время выезда из гаража – 8 часов 30 минут и время заезда в гараж – 17 часов 30 минут; актами выполненных работ и счетами-фактурами; заявками на оплату расходов; платежными поручениями; постановлением <Номер обезличен> администрации МО ГО «Усинск» от <Дата обезличена>, которым с <Дата обезличена> Чапцева А.Э. переведена на должность ... Финансового управления администрации МО ГО «Усинск»; дополнительным соглашением <Номер обезличен> к трудовому договору <Номер обезличен> от <Дата обезличена> с ... Финансового управления администрации МО ГО «Усинск», заключенным между администрацией МО ГО «Усинск» и Чапцевой А.Э., согласно которому руководитель обязан, в том числе обеспечивать эффективную деятельность Управления, обеспечивать целевое и эффективное использование денежных средств Управления; и другими доказательствами по делу, которые получили оценку судьей городского суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения; должностное лицо, допустившее нецелевое использование бюджетных средств; виновность указанного лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу изложенного, доводы жалобы об отсутствии в действиях привлекаемого лица состава вмененного административного правонарушения, поскольку до подписания Чапцевой А.Э. актов выполненных работ, данные документы проходили экспертизу выполненных работ, во внимание не принимаются.

Ссылка в жалобе на то, что у работников Финансового управления установлен ненормированный рабочий день, и арендуемый автомобиль с водителем использовался в служебных целях также за пределами рабочего времени, правового значения в рамках рассматриваемого дела не имеет.

Установлено, что в соответствии с путевыми листами, оказание услуг по перевозке сотрудников Финансового управления администрации МО ГО «Усинск» осуществлялось контрагентом ИП .... по будним дням начиная с 8 часов 30 минут и заканчивая 17 часами 30 минутами, при этом рабочий день в Финансовом управлении администрации МО ГО «Усинск», в соответствии с пунктом 5.1 «Правил внутреннего трудового распорядка для работников Финансового управления администрации МО ГО «Усинск», утверждённых приказом <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, начинается с 8 часов 45 минут, то есть на 15 минут позже начала оказания контрагентом услуг.

Согласно пункту 5.1.Правил внутреннего трудового распорядка, по пятницам рабочий день в Финансовом управлении администрации МО ГО «Усинск» заканчивается в 16 часов 45 минут, в то же время, по пятницам, как и во все остальные рабочие дни, Финансовым управлением администрации МО ГО «Усинск», на основании актов выполненных работ, оплачивалось ИП .... как оказание услуг по служебным разъездам, которые не могли осуществляться по окончании рабочего дня после 16 часов 45 минут.

Исходя из статьи 95 Трудового кодекса РФ, пункта 5.1 Правил внутреннего трудового распорядка, согласно которым накануне праздничных дней продолжительность рабочего времени уменьшается на 1 час, рабочий день в Финансовом управлении администрации МО ГО «Усинск» в предпраздничные дни: 22 февраля 2017 года и 07 марта 2017 года сокращен до 17 часов 00 минут, 03 ноября 2017 года до 15 часов 45 минут,

В то же время в указанные дни, и во все остальные рабочие дни, Финансовое управление администрации МО ГО «Усинск», на основании актов выполненных работ оплачивалось ИП .... оказание услуг по служебным разъездам.

При таких обстоятельствах, поскольку в соответствии с условиями п. 1.1 муниципального контракта, в оказание услуг по перевозке входят только служебные разъезды работников Финансового управления, оплата услуг по служебным разъездам в промежутки времени, в которые служебные разъезды совершаться работниками не могут (до начала или после окончания рабочего дня), является нецелевым использованием бюджетных средств, поскольку данные расходы не соответствуют целям осуществления, установленным сводной бюджетной росписью.

Кроме того, ненормированный рабочий день установлен для сотрудников Финансового управления администрации МО ГО «Усинск», в то время как водитель транспортного средства таковым не является. Муниципальным контрактом водителю транспортного средства установлен полный рабочий день (8 часов в день) в рабочие дни, то есть с ним не заключен трудовой договор на условиях ненормированного рабочего дня, он не выразил свое согласие на привлечение его к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени, напротив, ему установлена конкретная продолжительность рабочего дня, которая, в свою очередь, как установлено материалами дела не соответствует Правилам внутреннего трудового распорядка Финансового управления администрации МО ГО «Усинск».

Таким образом, вывод судьи о наличии в действиях должностного лица Финансового управления администрации МО ГО «Усинск Чапцевой А.Э. состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является правильным, основан на материалах дела и не противоречит действующему законодательству, подлежащего применению к рассматриваемым правоотношениям.

При рассмотрении дела установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении Чапцевой А.Э. настоящего дела об административном правонарушении, имели место <Дата обезличена>

Частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрен двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

Анализ приведенного правового регулирования позволяет сделать вывод о том, что срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в соответствии со специальной нормой, содержащейся в части 3 статьи 4.5 указанного Кодекса, составляет один год.

Данный правовой подход сформулирован в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 18 июля 2016 года № 52-АД16-1.

Исходя из того, что по событиям административного правонарушения, имевшим место <Дата обезличена> на дату рассмотрения дела об административном правонарушении срок привлечения к административной ответственности истек, суд обоснованно исключил указание о виновности в данных фактах нецелевого использования бюджетных средств Чапцевой А.Э.

Вместе с тем, поскольку факты нецелевого использования бюджетных средств от <Дата обезличена> должностным лицом Финансового управления администрации МО ГО «Усинск» Чапцевой А.Э. нашли подтверждение в ходе рассмотрения дела, в силу указанных норм срок давности привлечения к административной ответственности не истек, судья городского суда правомерно признал наличие в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Административное наказание в виде штрафа назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в минимальном размере, установленной санкцией статьи 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Доводы, изложенные в жалобе, не являются основанием к отмене постановления судьи, поскольку основаны на ином толковании норм права и установленных судом обстоятельств, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств и не свидетельствуют о невиновности Чапцевой А.Э. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного постановления не усматривается.

Каких-либо существенных процессуальных нарушений требований Кодекса РФ об административных правонарушениях при производстве по делу, влекущих за собой отмену постановления, допущено не было.

Руководствуясь статьями 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Усинского городского суда Республики Коми от 22 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ... Финансового управления администрации МО «Усинск» Чапцевой А.Э. оставить без изменения, жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Чапцевой А.Э. - без удовлетворения.

Судья Д.А. Колесниковой