ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-246/2022 от 03.03.2022 Находкинского городского суда (Приморский край)

Дело № 12-246/2022

25RS0010-01-2021-004162-21

РЕШЕНИЕ

03 марта 2022 года г. Находка, Приморский край

ул. Школьная, 22

Судья Находкинского городского суда Приморского края Фёдорова О.А., рассмотрев жалобу АО «Находкинский морской торговый порт» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 от 19.07.2021 года № 15-394/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – АО «Находкинский морской торговый порт»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 от 19.07.2021 № 15-394/2021 юридическое лицо АО «Находкинский морской торговый порт» (далее по тексту – АО «Находкинский МТП», Общество) привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением АО «Находкинский МТП» обратилось в суд с жалобой, в которой указано на отсутствие состава административного правонарушения, недоказанность обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, малозначительность и нарушение норм процессуального права.

Защитник АО «Находкинский МТП» ФИО2 в судебном заседании доводы жалобы полностью поддержала, просила постановление Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора в отношении АО «Находкинский МТП» отменить, производство по делу прекратить.

Представитель Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлено.

Судья, выслушав защитника АО «Находкинский МТП», изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

Административным правонарушением, предусмотренным ст. 8.5 КоАП РФ, признается сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса.

Из представленных материалов дела следует, что в период с 12.04.2021 по 17.05.2021 в отношении АО «Находкинский МТП», осуществляющего хозяйственную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду – «Морской терминал промплощадка Грузовой район мыс ФИО3», категория риска – высокая, категория объекта – II, Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора с привлечением специалистов филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по Приморскому краю, была проведена внеплановая выездная проверка.

Проверка проведена на основании распоряжения руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.03.2021 № 61-р.

По результатам внеплановой выездной проверки составлен акт проверки от 17.05.2021 № 0904-61Вн-А/035-0421, согласно которого выявлены следующие нарушения:

АО «Находкинский МТП» не произвело должный расчет платы за образование отходов производства и потребления I класса опасности – лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, образовавшиеся на проверяемом объекте с учетом повышенного коэффициента;

отчет о производственном экологическом контроле на предприятии за 2020 год не содержит сведений о результатах объема сброса сточных, производственных, хозбытовых поверхностных, в том числе дренажных, вод, их качества, о результатах наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также о результатах учета качества поверхностных вод в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод, о результатах наблюдения за морской водой, о мониторинге загрязнений донных отложений, определенных разделом 7 Сведения о периодичности и методах осуществления ПЭК, местах отбора проб и методиках (методах) измерений Программы производственного экологического контроля;

расчеты концентраций загрязняющих веществ в атмосфере в Декларации о воздействии на окружающую среду, содержат недостоверные сведения в области охраны атмосферного воздуха, предусмотренные разделом IV декларации, а именно объемы выбросов загрязняющих веществ произведены с использованием методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не включенных в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ.

Указанные нарушения послужили основанием для возбуждения в отношении АО «Находкинский МТП» дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ. Постановлением Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 19.07.2021 № 15-394/2021 юридическое лицо – АО «Находкинский МТП» привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Факт совершения АО «Находкинский МТП» административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, установленные статьей 26.1 настоящего Кодекса.

Действия АО «Находкинский МТП» правильно квалифицированы по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами.

Выводы должностного лица административного органа о том, что отчет о производственном экологическом контроле на предприятии за 2020 год не содержит сведений о результатах объема сброса сточных, производственных, хозбытовых поверхностных, в том числе дренажных, вод, их качества, о результатах наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также о результатах учета качества поверхностных вод в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод, о результатах наблюдения за морской водой, о мониторинге загрязнений донных отложений, определенных разделом 7 Сведения о периодичности и методах осуществления ПЭК, местах отбора проб и методиках (методах) измерений Программы производственного экологического контроля, суд считает обоснованными.

