ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-247/18 от 13.11.2018 Волгодонской районного суда (Ростовская область)

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление о назначении

административного наказания

Судья Волгодонского районного суда Ростовской области Журба О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Орешкова С.С. на постановление начальника Ростовского отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ, о привлечении должностного лица - главного метролога ООО «ГЭС Розница» Орешкова С.С., к административной ответственности по ч.1 ст.19.19 КоАП РФ, и назначении ему административного наказания в виде штрафа 20000 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника Ростовского отдела Госнадзора ЮМТУ Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ, главный метролог ООО «ГЭС Розница» Орешков С.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.19 КоАП РФ, за то, что ДД.ММ.ГГГГ в 12:00 час. на АЗС ООО «ГЭС Розница» по <адрес>, в нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений средств измерений поверенных лицом, не аккредитованным в соответствии с законодательством РФ в национальной системе аккредитации и применения средств измерений неутвержденного типа, допустил применение 7 (семи) единиц средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования, с нарушениями обязательных требований, а именно:

- 3-х единиц ареометров для нефти типа АНТ-1 и АНТ-2, зав. №, 46503, 35344, межповерочный интервал согласно сведениям из гос.реестра средств измерений составляет 4 года, с 2013 г. 5 лет, представлены паспорта с клеймами поверителей от 3 <адрес>., от 2 <адрес>., от 1 <адрес>. поверка осуществлена не аккредитованным в соответствии с законодательством РФ в национальной системе аккредитации юридическим лицом ГП «Полтавастандартметрология» (Украина) - в реестре аккредитованных лиц в области обеспечения единства измерения сведения об указанном юр.лице отсутствуют;

- 4-х единиц средств измерений неутвержденного типа, а именно - резервуаров поземных горизонтальных цилиндрических конусных, односекционных (дата изготовления не известна, инв.№,2,3,4; изготовитель не известен, дата установки, согласно технических паспортов на резервуары май 2004 года).

Не согласившись с данным Постановлением, Орешкин С.С. обратился с жалобой, указав, что производителем применяемых ООО «ГЭС розница» средств измерения является ПАО «Стеклоприбор». Тип средств измерений, произведённых данной организацией, является утвержденным (свидетельство ) и внесён в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений на территории РФ (номер в Госреестре 37028-08), что подтверждается сведениями с сайта Росстандарта (http://www.fundmetrology.ru/default.aspx). Вывод должностного лица о том, что поверка средств измерений, осуществленная ДП «Полтавастандартметрология» не принимается во внимание, является ошибочным. ДП «Полтавастандартметрология» аккредитована на проведение поверки и калибровки средств измерений Министерством экономического развития и торговли Украины (свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ №ПК 017-2014). Со ссылкой на разъяснение Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ-EJI/04, указывает, что средства измерения признаны ранее, соответственно, действительны. Результаты данной поверки признаются Российской Федерацией. В связи с этим, вмененных нарушений обязательных требований в сфере обеспечения единства измерений не совершал, указание на незаконное применение ООО «ГЭС розница» средств измерения неутвержденного типа, неправомерно. Указывает, что технические условия к резервуарам, предназначенным для хранения нефтепродуктов, содержатся в ГОСТ 17032-2010, где не отражена измерительная функция резервуаров. На АЗС они используются как техническое средство (емкость) для временного хранения нефтепродуктов, а не для учёта количества нефтепродуктов. Приём нефтепродуктов на АЗС осуществляется по уровню наполнения автоцистерн, с применением метроштока и градуировочной таблицы с приложением свидетельства о поверке автоцистерны по «Правила технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01)» (утв.Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ)», сами резервуары при измерениях не используются, не участвуют в государственных учётных операциях. Отпуск нефтепродуктов осуществляется через топливораздаточные колонки, которые, проверены в соответствии с межповерочным интервалом. Поскольку ООО «ГЭС розница» не использует резервуары как средства измерения, то и вывод об обязанности включения принадлежащих обществу резервуаров в Государственный реестр средств измерений РФ, и необходимости их поверки, не обоснованы. Просит отменить Постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное Территориальным отделом (инспекция) государственного надзора по <адрес> (Ростовский отдел госнадзора), производство по делу прекратить.

В судебном заседании Орешков С.С. и его представитель Приходько Ю.О. в судебном заседании на доводах, изложенных в жалобе и в дополнении к ней, настаивали.

