Дело № 12-247/17
Р Е Ш Е Н И Е
г. Нижнекамск, РТ «18» апреля 2017 года
Судья Нижнекамского городского суда Республики Татарстан Фахрутдинов И.И., при секретаре Молотобойцевой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное 2 марта 2017 года старшим государственным инспектором ... территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора ФИО8 по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением старшего государственного инспектора ... территориального отдела ... управления Ростехнадзора ФИО8 заявитель ФИО3 Д.В., являющийся главным инженером филиала АО «ФИО34» ФИО1, привлечен к административной ответственности по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ к штрафу в размере 30000 рублей.
ФИО3 Д.В., не согласившись с привлечением к административной ответственности, обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление должностного лица Ростехнадзора отменить и прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указывает, что вынесенное должностным лицом предписание, неисполнение которого явилось основанием для привлечения к административной ответственности, является неправомерным.
Так, в пунктах 1, 2 описательной части постановления указано, что при эксплуатации козловых кранов учетные №..., 4149 не исключена возможность зажатия работников между частями кранов, передвигающихся по наземному крановому пути и строениями (расстояние менее 700 мм. на высоте до 2000 мм. и менее 400 мм. на высоте более 2000 мм.).
Номер козлового крана указан как 4104, тогда как фактические номера козловых кранов 4011 (зав. ...) и 4149 (зав. ...). Кран с учетным ... на ФИО1 отсутствует.
В соответствии с «Методическими указаниями "Комплексное обследование крановых путей грузоподъемных машин" РД 10-138-97», надземный рельсовый крановый путь это рельсовый крановый путь, опирающийся на подкрановые строительные конструкции или подвешенный к ним; наземный рельсовый крановый путь - рельсовый крановый путь, опирающийся на подрельсовые опоры, балластный слой и (или) другие элементы, передающие крановые нагрузки на грунт земляного полотна.
Согласно проекту козловые краны учетные №..., 4149 опираются на строительные конструкции (фундамент) береговой насосной станции №..., 2 соответственно. В связи с чем, рельсовые пути козловых кранов являются надземными и подпадают под действие подпункта в) пункта 107 Федеральных норм и правил от 12.11.2013г. ... «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (далее - ФНП ПС), согласно которому установка кранов, передвигающихся по надземному рельсовому пути, должна производиться с соблюдением следующих требований: в) расстояние от выступающих частей торцов крана до колонн, стен здания и перил проходных галерей должно быть не менее 60 мм. Это расстояние устанавливается при симметричном расположении колес крана относительно рельса.
На козловых кранах учетные №..., 4149 расстояние 60 мм от выступающих частей торцов крана до стены здания береговой насосной станции №..., 2 выдерживается (для надземных рельсовых путей).
В пункте 3 описательной части постановления указано на нарушение требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ...... (далее - правила взрывобезопасности).
По мнению заявителя, правила взрывобезопасности не распространяют свое действие на объекты электроэнергетики, поскольку филиал АО «ФИО19» - ФИО1 не относится к категории предприятий химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности.
Данный вывод подтверждается в письмах Ростехнадзора от 07.10.2014г. ..., от 30.03.2016г. ..., в которых указано, что правила взрывобезопасности в отношении мазутных хозяйств как объектов тепло- и электроэнергетики не применяются.
В соответствии со сведениями, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, основным видом деятельности АО «ФИО20» является «35.11 Производство электроэнергии».
Правила взрывобезопасности устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, случаев производственного травматизма на опасных производственных объектах химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, в том числе способные образовывать паро-, газо- и пылевоздушные взрывопожароопасные смеси, кроме конденсированных взрывчатых веществ.
Данные правила устанавливают требования промышленной безопасности к организациям, осуществляющим деятельность в области промышленной безопасности, связанной с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, техническим перевооружением, капитальным ремонтом, консервацией и ликвидацией опасных производственных объектов химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности.
Следовательно, действие правил взрывобезопасности распространяется на организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности.
В соответствии со статьей 2 Закона о промышленной безопасности и пункту 1 Приложения 1 к нему опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в Приложении 2 к настоящему закону количествах опасные вещества следующих видов: воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные, вещества, представляющие опасность для окружающей среды.