Вынося оспариваемое постановление, административный орган правильно исходил из того, что согласно ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно методических рекомендаций по заполнению формы отчёта об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.10.2018 № 522, в отчете отражаются сведения о результатах учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, результатах наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами, а также о результатах учета качества поверхностных вод в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод, выше и ниже мест сброса (в фоновом и контрольном створах), в случаях если Программой производственного экологического контроля предусмотрено проведение указанных мероприятий. Указанный отчет предоставляется юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, в том числе на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отнесенных к II категорий. Основания, позволяющие не предоставлять указанные сведения в составе отчета, законодательством не предусмотрены.

Факты использования водного объекта, сброса сточных вод в водный объект, в том числе дренажных, а также ведения учета их качества как при рассмотрении дела об административном правонарушении, так и в судебном заседании АО «Находкинский МТП» не отрицало. При этом, довод Общества об отсутствии необходимости заполнения указанных разделов отчета в связи с отсутствием у АО «Находкинский МТП» оформленного в установленном порядке решения о предоставлении водного объекта в пользование не основан на требованиях природоохранного законодательства.

Доводы о ведении Обществом указанного учета и контроля, что подтверждается, по мнению защитника представленными в ходе проверки соответствующими журналами, также не опровергают выводы административного органа о наличии состава правонарушения по ст. 8.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая решения, должностным лицом учтено, что АО «Находкинский МТП» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но Обществом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доводы жалобы правильность выводов административного органа не опровергают и основанием для освобождения АО «Находкинский МТП» от административной ответственности не являются.

Наказание назначено Обществу в пределах санкции статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является минимальным, обоснованным и отвечает принципам соразмерности и справедливости назначенного наказания.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену принятого по делу акта, в ходе производства по делу не допущено.

Вместе с тем имеются основания для изменения, вынесенного по делу акта.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса).

Вывод должностного лица о нарушении АО «Находкинский МТП» законодательства при проведении расчета платы за образование отходов производства и потребления I класса опасности лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, образовавшиеся на проверяемом объекте без применения повышающего коэффициента, суд находит не нашедшим подтверждения представленными доказательствами.

В соответствии с пунктом 25 Порядка заполнения декларации о воздействии на окружающую среду, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ., раздел VI декларации воздействия на окружающую среду в части массы или объема образовавшихся и размещенных отходов заполняется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателям, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, в соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», на основании данных учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Данные представляются за календарный год, предшествующий году представления декларации. Раздел VI в части массы или объема образовываемых и размещаемых отходов заполняется на основании данных, содержащихся в проектах нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Из изложенного следует, что подраздел «Масса или объем образовавшихся и размещенных отходов» заполняется на основании данных учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам (полученных от других лиц), а также размещенных отходов. Информация представляется за календарный год, предшествующий году подачи декларации.

При этом в подразделе «Масса или объем образовываемых и размещаемых отходов» отражаются сведения, содержащиеся в проектах нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Количество отходов указывается исходя из максимального значения в год за период действия декларации.

Согласно находящейся в материалах дела копии декларации о воздействии на окружающую среду АО «Находкинский МТП», датированной 01.08.2019, и поступившей в управление Росприроднадзора по Приморскому краю 06.08.2019 (вх. № 6620) в разделе 6.1 «Масса или объем образовавшихся и размещенных отходов», указан норматив образования отходов производства и потребления I класса опасности – лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства – 0,011 т/год.

В разделе 6.2 «Масса или объем образовываемых и размещаемых отходов» указан норматив образования отходов производства и потребления I класса опасности – лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства – 0,11 т/год.

Согласно акту проверки в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в результате деятельности объекта НВОС 05-0125-000204-П за 2020 год представлено образование отходов I класса опасности – лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства – 0,061 т/год.

