№
Дело №12-247/2019
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Тында 18 ноября 2019 года
Судья Тындинского районного суда Амурской области Джуматаева Н.А.,
при секретарях судебного заседания Рещук Е.А., Стяпоненас А.В.,
рассмотрев жалобу лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, - ООО «Лапри Майнинг» на постановление начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области ФИО4 № 464 от 02 июля 2019 года, которым ООО «Лапри – Майнинг» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области ФИО4 № 464 от 02 июля 2019 года ООО «Лапри Майнинг» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с названным постановлением должностного лица от 02 июля 2019 года, ООО «Лапри Майнинг» обратилось с жалобой, мотивируя тем, что вина ООО «Лапри Майнинг» в данном случае в совершении вменяемого административного правонарушения отсутствует. При рассмотрении дела уполномоченный орган посчитал, что ООО «Лапри Майнинг» не обеспечило наличие пункта сосредоточения противопожарного инвентаря и необоснованно не принял о внимание доводы, о том, что у ООО «Лапри Майнинг» не было возможности для соблюдения вменяемых требований. ООО «Лапри Майнинг» для осуществления деятельности по добыче полезных ископаемых были получены лицензии: № на пользование недрами для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых в <данные изъяты> в <адрес>, № на пользование недрами для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых в бассейне <адрес>, № на пользование недрами с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых в долине <адрес>. В целях использования указанных участков недр, согласно условиям названных лицензий, ООО «Лапри Майнинг» заключило с Министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области договоры аренды лесных участков, а именно: договор аренды лесного участка № от 30 декабря 2016 года; договор аренды лесного участка № от 16 мая 2016 года; договор аренды лесного участка № от 16 мая 2016 года. Исполнение обязательств арендатора по всем указанным договорам аренды стало невозможным вследствие неправомерных действий третьих лиц. Указанные лицензии были аннулированы приказами Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу. В результате неправомерных действий арендатор утратил все вышеназванные лицензии, что повлекло невозможность использования лесных участков, предоставленных на основании договоров аренды лесного участка № от 30 декабря 2016 года, договора аренды лесного участка № от 16 мая 2016 года, договора аренды лесного участка № от 16 мая 2016 года. Произошел рейдерский захват активов ООО «Лапри Майнинг» и самого общества, в настоящий момент на основании заключенного ФИО5 договора с <данные изъяты> в полном объеме утрачены независимость и самостоятельность ООО «Лапри Майнинг». ООО «Лапри Майнинг» не имеет возможности осуществлять какие – либо действия, в том числе, направленные на соблюдение требований Правил пожарной безопасности. У общества на территории Амурской области отсутствуют работники, техника и деятельность не осуществляется. Указанная информация неоднократно сообщалась Министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области. Условия пользования всеми лесными участками для ООО «Лапри Майнинг» существенно изменились вследствие утраты права пользования недрами, при этом новые обстоятельства возникли вследствие неправомерных действий третьих лиц, за которые арендатор не отвечает. Выводы уполномоченного органа, указанные в оспариваемом постановлении не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы статей 1.5,1.6, 24.1, 26.1, 29.11, 30.3, 31.1 КоАП РФ, что привело к неправильным выводам, необоснованному привлечению к административной ответственности и нарушению прав и законных интересов общества. Просит признать незаконным и отменить постановление начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области ФИО4 № 464 от 02 июля 2019 года.
Представитель ООО «Лапри Майнинг», представитель министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, надлежащим образом извещенные о дате и времени рассмотрения жалобы ООО «Лапри Майнинг» в судебное заседание не явились. Судом определено о рассмотрении жалобы в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, и доводы жалобы ООО «Лапри Майнинг», проверив обжалуемое постановление, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании частей 1 и 4 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Согласно частям 1 и 3 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Указанные меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. Частями 5 и 7 той же статьи 53.1 предусмотрено, что обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов; виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, подпунктом "а" пункта 3, пунктом 5, подпунктом "в" пункта 13 которых предусмотрено, в частности, что на лесных участках, предоставленных в аренду, меры пожарной безопасности в лесах, включающие в себя предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров), осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов - такие лица обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Приказом Минприроды России от 28.03.2014 N 161 "Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов" утверждены нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, содержащие перечень пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря, которые должны быть в наличии в пункте сосредоточения противопожарного оборудования и инвентаря в зависимости от цели использования лесов.
Из материалов дела усматривается, что 16 мая 2016 года между министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности и ООО «Лапри Майнинг» заключен договор аренды лесного участка №, местоположение участка: <адрес>, <адрес>
В соответствии с подпунктом «з» пункта 11 договора аренды лесного участка № от 16 мая 2016 года, арендатор обязан осуществлять противопожарное обустройство лесов.
