Судья: Капанина Н.В. Дело №21-220АК-2021 г.
№12-247/23-2021 г.
46RS0030-01-2021-004124-05
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
7 июля 2021 года г. Курск
Судья Курского областного суда Шуваева Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу К. на решение судьи Ленинского районного суда <адрес> от 27 апреля 2021 г., вынесенное по жалобе К. на постановление заместителя руководителя Курского УФАС России ФИО1 от 26.02.2021 по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ч.2.4 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица - генерального директора ООО «Лизинговая компания «Регион» К.,
У С Т А Н О В И Л А:
Постановлением заместителя руководителя Курского УФАС России ФИО1 от 26.02.2021 по делу № должностное лицо – генеральный директор ООО «Лизинговая компания «Регион» К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2.4 ст.19.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 12 000 рублей.
Не согласившись с постановлением должностного лица, К. обжаловал его в судебном порядке.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Курска указанное постановление оставлено без изменения, жалоба К. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Курский областной суд, К. просит отменить решение судьи, как незаконное и необоснованное.
В судебное заседание К. не явился, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявлял, в связи с чем, учитывая надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания, руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившегося лица.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с п.8 ч.2 и ч.3 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Часть 2.4 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа об отмене либо изменении противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или акта органа местного самоуправления - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушений по ст.19.5 КоАП РФ составляют действия (бездействие), выражающиеся в невыполнении в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль.
Под неисполнением в срок предписания понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения в целом. Предписание выносится в случае выявления нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы. Исполнимость предписания является определяющим признаком его законности, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Предписание как ненормативный правовой акт, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Статьей 33 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» установлено, что антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Таким образом, оспариваемое решение принято Управлением в пределах своих полномочий.
В соответствии с положениями ст.3 Федерального закона «О рекламе», реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламопроизводителем - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, а рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств; объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Как установлено судьей районного суда и усматривается из материалов дела, общество является рекламодателем рекламного объявления, размещенного на рекламной конструкции в окнах офиса ООО «Лизинговая компания «Регион», расположенного на 1 этаже <адрес>.
15.06.2020 Курским УФАС России в ходе постоянного мониторинга за соблюдением требований законодательства РФ о рекламе установлено, что по адресу: <адрес> на фасаде многоквартирного жилого дома расположена вывеска «Регион лизинговая компания». На 2х рекламных конструкциях (баннерах), установленных в окнах офиса ООО «Лизинговая компания «Регион», размещена реклама следующего содержания: текст крупным шрифтом: «Сбережения 16%», значок «Р» на фоне группы улыбающихся и обнимающихся людей; текст крупным шрифтом: «Автомобиль в лизинг <данные изъяты>», значок «Р» на фоне крупного изображения автомобиля.
29.10.2020 Курским УФАС России возбуждено дело № о нарушении законодательства о рекламе, в ходе рассмотрения которого установлено, что в указанных рекламных сообщениях отсутствует информация о лице, осуществляющем данную деятельность; не указано наименование или имя лица, оказывающего финансовые услуги или осуществляющего данную деятельность (отсутствует организационно-правовая форма и наименование юридического лица). Из содержания проекта договора о привлечении средств, размещенном на официальном сайте ООО «Лизинговая компания «Регион», реализуемая указанной организацией программа оказания финансовых услуг содержит также иные условия услуги (минимальная сумма внесения денежных средств, процент выплат при досрочном расторжении договора и т.д.), при этом указанная информация в размещенной рекламе отсутствует.
Комиссией установлено, что должностное лицо - генеральный директор ООО «Лизинговая компания «Регион» К. по обращению прокуратуры Центрального административного округа г. Курска привлечен судом к административной ответственности по ч.1 ст. 14.62 КоАП РФ - привлечение денежных средств физических лиц и юридических лиц, при которой выплата дохода лицам, чьи денежные средства привлечены ранее, осуществляются за счет привлеченных денежных средств иных физических лиц или юридических лиц при отсутствии инвестиционной или иной законной предпринимательской деятельности, связанной с использованием привлеченных денежных средств, в объеме, сопоставимом с объемом привлеченных денежных средств.
