ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-248/2022 от 04.08.2022 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 12-248/2022

УИД 60RS0001-01-2022-005126-45

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

04 августа 2022 года город Псков

Судья Псковского городского суда Псковской области Артамонов Г.В., при секретаре Николаевой О.А., рассмотрев жалобу Администрации города Пскова на постановление вр.и.о. начальника отделения - старшего судебного пристава МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Псковской области Курсаковой Н.Э. от 25.04.2022 № 104/22/60042 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Администрации города Пскова,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением вр.и.о. начальника отделения - старшего судебного пристава МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Псковской области Курсаковой Н.Э. № 104/22/60042 от 25.04.2022 юридическое лицо - Администрация города Пскова признана виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, Администрация города Пскова обратилась в суд с жалобой, поставив вопрос об отмене указанного постановления и прекращения производства по делу. В обоснование жалобы указано, что финансовое обеспечение государственных полномочий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет субвенций, ежегодно предусматриваемых в областном бюджете на очередной финансовый год.

Администрация г. Пскова неоднократно направляла в адрес судебного пристава-исполнителя письма с разъяснениями порядка выделения денежных средств для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также указывала, что Б.Ф.А. в список лиц для обеспечения жилыми помещениями в 2022 году не включен, в связи с чем предоставить ему жилое помещение в 2022 году не представляется возможным ввиду отсутствия выделенных денежных средств.

По мнению Администрации города Пскова, отсутствие финансирования государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложенных на Администрацию города Пскова, является обстоятельством, препятствующим исполнению исполнительного документа и законного требования судебного пристава-исполнителя.

Защитник Богданова У.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержала и пояснила, что до сведения судебного пристава неоднократно доводился порядок предоставления жилых помещений данной категории лиц и порядок выделения субвенций, Администрацией г. Пскова предпринимались меры по включению Б.Ф.А. в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в целях исполнения решения суда с учетом установленного законом порядка.

Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, Курсакова Н.Э. в судебном заседании полагала, что вынесенное постановление является законным, обоснованным, просила отказать в удовлетворении жалобы.

Выслушав защитника, должностное лицо административного органа, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, далее КоАП РФ, неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно ч. 2 указанной статьи, при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Администрации города Пскова к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, послужили изложенные в постановлении по делу об административном правонарушении № 104/22/60042 от 25.04.2022 выводы о неисполнении Администрацией города Пскова содержащегося в исполнительном листе, выданном Псковским городским судом Псковской области по делу № ***, требования об обязании предоставить Б.Ф.А. на территории города Пскова благоустроенное жилое помещение по договору социального найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 25 кв.м.

На основании указанного исполнительного документа, судебным приставом-исполнителем МОСП по ВИП 13.10.2021 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №16581/21/60042-ИП, которым установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления. 21.10.2021 указанное постановление получено должником.

В ответ на постановление о возбуждении исполнительного производства от 13.10.2021, письмом Администрации города Пскова в адрес судебного пристава-исполнителя от 26.10.2021 разъяснен порядок обеспечения жилыми помещениями лиц, из числа детей-сирот на территории города Пскова и указано, что жилое помещение Б.Ф.А. будет предоставлено в порядке очередности включения его в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, после приобретения такого жилого помещения в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», исходя из общего объема субвенций из областного бюджета, предусмотренных на эти цели.

29.11.2021 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установлен новый срок для исполнения требований по исполнительному документу до 14.12.2021. в указанном постановлении судебным приставом-исполнителем установлено, что доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа, должником не представлено.

В ответ на указанное постановление Администрация города Пскова письмом от 14.12.2021 разъяснила о невозможности исполнения исполнительного документа в установленный срок, ввиду отсутствия выделенных денежных средств и необходимости соблюдения установленного порядка для обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан.

20.01.2022 судебным приставом-исполнителем в адрес Администрации города Пскова выставлено требование об исполнении требований по исполнительному листу № *** в срок до 04.02.2022.

Письмом от 01.02.2022 судебному приставу-исполнителю Администрацией города Пскова разъяснено, что решение суда не может быть исполнено в 2022 году, поскольку Б.Ф.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2022 году, формируемый Комитетом по социальной защите Псковской области, не включен. Без выделения субвенции, предоставляемой из областного бюджета на приобретение жилого помещения для Б.Ф.А., Администрация города Пскова не имеет возможности исполнить решение суда. При этом, муниципальный бюджет предназначен лишь для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

25.04.2022 вр.и.о. ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению ОВИП УФССП России по Псковской области Степановой Н.В. в отношении Администрации города Пскова составлен протокол по делу об административном правонарушении и в тот же день вр.и.о. начальника отделения - старшего судебного пристава МОСП по исполнению ОВИП УФССП России по Псковской области Курсаковой Н.Э. вынесено постановление № 104/22/60042-ИП об административном правонарушении.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.

В настоящей жалобе Администрация города Пскова заявляет об отсутствии в бездействии вины и необоснованности привлечения ее к административной ответственности, поскольку Администрация города Пскова является органом местного самоуправления, относится к бюджетной системе Российской Федерации и обязана использовать выделенные бюджетные средства по их целевому назначению в установленном законом порядке. Жилые помещения для указанной категории лиц не могут приобретаться за счет средств бюджета города Пскова, так как в силу ст. 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий в местных бюджетах предусматриваются раздельно в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. При этом бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен лишь для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вопрос о выделении из бюджета субъекта денежных средств для приобретения указанному лицу благоустроенного жилого помещения и перечислении их в бюджет муниципального образования имеет в рассматриваемом случае правовое значение для установления виновности Администрации города Пскова в совершении вмененного правонарушения и подлежит выяснению по настоящему делу об административном правонарушении.

Принимая обжалуемое постановление, судебный пристав-исполнитель не выяснил обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела.

Как следует из представленного защитником ответа Комитета по социальной защите Псковской области на обращение Администрации города Пскова от 26.07.2021 № 3829, вопрос о выделении денежных средств на исполнение решения Псковского городского суда от 17.03.2021 № *** планировался к рассмотрению при формировании областного бюджета на 2022 год. Вместе с тем, согласно выписке из Списка детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории города Пскова в 2022 году Комитетом по социальной защите Псковской области Б.Ф.А. не включен.

С учетом изложенного в действиях Администрации г.Пскова отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Указанные обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии вины юридического лица в совершении правонарушения, исключают производство по делу об административном правонарушении в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь ст.ст. 30.7-30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Жалобу Администрации города Пскова удовлетворить.

Отменить постановление вр.и.о. начальника отделения - старшего судебного пристава МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Псковской области Курсаковой Н.Э. от 25.04.2022 № 104/22/60042 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении Администрации города Пскова и производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья Г.В. Артамонов