ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-247/2021 от 18.10.2021 Шадринского районного суда (Курганская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

г. Шадринск Курганской области 18 октября 2021 года

ул. Луначарского, 10

Судья Шадринского районного суда Курганской области Бузаев С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на определение заместителя Шадринского межрайонного прокурора Казеева М.Х. от 25 августа 2021 г. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении П.А.А.,

УСТАНОВИЛ:

Определением заместителя Шадринского межрайонного прокурора Казеева М.Х. от 25.08.2021 отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении П.А.А. в связи с отсутствием субъекта административного правонарушения.

ФИО1 подана жалоба, в которой она просит отменить указанное определение, возвратить дело на новое рассмотрение, не соглашаясь с выводом о том, что П.А.А. как депутат не является должностным лицом в связи с отсутствием у него властных полномочий, а также административно-хозяйственных функций.

ФИО1, надлежаще извещённая о времени и месте рассмотрения жалобы в судебное заседание не явилась, обеспечила явку своего представителя.

Представитель ФИО1 – ФИО2 в судебном заседании поддержал доводы жалобы, дополнительно указав на то, что ФИО1 не вызывалась в прокуратуру и не опрашивалась по доводам её заявления.

Старший помощник Шадринского межрайонного прокурора Терентьев Д.А. просил отказать в удовлетворении жалобы ФИО1, считая её необоснованной.

Лицо, в отношении которого отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, – П.А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещён надлежащим образом.

Заслушав явившихся лиц, исследовав представленные материалы, прихожу к следующему.

Согласно ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в п.п. 2 и 3 ч. 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

На основании ч. 4 ст. 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными гл. 30 КоАП РФ.

Согласно информации об отслеживании почтового отправления копия обжалуемого постановления получена ФИО1 09.09.2021, жалоба на постановление направлена в Шадринский районный суд Курганской области 20.09.2021 согласно почтовому штемпелю на конверте, то есть в срок, предусмотренный ст. 30.3 КоАП РФ, в связи с чем, подлежит рассмотрению по существу.

Статьёй 5.59 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса.

П.А.А. на основании результатов муниципальных выборов, состоявшихся 13 сентября 2020 г., избран депутатом Шадринской городской Думы седьмого созыва на срок 5 лет (http://msu45.ru/duma/shadrinsk).

Из представленных материалов усматривается, что 18.06.2021 ФИО1 письменно обратилась к депутату Шадринской городской Думы П.А.А.. по поводу ликвидации библиотеки-филиала им ФИО3 и библиотеки-филиала им. Д.Н. Мамина-Сибиряка.

В связи с тем, что ответа на своё обращение ФИО1 от депутата П.А.А., не получила, 27.07.2021 она обратилась в Шадринскую межрайонную прокуратуру с заявлением о привлечении к административной ответственности депутата Шадринской городской Думы П.А.А. в связи с нарушением им порядка и срока рассмотрения её обращения.

Отказывая в возбуждении в отношении П.А.А. дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, заместитель Шадринского межрайонного прокурора Казеев М.Х. пришёл к выводу о том, что депутат Шадринской городской Думы П.А.А... не является должностным лицом в связи с отсутствием у него властных полномочий, а также административно-хозяйственных и иных функций должностного лица.

Нахожу возможным согласиться с таким выводом исходя из следующего.

Порядок рассмотрения обращений граждан регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Согласно п. 3 ст. 5 названного Федерального закона гражданин имеет право на получение письменного ответа от государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Обращение гражданина, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ).

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.

При этом в соответствии с ч. 5 ст. 4 указанного Федерального закона под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

В примечании к статье 2.4 КоАП РФ обозначено, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделённое в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

В соответствии с п. 13 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» депутат – лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат это член представительного органа поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения; должностное лицо местного самоуправления – выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделённое исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления;

В статье 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ определён статус депутата представительного органа муниципального образования.

Исходя из содержания приведённых норм Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат представительного органа муниципального образования не относится к числу должностных лиц органа местного самоуправления, поскольку не наделён распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, и не является лицом, выполняющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 Устава муниципального образования – город Шадринск (принят решением Шадринской городской Думы от 03.03.2005 № 26) должностными лицами местного самоуправления муниципального образования – город Шадринск являются выборные либо заключившие контракт (трудовой договор) лица, наделенные исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления муниципального образования - город Шадринск. В части 2 названной статьи установлен закрытый перечень должностных лицам местного самоуправления муниципального образования – город Шадринск, в который депутат Шадринской городской Думы не включён.

Статьями 41, 42 Устава муниципального образования – город Шадринск регламентированы деятельность депутата Шадринской городской Думы, его статус. Из анализа положений указанных статей Устава также не следует, что депутат Шадринской городской Думы наделён распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, или является лицом, выполняющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, то есть является должностным лицом.

Установленная абз. 7 ч. 9 ст. 42 Устава муниципального образования – город Шадринск обязанность депутата Шадринской городской Думы рассматривать в установленные сроки поступившие к нему обращения, предложения, жалобы граждан, организаций является корреспондирующей специальному статусу депутата как члена представительного органа муниципального образования, а не статусу депутата как должностного лица.

В Определении Конституционного Суда РФ от 01.06.2010 № 885-О-О, принятом по конкретному делу, на которое ссылается податель жалобы, отмечено, что Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не относит депутата представительного органа муниципального образования к числу должностных лиц местного самоуправления, что само по себе не означает, что такой депутат не может признаваться должностным лицом по смыслу пункта 1 примечаний к статье 285 и примечания к статье 318 Уголовного кодекса РФ, тогда как рассматриваемый случай с этим не связан, поэтому ссылку на указанный судебный акт в обоснование жалобы нельзя признать состоятельной.

При таких обстоятельствах депутат Шадринской городской Думы П.А.А. не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, что исключает возможность привлечения его к административной ответственности за совершение указанного административного правонарушения.

В связи с этим, довод о том, что ФИО1 не вызывалась в прокуратуру и не опрашивалась по доводам её заявления правового значения не имеет.

Учитывая изложенное, оснований для отмены определения заместителя Шадринского межрайонного прокурора Казеева М.Х. от 25.08.2021 не имеется.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

определение заместителя Шадринского межрайонного прокурора Казеева М.Х. от 25 августа 2021 г. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении П.А.А. оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии путём подачи жалобы через Шадринский районный суд Курганской области.

Судья С.В. Бузаев