ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-247/18 от 30.10.2018 Синарского районного суда г. Каменск-Уральского (Свердловская область)

66RS0012-01-2018-001813-69

Дело № 12-247/2018

Р Е Ш Е Н И Е

г.Каменск-Уральский

Свердловской области 30 октября 2018 года

Судья Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области Третьякова О.С., при секретаре Крашенинниковой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ФИО1 на постановление заместителя начальника отдела надзора в области обращения с отходами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу, старшего государственного инспектора по Уральскому федеральному округу ФИО2 № 03-05-08/113-2018 от 27.08.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника отдела надзора в области обращения с отходами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу, старшего государственного инспектора по Уральскому федеральному округу ФИО2 № 03-05-08/113-2018 от 27.08.2018 ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление о привлечении к административной ответственности отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании ФИО1, защитники Степанов Ю.А., Мархакшинов А.А. доводы жалобы поддержали в полном объеме. Пояснили, что оспаривают наличие в действиях ФИО1 состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.

Должностное лицо - заместитель начальника отдела надзора в области обращения с отходами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу, государственного инспектора по Уральскому федеральному округу ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Выслушав ФИО1, защитников, проверив материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Таким образом, при установлении события административного правонарушения по признакам данной статьи КоАП РФ административный орган обязан исследовать вопрос и доказать наличие фактов сокрытия, умышленного искажения или несвоевременного сообщения полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и подтвердить данные обстоятельства соответствующими доказательствами.

При этом объективная сторона правонарушения включает в себя несколько различных деяний: сокрытие, умышленное искажение и несвоевременное сообщение полной и достоверной информации. Субъектами правонарушения являются лица, обязанные сообщать указанную в статье информацию в отношении перечисленных в ней объектов окружающей природной среды. Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется умышленной формой вины.

Как следует из материалов дела, с 23.05.2018 по 20.06.2018 Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу на основании приказа №838 от 15.05.2018 была проведена плановая документарная и выездная проверка по соблюдению АО «Горвнешблагоустройство» требований природоохранного законодательства, нормативных правовых актов, экологических норм, правил и других документов по охране окружающей среды.

В ходе проверки установлено, что АО <*****> эксплуатирует полигон ТКО и ПО на основании проектной документации «Расширение полигона ТБО г. Каменск-Уральский» 1999, получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы. В соответствии с характеристикой объекта размещения отходов полигон ТБО АО «Горвнешблагоустройство» по результатам инвентаризации, проведенной в 2014 году общая вместимость полигона составляет 7 282 200,00 куб.м/1725 881,4 т 90,237 кооэф); размещено всего 6 064 871,595 куб.м/1437374,568 т. (0,237 кооэф)., однако в проекте «Реконструкция полигона твердых бытовых отходов г. Каменска-Уральского Свердловской области» 1999 указана вместимость полигона 1 192 600 куб.м.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении должностного лица ФИО1 протокола об административном правонарушении от 20.08.2018.

Постановлением от 27.08.2018 ФИО1 привлечена к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ за то, что 02.07.2018 в ходе плановой выездной проверки, проведенной на основании Приказа и.о. заместителя начальника Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу ФИО3 №838 от 16.05.2018, с изменениями, внесенными приказом 28.05.2018 № 918, а также в соответствии с актом проверки от 02.07.2018 №307, обнаружено что в нарушение ст. 1, абз. 6 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 17,18 Приказа Минприроды России от 30.09.2011 №792 «Об утверждении ведения государственного кадастра отходов», допустила искажение экологической информации в представленных характеристиках объектов размещения отходов за 2014 г.

АО <*****> является юридическим лицом и осуществляет эксплуатацию полигона ТБО, расположенного по адресу: <адрес>. Приказом Росприроднадзора от 27.07.2015 №609 полигон ТКО и ПО включен в ГРОО под номером 66-00189-З-00609-270715.

Полигон АО «Горвнешблагоустройство» функционирует с 1963 года. В 1999 был разработан проект «Реконструкция полигона твердых бытовых отходов г. Каменска-Уральского Свердловской области». По результатам рассмотрения представленных проектных материалов было получено положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам рабочего проекта. Согласно вышеуказанному заключению вместимость полигона составляет 1 192 600 куб.м.

В характеристике объекта размещения отходов полигона АО <*****>, составленной по результатам проведенной инвентаризации объекта в 2014 году на полигоне размещено: 6 064 871, 595 куб. м неуплотненных отходов; вместимость полигона - 7 282 200,000 куб.м неуплотненных отходов.