Представитель ЮМТУ Росстандарта, старший государственный инспектор территориального отдела (инспекции) государственного надзора по Ростовской области ЮМТУ Росстандарт Ковач В.В., в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на жлобу. Просит оставить Постановление по делу об административном правонарушении №07-29/121 о привлечении главного метролога ООО «ГЭС Розница» Орешкова С.С. к административной ответственности по ч.1 ст.19.19 КоАП РФ, без изменения, а жалобу Орешкова С.С. без удовлетворения.

Изучив доводы, изложенные в жалобе, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, судья не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объёме.

В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, без применения аттестованных методик (методов) измерений, с несоблюдением требований аттестованных методик (методов) измерений, либо несоблюдения установленного порядка уведомления о своей деятельности по выпуску из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и (или) средств измерений или по их ввозу на территорию Российской Федерации и продаже, либо несоблюдения порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, порядка поверки средств измерений, либо применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов неутвержденного типа, средств измерений неутвержденного типа и (или) не прошедших в установленном порядке поверку, либо несоблюдения обязательных метрологических и технических требований к средствам измерений и обязательных требований к условиям их эксплуатации, либо несоблюдения порядка утверждения, содержания, сличения и применения государственных первичных эталонов единиц величин, порядка передачи единиц величин от государственных эталонов, порядка установления обязательных требований к эталонам единиц величин, используемым для обеспечения единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, порядка оценки соответствия этим требованиям и порядка их применения, либо использования в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений не допущенных к применению в Российской Федерации единиц величин, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе, при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений, регулирует Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» от ДД.ММ.ГГГГ №102-ФЗ.

В соответствии с ч.3 ст.1 данного Закона №102-ФЗ, сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных ч.1 ст.1 указанного Закона, установлены обязательные требования и которые выполняются при осуществлении деятельности в перечисленных данной частью областях.

Согласно ст.2 Закона №102-ФЗ предусматривает, что поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям. Метрологические требования - требования к влияющим на результат и показатели точности измерений характеристикам (параметрам) измерений, эталонов единиц величин, стандартных образцов, средств измерений, а также к условиям, при которых эти характеристики (параметры) должны быть обеспечены.

В силу ч.1 ст.9 Закона №102-ФЗ, в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений, должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.

Как установленоч.1 ст.13 Закона №102-ФЗ, средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять на поверку.

В соответствии с ч.2 ст.13 Закона №102-ФЗ, поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

В силу ч.4 ст.13 Закона №102-ФЗ, результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке. Конструкция средства измерений должна обеспечивать возможность нанесения знака поверки в месте, доступном для просмотра. Если особенности конструкции или условия эксплуатации средства измерений не позволяют нанести знак поверки непосредственно на средство измерений, он наносится на свидетельство о поверке.

Согласно п.п.2 ч.4 ст.17 Закона №102-ФЗ, запрещается применение стандартных образцов и средств измерений неутвержденных типов или стандартных образцов и средств измерений, не соответствующих обязательным требованиям, а также неповеренных средств измерений, при выполнении измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.

Как установлено материалами дела об административном правонарушении, на основании Приказа ЮМТУ Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.43), должностными лицами Ростовского отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «ГЭС Розница», с целью проведения государственного контроля (надзора) в области обеспечения единства измерений в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

Основным видом эконмической деятельности ООО «ГЭС Розница» является торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах.

Орешков С.С. с ДД.ММ.ГГГГ является главным метрологом ООО «ГЭС Розница», что следует из приказа №л-000010676 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.49), и в соответствии с п.1.6., 1.7., 2.21 Должностной инструкции, является техническим руководителем при проведении любых видов поверок оборудования и средств измерений топливно-заправочных комплексов (ТЗК), ему подчиняется весь персонал ТЗК, в своей деятельности он обязан руководствоваться действующим законодательством и не допускать его нарушения (л.д.52-55).

По результату проверки, проведённой в присутствии Орешкова С.С., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Ростовским отделом государственного надзора ЮМТУ Росстандарта были выявлены нарушения и составлен акт проверки (л.д.32-42).

