ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-247/20 от 23.09.2020 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Курлапова Н.В. Дело № 21-525/2020

(дело № 12-247/2020)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Машкина И.М., рассмотрев в открытом судебном заседании 23 сентября 2020 года в городе Сыктывкаре Республики Коми жалобу представителя Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» в лице производственного отделения «Центральные электрические сети» ФИО1 на постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми ФИО2 от 29 мая 2020 года № 280 и решение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 20 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада»,

установил:

постановлением заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми ФИО2 от 29 мая 2020 года № 280 юридическое лицо – ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 55000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» обратилось в Ухтинский городской суд Республики Коми с жалобой.

По результатам рассмотрения жалобы судьей Ухтинского городского суда Республики Коми принято решение, которым постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, представитель Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» в лице производственного отделения «Центральные электрические сети» ФИО1 ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и решения судьи, как незаконных и необоснованных.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административный орган при рассмотрении жалобы не участвовали, извещены о мести и времени судебного заседания надлежащим образом, ходатайство об отложении слушания дела не направили, в связи с чем, на основании статьи 30.6 КоАП РФ, судебное заседание в Верховном Суде Республики Коми проведено в отсутствии не явившихся лиц.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления должностного лица и решения судьи.

Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров.

Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 16, часть 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации).

Статьей 99 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Приказом Рослесхоза от 10 июня 2011 года № 223 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов», в пункте 8 которых определено, что в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются: а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов. Ширина просеки для линий электропередачи определяется в соответствии с требованиями и размерами охранных зон воздушных линий электропередачи, предусмотренными пунктом «а» Приложения к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 10, ст. 1220); б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра; в) вырубка сильноослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.

В пункте 16 указанных Правил установлено, что лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают: регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами; восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек; принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций, а также ликвидации их последствий, возникших по вине указанных лиц.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (вместе с «Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон») сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать: а) содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах; б) поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами; в) вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года №417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах.

Пунктами 1, 35 указанных Правил установлено, что данные Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.

Кроме того, Постановлением Правительства Республики Коми от 26 апреля 2019 года № 212 на территории Республики Коми с 29 апреля 2019 год установлено начало противопожарного сезона. 07 октября 2019 года пожароопасный сезон на территории Республики Коми окончен (Постановление Правительства Республики Коми от 07 октября 2019 года № 467).

Из материалов дела следует, что в соответствии с планом-графиком проведения патрулирования лесов по Государственному учреждению Республики Коми «Ухтинское лесничество» на сентябрь 2019 года, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 21 июня 2019 года, 10 сентября 2019 года проведено патрулирование территории лесного фонда, в ходе которого выявлено, что в квартале 82 выдел 12,13,48 Ухтинского участкового лесничества, координаты ЛЭП 63.30.19.5 053.53.26.0, не проведена очистка лесного участка от порубочных остатков при эксплуатации линий электропередач линий связи в период пожароопасного сезона.

В связи с выявленными нарушениями требований правил пожарной безопасности в лесах в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада» 02 октября 2019 года Государственным учреждением Республики Коми «Ухтинское лесничество» составлен протокол № 19 об административном правонарушении, а в последующем заместителем начальника отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителем главного государственного лесного инспектора Республики Коми ФИО2 вынесено обжалуемое постановление от 29 мая 2020 года № 280.

Факт совершения обществом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ и виновность юридического лица подтверждены совокупностью исследованных доказательств, а именно: протоколом об административных правонарушениях от 02 октября 2019 года № 19; договором № ... на выполнение строительно-монтажных работ по расширению просек от 29 декабря 2017 года, приказом Государственного учреждения Республики Коми «Ухтинское лесничество» № 9 от 30 августа 2019 года; планом – графиком проведения патрулирования лесов по Государственному учреждению Республики Коми «Ухтинское лесничество» на сентябрь 2019 года; актом патрулирования № 3 территории лесного фонда от 10 сентября 2019 года; фотоматериалами; схемой линии электропередачи; уставом Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада», а также иными доказательствами.

Вышеприведенные доказательства получили оценку в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам, установленным статьей 26.11 КоАП РФ, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Отказывая в удовлетворении жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности по вмененному административному правонарушению, судья городского суда исходил из того, что обстоятельствами дела подтверждается нарушение ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» Правил пожарной безопасности в лесах, что свидетельствует о совершении обществом административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.

Выводы судьи являются верными.

Доводы жалобы о проведении внеплановой проверки юридического лица с нарушением, установленного Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту – Федеральный закон № 294 - ФЗ) порядка, являлись предметом рассмотрения судьей районного суда и обоснованно отклонены по мотивам, подробно изложенным в решении.

Не являются основанием для отмены решения доводы жалобы об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих факт правонарушения, поскольку опровергаются совокупностью имеющихся доказательств, в частности актом осмотра, фотоматериалами, схемой линии электропередачи.

Ссылка в жалобе на наличие оснований для признания вмененного административного правонарушения малозначительным и прекращения производства по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, несостоятельна.

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», квалификация административного правонарушения в качестве малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и должна соотноситься с характером и степенью потенциальной опасности совершенного деяния, а также с причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Вместе с тем исходя из характера описанного правонарушения и конкретных обстоятельств настоящего дела, оснований для признания вмененного правонарушения малозначительным не имеется, так как его действия, выразившиеся в нарушении требований законодательства о пожарной безопасности в лесах, создают непосредственную угрозу отношениям, возникающим в области охраны окружающей среды и экологической системе леса, обеспечение пожарной безопасности в лесах является одной из важнейших функций государства.

При этом фактическое отсутствие негативных последствий в данном случае не свидетельствует об отсутствии угрозы их наступления. Содействие в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу не исключает обстоятельства совершения правонарушения на момент его выявления.

Порядок привлечения общества к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюден.

Право общества на защиту при производстве по делу не нарушено.

Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, составляющий один год, на дату вынесения оспариваемого постановления не истек.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 8.32 КоАП РФ, с учетом требований статей 3.1,3.2, 3.5, 4.1 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу допущено не было, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми ФИО2 от 29 мая 2020 года № 280 и решение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 20 июля 2020 года оставить без изменения, жалобу представителя Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» в лице производственного отделения «Центральные электрические сети» ФИО1 - без удовлетворения.

Судья И.М. Машкина