ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-247/19 от 18.04.2019 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 12-247/2019

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

КАМЧАТСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

18 апреля 2019 года г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Кулагина Юлия Анатольевна при секретаре Шамсудиновой А.О., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю №22-21/2019-1 от 28 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю (далее - должностное лицо) №22-21/2019-1 от 28 февраля 2019 года руководитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с постановлением должностного лица, ФИО2 обратился в суд с жалобой, в которой просил оспариваемое постановление отменить, поскольку, по его мнению, оно противоречит законодательству, действующему в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Полагал, что при формировании плана закупок достаточным обоснованием служит государственная программа Российской Федерации и соответствующий нормативный правовой акт о нормировании. Форма обоснования закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд на 2018 финансовый год и на плановый период 2019 и 2020 годов в редакции от 8 ноября 2018 года содержит наименование государственной программы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 327 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом» и нормативный правовой акт, устанавливающий требования к нормированию закупок: Приказ Росимущества от 25.04.2017 № 123 «Об утверждении нормативных затрат для обеспечения функций территориальных органов Федерального агентства по управлению государственным имуществом». Также ссылался на то, что не является надлежащим субъектом административной ответственности, в связи с назначением контрактного управляющего, на которого и возложена ответственность за осуществление закупок и который в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ несет ответственность как должностное лицо в случае совершения административных правонарушений, перечисленных в указанной норме, в том числе статьями 7.29 – 7.32. Также указал, что согласно должностному регламенту руководитель Территориального управления обязан обеспечить (организовать) выполнение возложенных на Управление функций и полномочий, а в случае не обеспечения нести за это ответственность. Рассматривая вопрос о возможности освобождения заявителя от административной ответственности УФК по Камчатскому краю ссылается на пренебрежительное отношение должностного лица к возложенным на него публично - правовым обязанностям, при этом, ни в протоколе, ни в оспариваемом постановлении по делу об административном правонарушении не установлены публично - правовые обязанности к которым руководитель Управления пренебрежительно отнесся. Просил отменить оспариваемое постановление и прекратить производство по делу.

Заявитель ФИО2 о дне, времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, причин неявки не сообщил, ходатайств не заявлял. При таких условиях его неявка не препятствует рассмотрению жалобы по существу.

Изучив доводы жалобы, материалы дела, представленные документы, судья приходит к следующему.

Часть 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки).

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту Федеральный закон №44-ФЗ).

Частью 1 статьи 18 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным с учетом положений статьи 13 Федерального закона № 44-ФЗ (в том числе решениям, поручениям, указаниям Президента Российской Федерации, решениям, поручениям Правительства Российской Федерации, законам субъектов Российской Федерации, решениям, поручениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальным правовым актам), а также законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.

Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона № 44-ФЗ при формировании плана закупок обоснованию подлежат объект и (или) объекты закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, определенной с учетом положений статьи 13 Федерального закона № 44-ФЗ, и установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона № 44-ФЗ требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

В соответствии с ч. 7 ст. 18 Федерального закона № 44-ФЗ порядок обоснования закупок, и форма такого обоснования устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд (далее - закупки) в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон) утвержден Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 552

Согласно пункту 13 Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 552, план закупок содержит приложения, содержащие обоснования по каждому объекту или объектам закупки, подготовленные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона.

Порядок обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - обоснование закупок) утвержден Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 555

Согласно подп. «а» п. 4 Правил обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 555, обоснование закупок осуществляется заказчиками в соответствии с установленными Формой обоснования закупок.

Форма обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Форма обоснования закупок), утверждена Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 555.

Формой обоснования закупок предусмотрено отражение:

- в графе 6: «обоснования соответствия объекта и (или) объектов закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору Российской Федерации»;

- в графе 7: «полного наименования, даты принятия и номера, утвержденных в соответствии со ст. 19 Федерального закона № 44-ФЗ нормативных правовых правовых) актов, устанавливающих требования к отдельным видам товаров, работ и услуг (в том числе предельные цены товаров, работ и услуг) и (или) к определению нормативных затрат на обеспечение функций, полномочий государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, в том числе подведомственных указанным органам казенных учреждений, или указание на отсутствие такого акта для соответствующего объекта и (или) соответствующих объектов закупки».

Согласно оспариваемому постановлению ФИО2 признан виновным в том, что являясь должностным лицом – руководителем Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае, при формировании и утверждении плана закупок, являющегося приложением к Плану закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд на 2018 финансовый год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее - План закупок на 2018 год) (версия 11, утверждена 08.11.2018 руководителем Учреждения ФИО1), в графах 6 и 7 допустил отражение информации, не соответствующей запланированным закупкам, а именно,

- в графе 6 ссылки на Приказ Росимущества от 16 мая 2017 года №148 «Об утверждении плана деятельности Федерального агентства по управлению государственным имуществом на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов по реализации государственной программы «Управление федеральным имуществом»» (утратил силу с 20.04.2018), Приказ Росимущества от 25.04.2017 №123 «Об утверждении нормативных затрат для обеспечения функций территориальных органов Федерального агентства по управлению государственным имуществом», Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №327 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом»» не являются обоснованием соответствия объекта и (или) объектов закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору Российской Федерации;