Решением Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по делу № юридическое лицо - ООО «Лизинговая компания «Регион» признано нарушившим ч.1, п.2 ч.2 ст.28, ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы, в которой не указано наименование лица, оказывающего финансовые услуги или осуществляющего данную деятельность (отсутствует организационно-правовая форма, наименование юридического лица), а также отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Курским УФАС России ООО «Лизинговая компания «Регион» 19.11.2020 выдано предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе: в срок до 25.12.2020 устранить установленные нарушения, прекратив распространение рекламы «Сбережения 16 %»,«Автомобиль в лизинг 8(4712)31-18-80» любыми способами (наружной рекламы; рекламы в средствах массовой информации; в сети «Интернет» и т.п.). которое в указанный в предписании срок до 25.12.2020 не исполнено.
Актом наблюдения от 11.01.2021 установлено, что по адресу: <адрес> на 1м этаже многоквартирного жилого дома расположен офис ООО «ЛК «Регион»; на 2х рекламных конструкциях (баннерах), установленных в окнах офиса, размещена реклама того же содержания: «Сбережения 16 %», «Автомобиль в лизинг <данные изъяты>».
26.01.2021 в отношении генерального директора ООО «Лизинговая компания «Регион» К. возбуждено дело № об административном правонарушении, предусмотренном ч.2.4 ст.19.5 КоАП РФ.
04.02.2021 в Курское УФАС России от ООО «Лизинговая компания «Регион» поступило заявление о прекращении производства по делу №, поскольку нарушения со стороны общества отсутствуют, так как в нижней части рекламных плакатов указано наименование лица, оказывающего финансовые услуги (осуществляющего данную деятельность), а также присутствует обязательная информация о рекламируемых финансовых услугах.
Актом наблюдения от 05.02.2021 установлено, что на 2х рекламных конструкциях (баннерах), установленных в окнах офиса ООО «ЛК «Регион» (<адрес>), размещена та же реклама с изменениями следующего содержания: «Сбережения 16 % (крупным шрифтом) годовых (мелким шрифтом)»; «Автомобиль в лизинг <данные изъяты> (крупным шрифтом).
В нижней части баннера мелким шрифтом указано: «Услуги предоставляются клиентам ООО «Лизинговая компания «Регион» (ООО «ЛК «Регион» № Средства принимаются на срок от 3 до 24 месяцев, максимальная ставка до 16 % годовых, минимальная сумма договора 10 000 рублей. Выплата процентов в соответствии с договором с ООО «ЛК «Регион» ежемесячно/ежеквартально/по истечению срока договора. Возможно частичное снятие, пополнение и капитализация в соответствии с договорам с ООО «ЛК «Регион». При досрочном расторжении ставка 3 % годовых. Денежные средства физических лиц принимаются на основании договора привлечения средств. Ставка подлежит изменению при изменении суммы или заключения нового договора. Подробности о деятельности ООО «ЛК «Регион» по телефону +№ или на сайте (лкрегион.рф). ООО «ЛК «Регион» заключен договор страхования предпринимательских рисков. Страхование осуществляет НКО «Межрегиональное потребительское общество взаимного страхования». НКО «МОВС» осуществляет свою деятельность на основании лицензии Центрального Банка Российской Федерации (Банк России) ВС № от 24.09.2019»
В ходе наблюдения и фотографирования рекламы специалистами Курского УФАС России 11.01.2021, 05.02.2021 не удалось прочитать информацию, нанесенную мелким шрифтом. Информация поддается прочтению только при максимальном увеличении фотографии, что подтверждается актами наблюдений от 11.01.2021, 05.02.2021 и фотографиями рекламы.
В соответствии с п.28 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58, а также письмом ФАС России от 13.08.2010 № АК/26483, рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.
Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования.
То обстоятельство, что в Законе о рекламе не прописан размер шрифта, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым. Основным условием размещения рекламы является предоставление добросовестной и достоверной информации. Данная реклама не должна вводить потребителя в заблуждение относительно условий оказания финансовых услуг, а также должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность.