Сам факт нахождения и (или) использования в филиале АО «ФИО9» -ФИО1 мазута и его химический состав не могут служить достаточным основанием для признания эксплуатируемого топливного хозяйства объектом нефтехимической промышленности. Топливное хозяйство относится к площадкам хранения мазутного топлива, которое используется филиалом АО ФИО10» -ФИО1 в технологическом процессе выработки электроэнергии в целях ее последующей передачи потребителям, что квалифицирует его как объект тепло- и электроэнергетики. Доказательства осуществления филиалом АО «ФИО21» -ФИО1 переработки мазута или иных нефтепродуктов, применения их в качестве сырья для производства какой-либо продукции в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах оснований для признания топливного хозяйства филиала АО ФИО11» - ФИО1 объектом нефтехимической промышленности, не имеется.
Включение приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ...... правил взрывобезопасности в перечень нормативных правовых актов подраздела Б.1 «Требования промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности», знание которых проверяется в ходе аттестации работников предприятий электроэнергетики, эксплуатирующих объекты нефтехимии, также не означает, что их действие распространяется на организации иных отраслей промышленности.
Кроме того, приказом Ростехнадзора от 13.01.2015г. ... «Об утверждении перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Ростехнадзора (раздел I «Технологический, строительный, энергетический надзор) П-01-01-2014 правил взрывобезопасности включены в раздел 2.7. Химические, нефтехимические, нефтегазоперерабатывающие и другие взрывопожароопасные и вредные производства и объекты. В разделе 5, регулирующем правоотношения в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей, правил взрывобезопасности отсутствуют.
В этой связи, по мнению заявителя, привлечение его к административной ответственности по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ является неправомерным.
В судебное заседание заявитель ФИО3 Д.В. не явился, извещен надлежащим образом. Ходатайства об отложении рассмотрения жалобы в суд не направил.
Представители заявителя по доверенности ФИО6, ФИО7 жалобу поддержали по указанным в ней основаниям.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении - старший государственный инспектор Нижнекамского территориального отдела ... управления Ростехнадзора ФИО8 с жалобой не согласилась, указав, что ... по результатам проведенной плановой проверки, филиалу АО «ФИО12» ФИО1, в лице главного инженера ФИО3 Д.В., было выдано предписание об устранении нарушений закона в области промышленной безопасности.
С ... по ... Нижнекамским территориальным отделом Приволжского управления Ростехнадзора проведена внеплановая проверка исполнения ранее выданного предписания.
В ходе проверки установлено, что главным инженером филиала АО «ФИО13» ФИО1 Д.В. не исполнены пункты 398, 399, 419 ранее выданного предписания, что явилось основанием для привлечения к административной ответственности. Считает, что заявителем не приведены доказательства, опровергающие правомерность привлечения его к ответственности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья оснований для удовлетворения жалобы не находит в виду следующих обстоятельств.
Так, привлекая ФИО3 Д.В. к административной ответственности государственный инспектор ... территориального отдела ... управления Ростехнадзора ФИО8 указала, что на основании распоряжения Ростехнадзора от ......-рп «О проведении внеплановой выездной проверки акционерного общества «Татэнерго» ИНН ... в период с ... по ... проведена внеплановая выездная проверка в отношении юридического лица - акционерного общества «Татэнерго» (ИНН ...) с целью контроля выполнения АО «ФИО14» пунктов предписания от ......-рп/П, сроки устранения по которым истекли на момент начала проверки.
В ходе обхода и осмотра проверяемых опасных производственных объектов и при рассмотрении документации, представленной АО «ФИО16», комиссией выявлено, что главным инженером филиала АО «ФИО15» ФИО1ФИО2 не выполнены в установленные сроки (до ...) пункты №..., ... (всего - 3 пункта) предписания Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ......-рп/П, чем нарушена статья 9 Федерального закона от ... № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
С выводами должностного лица Нижнекамского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора следует согласиться.
Так, в соответствии с частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно материалам дела, ... на основании распоряжения руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ..., в отношении ОАО «ФИО17» проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения законодательства в области промышленной безопасности.
По результатам проведенной проверки, в адрес ОАО «ФИО18» внесено предписание об устранении нарушений закона в области промышленной безопасности. Исполнение указанных пунктов предписаний установлено до ....