Так, ДД.ММ.ГГГГ было установлено применение 3-х единиц ареометров для нефти типа АНТ-1 и АНТ-2, зав. №, 46503, 35344, межповерочный интервал согласно сведениям из гос.реестра средств измерений составляет 4 года, с 2013 г. 5 лет, представлены паспорта с клеймами поверителей от 3 <адрес>., от 2 <адрес>., от 1 <адрес>., поверка осуществлена не аккредитованным в соответствии с законодательством РФ, в национальной системе аккредитации юридическим лицом ГП «Полтавастандартметрология» (Украина). В реестре аккредитованных лиц, в области обеспечения единства измерения сведения об указанном юр.лице отсутствуют. А так же установлено, применение на АЗС 4-х единиц средств измерений неутвержденного типа, а именно: резервуаров поземных горизонтальных цилиндрических конусных, односекционных (дата изготовления не известна, инв.№,2,3,4; изготовитель не известен, дата установки, согласно технических паспортов на резервуары -май 2004 года).

Данное подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные нарушения установлены на основании протоколов проверки применения эталонов единиц величин, стандартных образцов, средств измерений в целях установления их соответствия обязательным требованиям, свидетельств о поверке, паспортов СИ, фото СИ, сертификатов о калибровке (л.д.56-83).

ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Ростовского отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст.19.19 КоАП РФ, в отношении главного метролога ООО «ГЭС Розница» Орешкова С.С. В его присутствие составлен Протокол об административном правонарушении №07-28/122. С протоколом должностное лицо Орешков С.С. не согласился, позицию изложил в объяснениях.

Орешков С.С. был уведомлён о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении - 28.08.2018 в 16.00 час., что подтвердил подписью. Поданное ходатайство Орешкова С.С. об отложении было рассмотрено, в его удовлетворении отказано, о чём вынесено определение.

28.08.2018 начальником Ростовского отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта, в отсутствие извещенного должностного лица Орешкова С.С., вынесено Постановление по делу об административном правонарушении №07-29/121, о привлечении главного метролога ООО «ГЭС Розница» Орешкова С.С. к административной ответственности по ч.1 ст.19.19 КоАП РФ. Должностному лицу назначено административное наказание в минимальном пределе санкции – 20000 руб.

Копия Постановления была направлена Орешкову С.С. 29.08.2018 и получена им 04.09.2018.

Жалоба на Постановление направлена Орешковым С.С. в Волгодонской райсуд Ростовской области 14.09.2018.

Таким образом, прихожу к выводу, что нарушений действующих норм законодательства при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Орешкова С.С. не установлено.

Вина Орешкова С.С. в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.19.19 КоАП РФ подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, изложенных выше, которые соответствуют требованиям ст.26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Жалоба Орешкова С.С. содержит возражения относительно наличия события правонарушения и наличия в его действиях состава вмененного ему правонарушения.

Вместе с тем, его доводы не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы.

Так, материалами дела установлено, что в нарушение ч.2 ст.13 Федерального закона от 26 июня 2008г. №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», поверка осуществлена не аккредитованным в соответствии с законодательством РФ в национальной системе аккредитации юридическим лицом, тогда как сведения о лицах, аккредитованных в национальной системе аккредитации на право поверки средств измерений, должны быть внесены в Реестр лиц, аккредитованных в области обеспечения единства измерений.

Юридическое лицо ГП «Полтавастандартметрология» (Украина) к поверке которого апеллирует Орешков С.С., указанным требованиям не отвечает, в Государственном Реестре аккредитованных лиц в области обеспечения единства измерений, не зарегистрировано, и, соответственно, аттестата аккредитации на право поверки средств измерений не имеет.

В нарушение требований ч.4,5 ст.13 Федерального закона №102-ФЗ, в паспортах (формулярах) средств измерений, представленных главным метрологом ООО «ГЭС Розница» Орешковым С.С., нанесён знак поверки в виде оттисков клейм с обозначением: на паспорта ареометров для нефти типа АНТ-1 и АНТ-2, (зав. , зав., зав.), производитель ПАО «Стеклоприбор» (Украина), нанесены знаки поверки (оттиски клейм) круглой формы с условным шифром «РП». Однако, сведения о присвоении лицу, аккредитованному в соответствии с законодательством РФ на право поверки средств измерений, оттиска клейма (знака поверки) с условным шифром «РП» в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений отсутствуют, нанесённые на паспорта средств измерений знаки поверки (оттиски клейм) не соответствуют установленным требованиям действующего Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке, утв.Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы Орешкова С.С. и его представителя со ссылками на Соглашение о взаимном признании результатов испытаний с целью утверждения типа, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений, не может быть принято во внимание, поскольку, несмотря на подписание данного Соглашения 21.05.2015 Председателем Правительства РФ, о чём свидетельствует Распоряжение Правительства РФ №918-р, данное соглашение не подписано Украиной.