28 марта 2019 года в ходе патрулирования лесного фонда, сотрудниками <адрес> было установлено, что <адрес> на арендуемой территории ООО «Лапри Майнинг» отсутствует пункт сосредоточения противопожарного инвентаря.
09 апреля 2019 года инженером ГКУ Амурской области «Тындинское лесничество» ФИО6, за нарушение подпункта «б» пунктов 3, 5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 417, был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ в отношении юридического лица ООО «Лапри Майнинг».
Постановлением начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области ФИО4 № 464 от 02 июля 2019 года ООО «Лапри Майнинг» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ.
Таким образом, ООО «Лапри Майнинг» не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению вышеприведенных правил и норм, то есть не обеспечило выполнение Правил пожарной безопасности в лесах и одновременно тем самым нарушило условия договора аренды лесного участка в части выполнения взятых обязательств по соблюдению названных Правил в соответствии с проектом освоения лесов.
Указанные обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждаются представленными доказательствами, исследованными должностным лицом в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, а также дополнительными исследованными судом в ходе рассмотрения жалобы, в частности, протоколом об административном правонарушении от 09 апреля 2019 года №; актом проверки подготовки к пожароопасному сезону 2019 года от 28 марта 2019 года; претензией от 09 апреля 2019 года; обоснованием и характеристикой проектируемых видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка); договором аренды лесного участка № от 16 мая 2016 года.
Установив факт отсутствия пункта сосредоточения противопожарного инвентаря, должностное лицо административного органа обоснованно пришел к выводу, что бездействие юридического лица ООО «Лапри Майнинг» образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Согласно сообщению отдела геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу по Амурской области, ООО «Лапри Майнинг» действительно не имеет действующих лицензий на пользование недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи россыпного золота.
Вопреки доводам жалобы, договором аренды лесного участка от 16 мая 2016 года № не предусмотрено прекращение действий договора и (или) исполнения обязательств по договору в случае лишения арендатора лицензий на право пользования недрами.
Согласно п. 12 договора аренды лесного участка № от 16 мая 2016 года, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных настоящим договором, арендодатель и арендатор несут ответственность согласно законодательству Российской Федерации (включая обязанность возместить в соответствии с Гражданским кодексом РФ убытки, причиненные таким неисполнением или ненадлежащим исполнением).
В соответствии с ч. 4 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии п. 1 ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
В соответствии со ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно пункту 21 договора аренды лесного участка № от 16 мая 2016 года, арендатор вправе в одностороннем порядке расторгнуть настоящий договор, известив об этом арендодателя в письменной форме за 90 дней до предполагаемой даты расторжения, при условии отсутствия недоимки по арендной плате.
Доводы жалобы о том, что утрата всех лицензий повлекла невозможность использования лесных участков, ООО «Лапри Майнинг» уведомляло Министерство лесного хозяйства о расторжении договоров аренды, суд признает несостоятельными, в связи с тем, что после обращения общества в Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области с заявлением о расторжении договоров аренды ООО «Лапри Майнинг» было разъяснено о необходимости передачи указанных лесных участков по акту приема-передачи. Вместе с тем, согласно представленным материалам ООО «Лапри Майнинг» уклонилось от участия в рабочей группе по приему-передачи лесных участков, договор аренды лесного участка от 16 мая 2016 года № расторгнут с 12 июля 2019 года на основании решения Арбитражного суда Амурской области от 27 июня 2019 года по инициативе Министерства лесного хозяйства Амурской области.
Таким образом, на момент обнаружения административного правонарушения – 28 марта 2019 года, обязанность осуществления мер по предупреждению лесных пожаров в соответствии с законодательством Российской Федерации, на основании договора аренды лесного участка № от 16 мая 2016 года была возложена на юридическое лицо ООО «Лапри Майнинг».
Суд признает технической ошибкой указание в материалах дела на проведение проверки лесных участков 01 марта 2019 года, поскольку из представленных и исследованных в судебном заседании материалов дела следует, что фактически проверка проводилась 28 марта 2019 года. Указанная ошибка носит формальный характер и не ставит под сомнение законность проведения проверки, надлежащее уведомление ООО «Лапри Майнинг» о её проведении, наличие нарушений по результатам проведения проверки.
С учетом изложенного, по делу не имеется оснований ставить под сомнение законность и обоснованность постановления должностного лица о признании виновным юридического лица ООО «Лапри Майнинг» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ.
Порядок и срок привлечения к административной ответственности по делу не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица, по делу не имеется.
Дело рассмотрено и наказание назначено в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции соответствующей статьи, и является справедливым.
Учитывая изложенное, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области ФИО4 № 464 от 02 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ в отношении ООО «Лапри Майнинг» оставить без изменения, а жалобу ООО «Лапри Майнинг» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке путем подачи жалобы непосредственно в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (<адрес>
Судья Н.А. Джуматаева