С ... по ... на основании распоряжения Ростехнадзора от ......-рп «О проведении внеплановой выездной проверки акционерного общества «ФИО33» ИНН ...», Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору проведена внеплановая выездная проверка акционерного общества «ФИО22» с целью контроля выполнения АО «...» пунктов предписания от ......-рп/П.
В ходе проведенной внеплановой проверки установлено, что акционерным обществом «ФИО32» ФИО1 не исполнены пункты 398, 399, 419 предписания от ....
В частности в пунктах 398, 399, 419 предписания указано, что в ходе осуществления деятельности филиала АО «ФИО31» - ФИО1, при эксплуатации козловых кранов учетные №..., 4149 не исключена возможность зажатия работников между частями кранов, передвигающихся по наземному крановому пути и строениями (расстояние менее 700 мм. на высоте до 2000 мм. и менее 400 мм. на высоте более 2000 мм.), тем самым не исключена возможность нахождения людей, в том числе обслуживающего ПС персонала, в местах где возможно зажатие их между частями ПС и строением, чем нарушены пункты 1, 2 статьи 9 Федерального закона от ... N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пункты 108, 118 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, утвержденных Приказом Ростехнадзора от ... N 533;
При эксплуатации козловых кранов учетные №..., 4149 не исключена возможность нахождения людей на пути следования указанных кранов (имеются выходы со строения непосредственно на крановый путь), тем самым не исключена возможность нахождения людей, в том числе обслуживающего ПС персонала, в местах, где возможно зажатие их между частями ПС и строением, чем нарушены пункты 1, 2 статьи 9 Федерального закона от ... N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пункт 118 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, утвержденных Приказом Ростехнадзора от ... N 533;
Не оборудованы средствами контроля и управления предельно допустимыми максимальными и минимальными уровнями приемные емкости мазута (ГЖ) ..., 2 Топливного хозяйства ФИО1 филиала ОАО «ФИО30» «ФИО1», чем нарушены пункты 2 статьи 9 Федерального закона от ... N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пункты 4.7.2., 4.7.3. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных Приказом Ростехнадзора от ... N 96 (ред. от ...).
Согласно имеющимся в деле об административном правонарушении сведениям, в должностные обязанности главного инженера филиала АО «ФИО29» ФИО1 включены обеспечение исполнения ФИО1 отраслевых норм и правил по устройству и условиям безопасности эксплуатации энергоустановок; предписаний контролирующих органов по контролю за обеспечением надлежащего состояния электрический и теплоиспользующих установок, охраны окружающей среды и использованиями природных ресурсов; требований по охране труда, техники безопасности, пожарной безопасности на производстве и внедрению новых средств и способов предупреждения и снижения производственного травматизма.
Из вышеизложенного следует, что указанные выше пункты предписаний, выданного контролирующим органом, не были исполнены в результате бездействия ФИО3 Д.В., на которого локальными актами АО «Татэнерго» возложены обязанности по исполнению предписаний контролирующих органов по контролю за обеспечением надлежащего состояния электрический и теплоиспользующих установок в филиале АЛ «ФИО28» ФИО1.
Виновность ФИО3 Д.В. подтверждается материалами дела, в частности протоколом об административном правонарушении; актами проверки от ..., где указаны все выявленные контролирующим органом нарушения; предписанием об устранении нарушений от ...; актом внеплановой проверки от ..., где указано на неисполнение пунктов 398, 399, 419 предписания от ...; должностной инструкцией главного инженера филиала АО «ФИО27» ФИО1 и приказом о приеме ФИО3 Д.В. на должность главного инженера филиала АО «ФИО26» ФИО1.
Указанные доказательства получили оценку в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении согласно требованиям статьи 26.11 КоАП РФ.
Поэтому выводы должностного лица о совершении ФИО3 Д.В. административного правонарушения и о квалификации его действий по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ, являются правильными.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 11 статьи 19.5 КоАП РФ с учетом характера совершенного правонарушения и личности ФИО3 Д.В., является минимальным.
Доводы заявителя об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, в виду незаконности, выданного контролирующим органом предписания, подлежат отклонению как нормам права.
Так, согласно абзацу 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения указанного Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона).