Суд находит обоснованными и соглашается с доводами защитника, о том, что поскольку объем, образовавшихся в 2020 г. отходов I класса опасности лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (0,061 т/год), не превышают норматив образования указанного вида отходов, указанный в разделе 6.2 «Масса или объем образовываемых и размещаемых отходов» декларации о воздействии на окружающую среду (0,11 т/год), оснований для применения предусмотренных ст. 16.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» коэффициентов при расчете платы за образование отходов I класса опасности лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства не имелось.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что постановление административного органа подлежит изменению путем исключения из него вышеуказанного нарушения.

Кроме того, статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Как следует из оспариваемого постановления, АО «Находкинский МТП» в вину также вменено использование методик, не включенных в перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.

В соответствии со ст. 31.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду и одновременно представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух расчетным методом производится в соответствии с разработанными и утвержденными методиками расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, внесенными Минприроды России в перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.

В соответствии с п. 45 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 07.08.2018 № 352, корректировка данных инвентаризации выбросов проводится не позднее одного года со дня возникновения обстоятельств, указанных в пункте 42 настоящего Порядка.

Пунктом 42 названного порядка к основаниям корректировки данных инвентаризации выбросов объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду отнесено изменение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанные с инвентаризацией выбросов.

Распоряжением Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.12.2020 № 35-р в перечень методик внесены сведения о методиках расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками. Указанный перечень в настоящее время включает 21 методику.

Учитывая, что при проведении в 2018 г. АО «Находкинский МТП» инвентаризации выбросов загрязняющих веществ объемы выбросов загрязняющих веществ определены с использованием Методики расчета выбросов вредных веществ в атмосферу в морских портах. РД 31.06.06 – Ленинград: ЛенморНИИпроект, 1986, которая в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ не включена, имеются основания для проведения АО «Находкинский МТП» корректировки данных инвентаризации.

При этом, суд считает обоснованными доводы защитника о необходимости применения к спорным правоотношениям положений постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2021 № 109 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440», допускающее до 01.07.2021 при проведении инвентаризации стационарных источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух использование методик расчета выбросов без включения таких методик в перечень, утвержденный Минприроды России. Указанные доводы соответствуют правовой позиции, изложенной в письме заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21.06.2021 № РН-09-03-34/19089.

При таких обстоятельствах из постановления подлежат исключению выводы о неправомерном использовании АО «Находкинский МТП» методик, не включенных в перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти.

Доводы АО «Находкинский МТП» о незаконности привлечения Общества к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ с вынесением 2 постановлений по двум объектам по результатам одной проверки, представляются несостоятельными в силу следующего.

Статьей 4.4 КоАП РФ установлено, что при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение (часть 1). При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания (часть 2).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в случае совершения лицом двух и более административных правонарушений за каждое из них в силу части 1 статьи 4.4 КоАП РФ назначается наказание, предусмотренное санкцией соответствующей статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, даже если дела об этих правонарушениях рассматриваются судьей одновременно.

В рассматриваемом случае каждое из совершенных АО «Находкинский МТП» деяний, допущенных в результате деятельности разных производственных объектов, в разных местах, содержит самостоятельный оконченный состав правонарушения и потому подлежит оформлению отдельным протоколом об административном правонарушении.

Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дела не установлено. Состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.5 названного Кодекса, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем, отсутствие вреда и последствий, имевших место в результате допущенных нарушений, сами по себе не свидетельствуют о малозначительности деяния.

Совершенное АО «Находкинский МТП» административное правонарушение создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, что не позволяет признать вменяемое Обществу административное правонарушение малозначительным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Жалобу АО «Находкинский морской торговый порт» удовлетворить частично.

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 от 19.07.2021 года № 15-394/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – АО «Находкинский морской торговый порт» изменить.

Исключить из постановления выводы о неправомерном использовании АО «Находкий МТП» методик, не включенных в перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти, а также о не проведении должного расчета платы за образование отходов производства и потребления I класса опасности – лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства с учетом повышающего коэффициента.

В остальной части постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Находкинский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья О.А. Фёдорова