ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-246/19 от 17.04.2019 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

Судья Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края ФИО1, рассмотрев протест заместителя прокурора г. Сочи КОЮ на постановление мирового судьи судебного участка Центрального района г. Сочи ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – директора департамента по охране окружающей среды, лесопаркового, сельского хозяйства и промышленности администрации г. Сочи КОЮ по ч. 5.59 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> г. Сочи ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ производство по возбужденному прокуратурой г. Сочи ДД.ММ.ГГГГ делу об административном правонарушении по ст. 5.59 КоАП РФ в отношении должностного лица – директора департамента по охране окружающей среды, лесопаркового, сельского хозяйства и промышленности администрации г. Сочи КОЮ прекращено на основании ст. 2.9 КоАП РФ с объявлением устного замечания.

ДД.ММ.ГГГГ в Центральный районный суд г. Сочи из мирового суда судебного участка Центрального района г.Сочи поступил протест заместителя прокурора г. Сочи КОЮна указанное постановление мирового судьи, в которой он указывает, что данное постановление является незаконным и необоснованным, так как по результатам проведенной прокуратурой города Сочи проверки по обращению КОЮ о несогласии с ответом департамента по охране окружающей среды, лесопаркового, сельского хозяйства и промышленности администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ (исх. .01-06/2) установлено, что директор названного департамента КОЮ при рассмотрении обращения КОЮ от ДД.ММ.ГГГГ допустил нарушения установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан.

В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, просит протест удовлетворить по основаниям в нем указанным.

Проверив материалы административного дела, доводы, изложенные в протесте, находит протест подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В администрацию города Сочи ДД.ММ.ГГГГ (вх. ) поступило обращение инспектора благотворительного фонда защиты городских животных КОЮ по вопросам, касающимся регулирования численности безнадзорных животных, деятельности приютов по их содержанию, строительства крематоров, и иным вопросам.

Рассмотрение данного обращения было поручено директору департамента по охране окружающей среды, лесопаркового, сельского хозяйства и промышленности администрации города Сочи КОЮ, которым на обращение дан письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ.01-06/2.

При рассмотрении этого обращения в департаменте по охране окружающей среды, лесопаркового, сельского хозяйства и промышленности администрации города Сочи были нарушены положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Так, в соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Пунктами 1, 3 и 4 ч. 1 ст. 10 названного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ на орган местного самоуправления или должностное лицо возложена обязанность обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина, а также дать гражданину письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 этого же Федерального закона.

В вышеуказанном ответе директора департамента по охране окружающей среды, лесопаркового, сельского хозяйства и промышленности администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ не приведено обстоятельств, указанных в статье 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ. В ходе прокурорской проверки таких обстоятельств не установлено.

Однако этот ответ не содержит информации по существу поставленных в обращении КОЮ вопросов о статусе, полномочиях и порядке деятельности рабочей группы, которая, как указано в обращении, создана по инициативе Главы города Сочи КОЮ; юридическом статусе частных приютов по содержанию животных на муниципальных землях; сроках строительства муниципального приюта по содержанию животных; причинах установления крематоров в недопустимой зоне (на земельном участке ); основаниях изменения целевого назначения земельных участков, на которых планируется строительство площадок для крематоров; неэффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере обращения с животными.

Таким образом, при разрешении директором департамента по охране окружающей среды, лесопаркового, сельского хозяйства и промышленности администрации города Сочи КОЮ вышеуказанного обращения КОЮ были нарушены требования п. 3 ст.5 и п. 1,3 и 4 ч.1 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации», обязывающих орган местного самоуправления или должностное лицо дать гражданину письменный ответ по существу всех поставленных в обращении вопросов.

В соответствии со ст. 15 вышеназванного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ лица, виновные в нарушении данного закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность должностных лиц органов местного самоуправления за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан.

Согласно распоряжению администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ з537-р-л «О переводе КОЮ», трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительному соглашению к нему от ДД.ММ.ГГГГКОЮ с ДД.ММ.ГГГГ занимает должность директора департамента по охране окружающей среды, лесопаркового, сельского хозяйства и промышленности администрации города Сочи.

В соответствии с п. 5.6 заключенного с КОЮДД.ММ.ГГГГ рудового договора от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом изменений, внесенных дополнительными соглашениями к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) в должностные обязанности директора департамента по охране окружающей среды, лесопаркового, сельского хозяйства и промышленности администрации города Сочи входит обязанность своевременно рассматривать обращения граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, государственных органов, органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами Краснодарского края.