Копия письма Росстандарта от 18.05.2018 за №7945-ЕЛ/04 (л.д.12), на которое ссылается Орешков С.С. и его представитель, не может быть принято во внимание, поскольку не имеет адресата, содержит ответ на обращение, содержание которого в материалы дела об административном правонарушении не представлено. Носит характер информации, как и сообщение на имя Орешкова С.С. от 06.09.2018 №1554-ОГ/04.

Вывод начальника Ростовского отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта Коростилёва Д.И. о том, что результаты поверки средств измерений, оформленные организацией ГП «Полтавастандартметрология» (Украина), не имеют юридической силы на территории Российской Федерации, а выданные этим ЮЛ свидетельства о поверке являются недействительными, нормативно обоснован и свидетельствует о неисполнении должностным лицом Орешковым С.С. требований законодательства РФ об обеспечении единства измерений, в части применения в сфере гос.регулирования обеспечения единства измерений средств измерений не прошедших процедуру поверки в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.

Рассматривая возражения Орешкина С.С. относительно нарушений при применении средств измерений неутверждённого типа, а именно: 4-х единиц резервуаров подземных горизонтальных цилиндрических конусных, односекционных (дата изготовления не известна, инв. №№1,2,3,4; изготовитель не известен, дата установки, согласно технических паспортов на резервуары май 2004 года), учитываются положения Федерального закона от 26 июня 2008г. №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», где в п.21 ст.2 указано, что средство измерений - техническое средство, предназначенное для измерений.

Установлено, что резервуары для нефтепродуктов, принадлежащие организации, предназначены для хранения определенного объёма жидкостей. Как установлено в результате проверки, указанные средства измерений (резервуары горизонтальные), применяются ООО «ГЭС Розница» на АЗС №176 ООО «ГЭС Розница» в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при осуществлении торговли и учёте количества нефтепродуктов.

Измерения показателей массы, определение объёма, отнесено Минэнерго РФ к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при выполнении государственных учетных операций и учёте количества энергетических ресурсов.

В ходе проверки ООО «ГЭС Розница» установлено отсутствие сведений о документально оформленном в установленном порядке решении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии о признании соответствия типа средства измерений – резервуаров горизонтальных, применяемых на АЗС №176 ООО «ГЭС Розница», метрологическим и техническим требованиям (характеристикам) на основании результатов испытаний средств измерений, и, соответственно, сведений о выдаче свидетельства об утверждении типа средств измерений.

Таким образом, вывод Ростовского отдела Госнадзора ЮМТУ Росстандарта о том, что должностным лицом, в нарушение требований ч.1 ст.5 и ч.1 ст.9 Федерального закона №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» допущено применение средств измерений неутверждённого типа, а именно, использование на АЗС ООО «ГЭС Розница» резервуаров подземных горизонтальные цилиндрические конусные, односекционных (дата изготовления не известна, инв. №,2,3,4; изготовитель не известен, дата установки, согласно технических паспортов на резервуары май 2004 года), так же является обоснованным.

Все изложенные в качестве возражений доводы Орешкова С.С. расцениваются, как способ избежать ответственности за допущенное правонарушение.

На момент вынесения постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 29.08.2018, срок давности привлечения Орешкова С.С. к административной ответственности не истек.

Нарушений прав и законных интересов Орешкова С.С. при производстве по делу об административном правонарушении не установлено. Обстоятельств, свидетельствующих о возможности применения положений ст.2.9, либо положений ст.4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается. Оснований для отмены или изменения Постановления не имеется. При таких обстоятельствах в удовлетворении жалобы надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ начальника Ростовского отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта Коростилёва Д.И., о привлечении должностного лица Орешкова С.С. - главного метролога ООО «ГЭС Розница», к административной ответственности по ч.1 ст.19.19 КоАП РФ, и назначении ему административного наказания в виде штрафа 20000 руб., оставить без изменения, а жалобу Орешкова С.С. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, в Ростовский областной суд через Волгодонской районный суд.