В этой связи, определением от 19.02.2021 у ООО «Лизинговая компания «Регион» запрошена информация о внесенных изменениях в рекламу после обнаружения Курским УФАС России рекламы с нарушением законодательства (после 15.06.2020), с указанием даты внесения изменений и документарным подтверждением: договор(-ы) (включая все приложения, дополнительные соглашения и изменения к ним), на основании которых в рекламе размещена дополнительная информация, с приложением копий платежных документов, свидетельствующих об оплате изготовления/размещения дополнительной информации.
25.02.2021 от ООО «Лизинговая компания «Регион» в адрес Курского УФАС России поступил договор на оказание рекламных услуг от 02.09.2019 № со спецификацией и утвержденными рекламодателем макетами.
Сведения о внесенных изменениях в рекламу после обнаружения Курским УФАС России рекламы с нарушением законодательства (после 15.06.2020) ООО «Лизинговая компания «Регион» не представлены.
Поскольку сведений о дате внесения ООО «Лизинговая компания «Регион» изменений в содержание рекламы ООО «Лизинговая компания «Регион» не представило, Курским УФАС России обосновано сделан вывод о том, что информация, содержащая существенные условия оказания финансовых услуг о наименовании юридического лица, оказывающего финансовые услуги, о минимальной и максимальной сумме вложений денежных средств, размерах выплат, размерах процентной ставки в рассматриваемой рекламе отсутствует (выполнена нечитаемым мелким шрифтом).
Таким образом, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о том, что ненадлежащая реклама ООО «ЛК «Регион» продолжает распространяться, предписание от 19.11.2020 о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе не исполнено.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ генеральным директором ООО «Лизинговая компания «Регион» с 16.09.2019 является К.
На основании Устава ООО «Лизинговая компания «Регион» генеральный директор ООО «Лизинговая компания «Регион» К. является единоличным исполнительным органом общества; обладает полномочиями по управлению текущей деятельностью общества; по выполнению решений общего собрания участников общества; разрабатывает и представляет на утверждение общему собранию участников общества проекты внутренних документов, регламентирующих деятельность общества; утверждает или принимает отдельные документы, регулирующие организацию деятельности общества; решает иные вопросы.
Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе подлежит исполнению в срок, который указан в предписании (ч.4 ст.36 Федерального закона «О рекламе»).
В силу ч.8 ст.36 Федерального закона «О рекламе», неисполнение предписаний антимонопольного органа, выданных на основании настоящего Федерального закона, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанное нарушение образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2.4 ст.19.5 КоАП РФ.
В соответствии со ст.2.2 КоАП РФ, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
С учетом изложенного должностное лицо Курского УФАС, а затем и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о том, что у должностного лица - генерального директора ООО «Лизинговая компания «Регион» К. имелась возможность для надлежащего исполнения требований законодательства о рекламе, однако, им не были приняты необходимые и достаточные меры по исполнению предписания антимонопольного органа о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
Однако, им не исполнено предписание от 19.11.2020 о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе по делу №.
Вина генерального директора ООО «Лизинговая компания «Регион» К. подтверждается исследованными заместителем руководителя Курского УФАС России ФИО1 доказательствами, которые обосновано признаны относимыми, допустимыми и достаточными в рамках рассматриваемого дела.
Назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 12 000 рублей, соответствует санкции ч.2.4 ст.19.5 КоАП РФ, определено в соответствии с правилами, установленными ст.3.5 КоАП РФ.
Оснований для переоценки собранных по делу доказательств суд не усматривает.
При таких обстоятельствах жалоба заявителя не содержит доводов, ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшихся судебных актов, и удовлетворению не подлежит.
Каких-либо процессуальных нарушений, нарушений норм материального права, способных повлечь отмену обжалуемых судебных актов, изучением материалов дела не установлено.
Руководствуясь ст.ст.30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л А:
Решение судьи Ленинского районного суда г. Курска от 27 апреля 2021 г., вынесенное по жалобе К. на постановление заместителя руководителя Курского УФАС России ФИО1 от 26.02.2021 по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ч.2.4 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица - генерального директора ООО «Лизинговая компания «Регион» К. оставить без изменения, жалобу К. – без удовлетворения.
Судья Курского областного суда Е.И. Шуваева