В соответствии с п. 3.39, 3.54 должностной инструкции директора департамента по охране окружающей среды, лесопаркового, сельского хозяйства и промышленности администрации города Сочи, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, с которой КОЮ ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, в должностные обязанности директора департамента по охране окружающей среды, лесопаркового, сельского хозяйства и промышленности администрации города Сочи входит контроль исполнения писем, жалоб и заявлений граждан, предприятий, учреждений, организаций; осуществление иных полномочий в соответствии с федеральными, краевыми нормативно-правовыми актами и муниципальными правовыми актами города Сочи, Положением о департаменте.

Согласно п. 3.3, 3.46 Положения о департаменте по охране окружающей среды, лесопаркового, сельского хозяйства и промышленности администрации города Сочи, утвержденного постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ-ок, в функции названного департамента входит оказание содействие гражданам, общественным объединениям и некоммерческим организациям в реализации их прав в области охраны окружающей среды, проведение проверок писем, жалоб и заявлений граждан, предприятий, учреждений, организаций.

Таким образом, в действиях директора департамента по охране окружающей среды, лесопаркового, сельского хозяйства и промышленности администрации города Сочи КОЮ, допустившего нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 КоАП РФ.

По данному факту и.о. первого заместителя прокурора г. Сочи ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора департамента по охране окружающей среды, лесопаркового, сельского хозяйства и промышленности администрации города Сочи КОЮ было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, заправленное для рассмотрения мировому судье судебного участка Центрального района г. Сочи.

Как следует из постановления мирового судьи судебного участка Центрального района г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ, при рассмотрении вышеуказанного дела судья пришел к выводу о том, что в действиях КОЮ содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ; вместе с тем, учитывая, что данное правонарушение не повлекло тяжких и иных последствий, посчитал признать его малозначительным с прекращением производства по делу, ограничиться устным замечанием.

В силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Право граждан на обращение лично, а также на направление обращений в государственные органы и органы местного самоуправления гарантировано ст. 33 Конституции Российской Федерации, относится к основным правам и свободам гражданина.

Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации», которым устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Директор департамента по охране окружающей среды, лесопаркового, сельского хозяйства и промышленности администрации города Сочи КОЮ, являющийся муниципальным служащим и в силу своих должностных обязанностей наделенный полномочиями по разрешению обращений граждан, при рассмотрении обращения КОЮ не обеспечил реализацию гарантированного заявителю Конституцией Российской Федерации права гражданина на обращение в органы местного самоуправления, нарушил установленный вышеназванным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ порядок рассмотрения обращений граждан.

Допущенное КОЮ правонарушение повлекло обращение КОЮ с жалобой в органы прокуратуры. Только в результате принятых прокуратурой города в феврале 2019 года мер реагирования администрацией города Сочи ДД.ММ.ГГГГ (исх. .01-06/766)КОЮ был дан дополнительный ответ по существу ее обращения от ДД.ММ.ГГГГ по истечении установленного ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» 30-дневного срока рассмотрения обращений граждан, то есть на 81 день с момента поступления обращения.

Согласно ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» основными принципами муниципальной службы являются: приоритет прав и свобод человека и гражданина; профессионализм и компетентность муниципальных служащих; взаимодействие с общественными объединениями и гражданами; ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

В силу ст. 12 этого же Федерального закона № 25-ФЗ муниципальный служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права, свободы и законные интересы человека и гражданина.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, влечет наложение на должностное лицо административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Вводя административную ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан с определением минимального и максимального размера штрафа за совершение данного правонарушения, законодатель исходил из конституционно закрепленных целей и охраняемых законом прав и интересов.

Таким образом, постановление мирового судьи судебного участка Центрального района г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ст. 5.59 КоАП РФ в отношении должностного лица – директора департамента по охране окружающей среды, лесопаркового, сельского хозяйства и промышленности администрации г. Сочи КОЮ подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение мировому судье.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», судья

РЕШИЛ:

Протест заместителя прокурора г. Сочи КОЮ на постановление мирового судьи судебного участка Центрального района г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ст. 5.59 КоАП РФ в отношении должностного лица – директора департамента по охране окружающей среды, лесопаркового, сельского хозяйства и промышленности администрации г. Сочи КОЮ - удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка Центрального района г. Сочи ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ст. 5.59 КоАП РФ в отношении должностного лица – директора департамента по охране окружающей среды, лесопаркового, сельского хозяйства и промышленности администрации г. Сочи КОЮ - отменить, дело об административном правонарушении в отношении КОЮ по ст. 5.59 КоАП РФ - возвратить мировому судье для рассмотрения по существу.

Решение вступает в законную силу с момента его вынесения.

Судья: