Р Е Ш Е Н И Е
г. Тверь 16 августа 2021 года
Судья Заволжского районного суда г. Твери Замрий В.Н.,
с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1,
представителя Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области Гроссу Н.С.,
помощника прокурора Заволжского района г. Твери Лобеса В.В.,
рассмотрев жалобу защитника генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Регионэнергоресурс-Тверь» ФИО2 Четверикова А.В. на постановление заместителя начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области ФИО3 № 397 от 20.05.2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.23 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «Регионэнергоресурс-Тверь» ФИО2,
установил:
Постановлением заместителя начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области ФИО3 № 397 от 20.05.2021 г. генеральный директор ООО «Регионэнергоресурс-Тверь» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Как указано в постановлении, правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.
26.11.2020 г. с 10 часов 00 минут до 10 часов 30 минут межрайонной прокуратурой с привлечением специалиста ГУ «ГЖИ» Тверской области по результатам обследования многоквартирного дома № по ул. Куйбышева г. Ржева установлено, что температура теплоносителя на вводе в дом составила 56,2 °С, на обратном трубопроводе 43,6 °С. Температура воздуха в жилых помещениях квартиры № (не угловая) составила 17,7 °С. Таким образом, нарушение прав граждан на получение коммунальных услуг отопления надлежащего качества происходит вследствие несоответствия температуры теплоносителя на вводе в многоквартирный дом, что свидетельствует о ненадлежащей подготовке ресурсоснабжающей организацией объектов теплоснабжения к эксплуатации в зимних условиях. Правонарушение совершено по вине генерального директора ООО «Регионэнергоресурс-Тверь» ФИО2
Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ООО «Регионэнергоресурс-Тверь» ФИО2 в лице своего защитника Четверикова А.В. принес на него жалобу. Приводя положения п. 24 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808, ч. 7 ст. 19, ч. 20 ст. 2, п.6 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», п. 3, 107 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034, указывает, что теплопотребляющие установки многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> д. № имеют присоединение к тепловой сети через индивидуальный тепловой пункт. Поставка Обществом тепловой энергии в многоквартирный жилой дом осуществляется от котельной № 1, согласно суточной ведомости работы которой температура теплоносителя на выходе с источника 26.11.2020 г. была в пределах, предусмотренных температурным графиком, утвержденным постановлением Администрации г. Ржева Тверской области. Полагает, что Общество осуществляет теплоснабжение потребителей г. Ржева в соответствии с нормами действующего законодательства, поскольку является ответственным за качество поставляемых ресурсов до внешней стены многоквартирного дома. Полагает, что генеральный директор ООО «Регионэнергоресурс-Тверь» ФИО2 не является субъектом вмененного правонарушения, поскольку 01.10.2016 г. собственниками многоквартирного дома был заключен договор оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с ООО «УК МД», по условиям которого ООО «УК МД» принимает на себя обязательство по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома. 10.12.2020 г. Обществом было проведено обследование в спорном доме, была обнаружена неисправность внутренних инженерных систем данного дома. В индивидуальном тепловом пункте был обнаружен посторонний металлический предмет, после выполнения обслуживающей организацией рекомендуемых Обществом мероприятий режим теплоснабжения был восстановлен в полном объеме. Кроме того полагает, что снижение температуры воздуха в жилом помещении многоквартирного дома может быть обусловлено и иными причинами, к которым ресурсоснабжающая организация отношения не имеет. Данное обстоятельство прокуратурой района не проверялось. Полагает, что причинно-следственная связь между показателями температуры на вводе в дом и показателями температуры в помещении административным органом не установлена. Полагает, что доводы должностного лица о ненадлежащей подготовке ресурсоснабжающей организацией объектов к эксплуатации в зимних условиях не подтверждены. Напротив, Администрацией г. Ржева Тверской области по результатам проверки ООО «Регионэнергоресурс-Тверь» были выданы соответствующие акты готовности, подтверждающие, что объекты теплоснабжения ООО «Регионэнергоресурс-Тверь», в т.ч. котельная № 1 к отопительному сезону 2020-2021 гг. готовы. Просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.23 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО «Регионэнергоресурс-Тверь» ФИО2 прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В судебном заседании защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил ее удовлетворить. Также представил дополнение к жалобе, согласно которого лицом, ответственным за содержание внутридомовых инженерных систем в спорном доме является ООО «Мастердом», с которым собственниками помещений заключен договор оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества от 01.10.2016 г. Данной обслуживающей организацией не были получены паспорта готовности домов к эксплуатации в осенне-зимний период, в том числе по дому № по ул. Куйбышева. Анализируя положения п. 9.2.9, 9.2.10 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6, п. 5.2.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, приходит к выводу, что внутридомовая система отопления до внешней границы стены многоквартирного дома является общим имуществом собственников многоквартирного дома, а жилищным законодательством не установлена обязанность ресурсоснабжающей организации по надлежащему содержанию общего имущества собственников помещений многоквартирных домов. Актом обследования от 10.12.2020 г. было зафиксировано нахождение постороннего предмета во внутридомовой системе отопления, после устранения которого теплоснабжение было восстановлено в полном объеме.
Представитель Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области Гроссу Н.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы. Поддержала представленный отзыв, согласно которого подача тепловой энергии для многоквартирного дома № по ул. Куйбышева г. Ржева осуществляется с котельной ООО «Регионэнергоресурс-Тверь». Проведенной проверкой было установлено, что нарушение прав граждан на получение коммунальных услуг отопления надлежащего качества происходит вследствие несоответствия температуры теплоносителя на вводе в многоквартирный дом, что свидетельствует о ненадлежащей подготовке ресурсоснабжающей организацией объектов теплоснабжения к эксплуатации в зимних условиях. Ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальных услуг, в том числе и по отоплению, при выборе собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления его непосредственное управление. Полагала, что доводы жалобы об отсутствии в действиях должностного лица состава административного правонарушения являются необоснованными в виду того, что ответственность за правонарушение по ст. 7.23 КоАП РФ, предусмотрена за предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества. Параметры качества коммунальной услуги по отоплению определены в пункте 15 Приложения № 1 к Правилам № 354, таким параметром является температура воздуха в жилом помещении потребителя, Правила № 115 не устанавливают параметры качества коммунальных услуг, таким образом, генеральному директору ООО «Регионэнергоресурс-Тверь» не вменяется в вину нарушение Правил № 115. Утвержденная схема теплоснабжения города Ржева Тверской области на 2014-2029 годы, а также температурный график работы тепловых сетей от котельных ООО «Регионэнергоресурс-Тверь» на 2020- 2021 годы устанавливает параметры теплоносителя на выходе из котельных. Расположение многоквартирного дома от котельной может достигать нескольких километров. Таким образом, параметры теплоносителя на выходе из котельных не могут служить показателями качества коммунальной услуги по отоплению. Проведенной проверкой также установлено, что на границе балансовой принадлежности параметры теплоносителя не соответствовали тем, что должны выходить с котельной.
Помощник прокурора Заволжского района г. Твери Лобес В.В., действующий на основании поручения Ржевской межрайонной прокуратуры, в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, полагал принятое ГУ «ГЖИ» Тверской области постановление законным и обоснованным.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, генеральный директор ООО «Регионэнергоресурс-Тверь» ФИО2 и его защитник Четвериков А.В. в судебное заседание не явились, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представителя ГУ «ГЖИ» Тверской области, прокурора, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В силу ст. 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению – круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
В силу п. 31 указанных Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с п. 21 Правил.
Как следует из п. 15 Приложения 1 к Правилам одним из требований к качеству коммунальных услуг является обеспечение нормативной температуры воздуха в жилых помещениях не ниже + 18 °C (в угловых комнатах + 20 °C). Снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.
Согласно п. 15 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
В судебном заседании установлено, что собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...> №, выбран способ непосредственного управления.
01.06.2016 г. собственниками помещений многоквартирного дома заключены прямые договора с ООО «Регионэнергоресурс-Тверь» на поставку коммунального ресурса – теплоснабжения.
18.11.2020 г. в адрес Ржевской межрайонной прокуратуры из Прокуратуры Тверской области поступило поручение о проведении проверки по обращениям жительниц дома № по ул. Куйбышева г. Ржева Тверской области по вопросу ненадлежащего оказания коммунальной услуги отопления.
19.11.2020 г. в адрес ГУ «ГЖИ» Тверской области из Ржевской межрайонной прокуратуры поступил запрос на выделение специалиста для проведения совместных мероприятий в связи с проведением проверки по обращению о ненадлежащем предоставлении коммунальной услуги – отопление в доме № по ул. Грацинского г. Ржева и доме № по ул. Куйбышева г. Ржева.