В соответствии с ч. 6 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч. 6 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» определен порядок ведения государственного кадастра отходов, который предусматривает порядок ведение Росприроднадзором, в том числе государственного реестра объектов размещения отходов с 01.08.2014.

Согласно п. 17,18 Приказа Минприроды России от 30.0.9.2011 № 792 не подлежат включению в ГРОРО:

объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком;

объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации;

специальные объекты размещения радиоактивных отходов;

скотомогильники.

ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49 (зарегистрирован в Минюсте России 8 июня 2010 г., регистрационный № 17520).

Инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет (пункт 4 Правил инвентаризации).

Согласно пункту 5 Правил инвентаризации источниками информации для инвентаризации объектов размещения отходов являются: проектная документация на строительство объектов размещения отходов; данные обследований (натурных, инструментальных, иных) объектов размещения отходов; фондовые материалы; иная документация.

Пунктом 6 Правил инвентаризации предусмотрено, что по завершении сбора и обработки информации об инвентаризации объектов размещения отходов на каждый объект размещения отходов составляется характеристика объекта размещения отходов, оформляемая в двух экземплярах согласно приложению к настоящим Правилам.

Один экземпляр характеристики объекта размещения отходов хранится у юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего данный объект размещения отходов.

Второй экземпляр характеристики объекта размещения отходов в уведомительном порядке направляется юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующим данный объект размещения отходов, почтовым отправлением и (или) с использованием электронных средств связи в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов.

В рамках проведения Департаментом проверки, АО «Горвнешблагоустройство» представлена характеристика объекта размещения отходов полигона, составленная по результатам проведенной в 2014 году инвентаризации, согласно которой:

№ п/п

Наименование строки

Содержание строки (код для машинной обработки)

9.

Вместимость ОРО, куб.м. (т)

7 282 200,000 куб.м. /17258881,400 т

(кооэф 0,237)

10.

Размещено всего, куб.м. (т)

6 064 871,595 куб.м./1437374,568

(кооэф 0,237)

В протоколе об административном правонарушении №03-05-08/113-2018 от 20.08.2018 отражено, что должностное лицо - <*****> АО <*****> ФИО1 допустила искажение информации о вместимости полигона ТБО в части указания в характеристике в 2014 году недостоверных сведений, а именно: в пункте 9 характеристики объекта вместимость полигона составляет 7 282 00,000 куб.м./17258881,400 т (кооэф 0,237), размещено всего - 6 064 871,595 куб.м/1437374,568 (кооэф 0,237). Вместе с тем, исходя из проектных решений, вместимость полигона согласно проекта «Реконструкция полигона твердых бытовых отходов г. Каменска-Уральского Свердловской области» от 1999 года составляет 1 192 600 куб.м.

При этом в представленном проекте содержатся сведения о проектной вместимости полигона (1 192 500 куб. м), самостоятельно полученные АО «Горвнешблагоустройство» в результате умножения объема ТБО (265 000 куб. м), рассчитанный на полный срок эксплуатации (15 лет согласно проекту) на коэффициент 0,3 (коэффициент уплотнения отходов при захоронении в полигоне согласно проекту).

С учетом того обстоятельства, что в характеристике за 2014 год указаны аналогичные сведения о вместимости полигона АО «Горвнешблагоустройство», но без коэффициента уплотнения, с учетом фактически поступающих отходов в разуплотненном виде и с учетом ранее размещенных отходов (с 1963 по 1999 годы), что подтверждено материалами дела и показаниями должностного лица, суд приходит к выводу об отсутствии события административного правонарушения.

Какого-либо несоответствия действительности сведений о вместимости полигона, которые были изложены в проекте «Реконструкция полигона твердых бытовых отходов г. Каменска-Уральского Свердловской области» и характеристике полигона АО <*****> за 2014 год, судом не установлено.

Пунктом 1.1 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России 02.11.1996, предусмотрено, что в состав проекта полигона входит в том числе раздел «расчет емкости».

В соответствии с ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

При установленных судом обстоятельствах, постановление заместителя начальника отдела надзора в области обращения с отходами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу, старшего государственного инспектора по Уральскому федеральному округу ФИО2 № 03-05-08/113-2018 от 27.08.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя начальника отдела надзора в области обращения с отходами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу, старшего государственного инспектора по Уральскому федеральному округу ФИО2 № 03-05-08/113-2018 от 27.08.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1 - отменить.

Производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня получения копии решения путем подачи жалобы через Синарский районный суд г.Каменска-Уральского.

Судья О.С. Третьякова