- в графе 7 указанные нормативные акты: Постановление Правительства РФ от 16.07.2007 №447 «О совершенствовании учета федерального имущества», Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №327 «Об утверждении государственной программы Российской федерации «Управление федеральным имуществом», - не являются утвержденными в соответствии со статьей 19 Федерального закона №44-ФЗ нормативными правовыми (правовыми) актами, устанавливающими требования к отдельным видам товаров, работ и услуг (в том числе предельные цены товаров, работ и услуг) и (или) к определению нормативных затрат на обеспечение функций, полномочий государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, в том числе подведомственных указанным органам казенных учреждений.

Таким образом, в нарушение положений ч. 7 ст. 18 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», подп. «а» п. 4 Правил обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 №555 «Об установлении порядка обоснования закупок и товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования», п. 13 Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд (далее - Правила формирования, утверждения и ведения плана закупок), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 №552 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд» (далее - Постановление № 552), руководителем Учреждения ФИО2 не были соблюдены требования к Форме обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Обстоятельства происшествия, изложенные в постановлении, подтверждаются представленными в деле доказательствами.

При рассмотрении дела должностным лицом административного органа была дана оценка доводам стороны защиты, касающимся причин указания вышеизложенного перечня нормативных актов в графах 6 и 7 Формы обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана закупок, являющейся приложением к Плану закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд на 2018 финансовый год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

Должностное лицо административного органа пришло к правильному выводу о том, что указание в графе 6 Формы обоснования закупок на наименование недействующего к моменту утверждения последней редакции Плана закупок нормативного акта, а также перечисление наименований иных нормативных актов не являются обоснованием соответствия объекта и (или) объектов закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору Российской Федерации, поскольку из такого содержания не ясно, каким образом осуществление закупки именно такого товара, работы или услуги будет способствовать реализации соответствующего мероприятия государственной (муниципальной) программы, международного договора, функций и полномочий.

Указание в графе 7 Формы обоснования закупок ссылки на Постановление Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 «О совершенствовании учета федерального имущества», а также на Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №327 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом»» не обеспечивает выполнения требований по заполнению Формы в части сведений, подлежащих отражению в данной графе, так как эти нормативно-правовые акты не устанавливают требования к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, за исключением казенных учреждений, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ).

При таких условиях выводы должностного лица административного органа о том, что при утверждении руководителем Территориального управления данной Формы обоснования закупок были нарушены вышеперечисленные нормы права, является обоснованным.

При этом доводы заявителя о том, что лицом, ответственным за закупки является назначенный им контрактный управляющий, не освобождают самого руководителя Территориального управления от ответственности за соблюдение требований законодательства при формировании, утверждении и ведении плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд.

Из представленных в деле документов видно, что Форму обоснования закупок, как приложение к Плану закупок на 2018 и плановый период 2019-2020 годов утверждал 8 ноября 2018 года непосредственно ФИО1 как исполняющий обязанности руководителя заказчика. При этом он выступал и как ответственный исполнитель Плана закупок, и как лицо, утвердившее план закупок.

Кроме того, как следует из представленных ФИО1 при рассмотрении жалобы документов, функциональные обязанности и полномочия контрактного управляющего были утверждены лишь 28 декабря 2018 года, то есть уже после формирования и подписания ФИО1 Формы обоснования закупок.

Таким образом, по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении на основании исследования совокупности представленных в материалах дела доказательств должностное лицо пришло к обоснованному выводу о виновности ФИО1 как должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ. Содеянному дана надлежащая юридическая оценка.

Доводы о малозначительности содеянного также являлись предметом исследования при рассмотрении дела должностным лицом административного органа. При это должностное лицо административного органа не посчитало возможным расценить содеянное в качестве малозначительного проступка, ссылаясь на пренебрежительное отношение должностного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, а также на значимость охраняемых общественных отношений в области порядка осуществления закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.

Оснований для переоценки указанных выводов при рассмотрении жалобы не имеется.

Вопреки доводам заявителя, его публично-правовая обязанность как руководителя заказчика формировать, утверждать и вести Планы закупок на очередной финансовый год и плановый период с предусмотренными приложениями, определена нормами Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 552. При этом должны соблюдаться установленные законодательством требования, в том числе к порядку и форму обоснования объекта закупки. Установление административной ответственности за нарушение данных требований само по себе свидетельствует о повышенной социальной значимости их строго соблюдения.

Существенных процессуальных нарушений по делу не допущено. Наказание назначено в соответствии с положениями ст. 4.1 КоАП РФ. При таких условиях, оснований для отмены или изменения оспариваемого постановления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю №22-21/2019-1 от 28 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении должностного лица – руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае ФИО1 оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения либо получения его копии.

Судья подпись Ю.А. Кулагина

Решение не вступило в законную силу