Пунктом 108 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, утвержденных Приказом Ростехнадзора от ... N 533, предусмотрено, что расстояние по горизонтали между выступающими частями крана, передвигающегося по наземному крановому пути, и строениями, штабелями грузов и другими предметами, расположенными на высоте до 2000 мм от уровня земли или рабочих площадок, должно быть не менее 700 мм, а на высоте более 2000 мм - не менее 400 мм.
Расстояние по вертикали от консоли противовеса или от противовеса, расположенного под консолью башенного крана, до площадок, на которых могут находиться люди, должно быть не менее 2000 мм.
Согласно пункту 118 указанных выше Федеральных норм и правил, в процессе выполнения работ с применением ПС не разрешается нахождение людей, в том числе обслуживающего ПС персонала, в местах, где возможно зажатие их между частями ПС и другими сооружениями, предметами и оборудованием.
Как следуют из материалов дела, при эксплуатации филиалом АО «ФИО25» ФИО1 козловых кранов учетные №..., 4149 не исключена возможность зажатия работников между частями кранов, передвигающихся по наземному крановому пути и строениями, поскольку расстояние по горизонтали между выступающими частями крана, передвигающегося по наземному крановому пути, и строениями, штабелями грузов и другими предметами менее 700 мм. на высоте до 2000 мм.
Как следует из пояснений старшего государственного инспектора ... территориального отдела ... управления Ростехнадзора ФИО8, эксплуатируемые филиалом АО «ФИО24» ФИО1 козловые краны с учетными номерами 4011, 4149 фактически являются наземными, и к ним применяются требования пунктов 108, 118 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, утвержденных Приказом Ростехнадзора от ... N 533. Пояснения должностного лица Ростехнадзора подтверждаются имеющими в деле фотографиями.
Кроме этого, согласно пунктам 4.7.2., 4.7.3. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных Приказом Ростехнадзора от ... N 96 (ред. от ...), порядок выполнения технологических операций по хранению и перемещению горючих жидких веществ (СГГ, ЛВЖ и ГЖ), заполнению и опорожнению передвижных и стационарных резервуаров-хранилищ, выбор параметров процесса, определяющих взрывобезопасность этих операций (давление, скорости перемещения, предельно допустимые максимальные и минимальные уровни, способы снятия вакуума), должны осуществляться с учетом физико-химических свойств горючих веществ и регламентироваться.
Резервуары (сосуды) для хранения и сливоналивные эстакады СГГ, ЛВЖ и ГЖ должны быть оборудованы средствами контроля и управления опасными параметрами процесса, указанными в подпункте 4.7.2 данных Правил.
Согласно пункту 1.2 данные Правила устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий и инцидентов на опасных производственных объектах (далее - ОПО) химических, нефтехимических и нефтегазоперерабатывающих производств, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, указанные в пункте 1 приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", в том числе способные образовывать паро-, газо- и пылевоздушные взрывопожароопасные смеси, кроме конденсированных взрывчатых веществ (далее - ВВ), включая ОПО хранения нефти, нефтепродуктов, сжиженных горючих газов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (далее СГГ, ЛВЖ и ГЖ).
Несмотря на указанные требования Федеральных норм и правил, емкости мазута (ГЖ) ..., 2 Топливного хозяйства ФИО1 филиала ОАО «ФИО23» «ФИО1», не оборудованы средствами контроля и управления предельно допустимыми максимальными и минимальными уровнями приемные.
Из вышеуказанного следует, что предписание контролирующего органа от ... является правомерным, и подлежало исполнению в установленные в нем сроки. Имеющаяся в предписании описка относительно учетного номера козлового крана ..., не освобождало ФИО3 Д.В. от исполнения предписания, поскольку ему было достоверно известно относительно какого именно козлового крана, подлежат устранению нарушения закона при его эксплуатации.
Следовательно, привлечение ФИО3 Д.В. к административной ответственности за ненадлежащее выполнение в установленный законом срок законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, является обоснованным.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для отмены либо изменения постановления не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Жалобу ФИО2 – оставить без удовлетворения.
Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное ... старшим государственным инспектором ... территориального отдела ... управления Ростехнадзора ФИО8 по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение 10 суток со дня вынесения или получения его копии.
Судья И.И. Фахрутдинов