26.11.2020 в период с 10 час. 00 минут по 10 час. 30 минут главным специалистом экспертом отдела жилищного надзора и лицензионного контроля Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области ФИО4 проведена проверка, в ходе которой выявлено, что в жилых помещениях квартиры № дома № по ул. Куйбышева г. Ржева температура составляет 17,7 °С, квартира не угловая. Батареи в жилых помещениях не прогреваются, батареи на кухне прогреваются равномерно. В квартире № дома № по ул. Куйбышева г. Ржева в жилых помещениях квартиры температура составляет 20,1 °С. Батареи в жилых помещениях не прогреваются, на кухне батареи прогреваются равномерно. Температура теплоносителя на вводе в дом составляет на прямом трубопроводе Т1=56,2 °С, на обратном Т2=43,6 °С. Давление на вводе Р1=0,32, на обратном Р2=0,26. Выявлены нарушения п. 3, 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения 13.01.2021 г. заместителем Ржевского межрайонного прокурора дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.23 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «Регионэнергоресурс-Тверь» ФИО2 и принятием должностным лицом ГУ «ГЖИ» Тверской области постановления № 397 от 20.05.2021 г., которым генеральный директор ООО «Регионэнергоресурс-Тверь» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 руб.
Однако с вынесенным по делу постановлением согласиться нельзя.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, вмененное директору ООО «Регионэнергоресурс-Тверь» ФИО2 правонарушение выявлено в ходе проверки, проведенной Ржевской межрайонной прокуратурой 26.11.2020 г.
Проведение данных проверок регламентировано Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
В силу п. 2 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Согласно п. 3 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» о проведении проверки прокурором или его заместителем принимается решение, которое не позднее дня начала проверки доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации). В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.
Приказом Генпрокуратуры России от 17.03.2017 N 172 «О некоторых вопросах организации прокурорского надзора в связи с принятием Федерального закона от 07.03.2017 N 27-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» установлена типовая форма решения о проведении прокуратурой проверки, согласно которой в таком решении должны быть указаны должностные лица, которым поручено ее проведение.
Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 г. N 2-П, поскольку осуществление прокурором надзорной функции непосредственно затрагивает права и свободы проверяемых лиц, о начале проведения прокурорской проверки и о расширении в связи с выявленными признаками иных нарушений законов оснований ее проведения - в силу статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации - должно выноситься самостоятельное мотивированное решение, подлежащее доведению до сведения проверяемой организации, по крайней мере, в момент начала проверки. Иной подход подрывал бы лежащий в основе взаимоотношений личности и государства конституционный принцип поддержания доверия к действиям публичной власти и приводил бы к необоснованному ущемлению гарантированной Конституцией Российской Федерации государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (статья 45, часть 1).
Вместе с тем, из материалов дела, а именно запроса в адрес ГУ «ГЖИ» Тверской области и акта проверки от 26 ноября 2020 года следует, что прокуратурой с привлечением главного специалиста - эксперта отдела жилищного надзора и лицензионного контроля Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области ФИО4 проведена проверка по обращению о ненадлежащем предоставлении коммунальной услуги - отопление при отсутствии соответствующего решения прокурора, которое при его наличии следовало довести до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки.
Учитывая вышеизложенное, проведение 26 ноября 2020 года проверки нельзя признать законным, а с учетом положений ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ полученные в результате такой проверки доказательства не могут рассматриваться в качестве допустимых для установления факта совершения административного правонарушения, вмененного директору ООО «Регионэнергоресурс-Тверь» ФИО2 Таким образом, указанные в постановлении обстоятельства правонарушения не подтверждаются исследованными доказательствами.
Применительно к вышеприведенным положениям законодательства, в рассматриваемом случае факт совершения административного правонарушения не доказан.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит отмене за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Жалобу защитника генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Регионэнергоресурс-Тверь» ФИО2 Четверикова А.В. удовлетворить.
Постановление заместителя начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области ФИО3 № 397 от 20.05.2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.23 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «Регионэнергоресурс-Тверь» ФИО2 отменить, производство по делу прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Заволжский районный суд г. Твери в течение десяти суток со дня вручения (получения) копии решения.
Судья В.Н. Замрий
1версия для печатиДело № 12-248/2021 (Решение)