Дело № 12-247/2021
РЕШЕНИЕ
15 ноября 2021 года <адрес>
Судья Алуштинского городского суда Республики Крым Голубева Н.О., с участием представителя апеллянта – ФИО1, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ФГБУ «Санаторий «Айвазовское» Управление делами Президента Российской Федерации ФИО2 на постановление заместителя руководителя межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по <адрес> и <адрес> ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица – ФГБУ «Санаторий «Айвазовское» Управление делами Президента РФ к административной ответственности по ст. 9.19 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа <данные изъяты> рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным заместителем руководителя межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по <адрес> и <адрес> ФИО3, юридическое лицо – ФГБУ «Санаторий «Айвазовское» Управление делами Президента Российской Федерации привлечено к административной ответственности по ст. 9.19 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, директором ФГБУ «Санаторий «Айвазовское» Управления делами Президента РФ Пугачевой С.Р. подана жалоба, в которой последняя просит постановление административного органа отменить, а производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы указано, что протокол от ДД.ММ.ГГГГ№ составлен в результате грубого нарушения требований КоАП РФ и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте». Полагает, что в протоколе и постановлении по делу не содержится сведений о месте, времени совершения административного правонарушения. Органом государственного надзора не дана правовая оценка тому, что в соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» при отсутствии декларации безопасности гидротехнического сооружения на день вступления в силу настоящего Федерального закона декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется и представляется на утверждение в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в течение пяти лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Обращает внимание суда, что органом надзора не принималось распорядительного документа (приказа) об утверждении Перечня объектов, имеющих гидротехнические сооружения, поднадзорные Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В судебном заседании защитник поддержал поданную жалобу, указал, что берегоукрепительные сооружения не стоят на балансе предприятия, не передавались в пользование.
В судебное заседание представитель административного органа – межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по <адрес> и <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом путём направления извещения почтой, полученного ДД.ММ.ГГГГ.
Участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, в связи с чем суд приходит к выводу о возможности рассмотрения жалобы в отсутствие должностного лица, извещенного надлежащим образом.
Выслушав защитника, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
На основании ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Данный срок не нарушен.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении, при этом судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
На основании ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Административная ответственность по ст. 9.19 КоАП РФ наступает за эксплуатацию опасного объекта, за исключением ввода в эксплуатацию опасного объекта, в случае отсутствия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Санкция статьи предусматривает наказание в виде административного штрафа для должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, для юридических лиц – от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
По смыслу закона, объективная сторона данного правонарушения заключается в осуществлении эксплуатации опасного объекта в случае несоблюдения его владельцем обязательного положения о том, чтобы на условиях и в порядке, которые установлены законом, за свой счёт застраховать (выступить в качестве страхователя) имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путём заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта.
Согласно ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (далее – Закон № 225-ФЗ) к опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, относятся объекты, расположенные на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права:
1) опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством РФ о промышленной безопасности опасных производственных объектов;
2) гидротехнические сооружения, подлежащие внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством РФ о безопасности гидротехнических сооружений;
3) автозаправочные станции жидкого моторного топлива;
4) лифты, подъемные платформы для инвалидов, эскалаторы (за исключением эскалаторов в метрополитенах).
В случае неисполнения владельцем опасного объекта обязанности по страхованию, установленной Законом № 225-ФЗ, ввод в эксплуатацию опасного объекта не допускается (ч. 2 ст. 4 Закона № 225-ФЗ).
Из приведённых выше норм закона следует, что юридически значимым для установления признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.19 КоАП РФ, является: а) определение опасности промышленного объекта; б) установление, эксплуатирует ли лицо, привлекаемое к административной ответственности, опасный производственный объект в отсутствии соответствующего договора.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором межрегионального отдела государственного энергетического надзора и надзора в области безопасности гидротехнических сооружений межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по <адрес> и <адрес> ФИО4 составлен протокол № об административном правонарушении в отношении юридического лица – Федерального государственного бюджетного учреждения «Санаторий «Айвазовское» Управления делами Президента Российской Федерации по ст. 9.19 КоАП РФ за нарушения норм и правил, обнаруженных ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 00 минут в области безопасности гидротехнических сооружений.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Крымского управления Ростехнадзора ФИО3 вынесено определение о назначении места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении – на ДД.ММ.ГГГГ в Крымском управлении Ростехнадзора.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по <адрес> и <адрес> ФИО3 вынесено постановление № о назначении административного наказания в отношении юридического лица – Федерального государственного бюджетного учреждения «Санаторий «Айвазовское» Управления делами Президента Российской Федерации по ст. 9.19 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
В представленных суду материалах отсутствуют сведения о внесении гидротехнического сооружения, находящегося в пользовании ФГБУ «Санаторий «Айвазовское» Управления делами Президента РФ, в Российский регистр гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством РФ о безопасности гидротехнических сооружений (с присвоением соответствующего класса). В отсутствие какого-либо описания комплекса берегозащитных гидротехнических сооружений также не представляется возможным установить фактическую эксплуатацию данных берегозащитных гидротехнических сооружений ФГБУ «Санаторий «Айвазовское» Управления делами Президента РФ. Одна лишь констатация факта отсутствия договора обязательного страхования гражданской ответственности без приведения указанных выше сведений не может свидетельствовать о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.19 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
То есть ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ предусматривает, что в протоколе об административном правонарушении должно быть указано событие административного правонарушения, в том числе все его признаки (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).
Аналогично положения п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ регламентируют отражение в постановлении по делу об административном правонарушении – обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, то есть, как минимум, место, время совершения и событие административного правонарушения.
Из представленных материалов не представляется возможным установить наличие события административного правонарушения в отсутствие сведений о внесении гидротехнического сооружения, находящегося в пользовании ФГБУ «Санаторий «Айвазовское» Управления делами Президента РФ, в Российский регистр гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством РФ о безопасности гидротехнических сооружений (с присвоением соответствующего класса), а также в отсутствии доказательств фактической эксплуатации берегозащитных гидротехнических сооружений ФГБУ «Санаторий «Айвазовское» Управления делами Президента РФ.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, должностными лицами контролирующего органа выполнены не были.
В связи с изложенным постановление заместителя руководителя межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ не может быть признано судом законным, а потому подлежит отмене.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу директора ФГБУ «Санаторий «Айвазовское» Управления делами Президента РФ Пугачевой С.Р. – удовлетворить, постановление заместителя руководителя межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по <адрес> и <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица – ФГБУ «Санаторий «Айвазовское» Управление делами Президента РФ к административной ответственности по ст. 9.19 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 (трёхсот тысяч) рублей – отменить, производство по делу об административном правонарушении – прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.19 КоАП РФ, и недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Алуштинский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии решения, в соответствии со ст. 30.9 КоАП РФ.
Судья Алуштинского
городского суда Н.О.Голубева