ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-248/2022 от 06.06.2022 Кировского районного суда г. Самары (Самарская область)

12-248/2022

УИД 63RS0018-01-2021-003087-29

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

06 июня 2022 года г.Самара

Судья Кировского районного суда г.Самары Карягина Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Главного технолога <данные изъяты> ФИО1 на постановление Старшего государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за объектами химического комплекса, взровыопасными объектами хранения и переработки растительного сырья Средне-Поволжского управления РОСТЕХНАДЗОР ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по части 1статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за объектами химического комплекса, взрывоопасными объектами хранения и переработки растительного сырья Средне- Поволжского управления Ростехнадзора - ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - главный технолог <данные изъяты> (далее - <данные изъяты>) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ФИО1 обратился с жалобой в Новокуйбышевский городской суд Самарской области.

Судьей Новокуйбышевского городского суда Самарской области 18.10.2021 года вынесено решение, которым постановление старшего государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за объектами химического комплекса, взрывоопасными объектами хранения и переработки растительного сырья Средне-Поволжского управления Ростехнадзора - ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ о признании должностного лица - главного технолога Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты> ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставлено без изменения, жалоба должностного лица - главного технолога Общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> ФИО1 - без удовлетворения.

Указанное решение было обжаловано ФИО1 в Самарский областной суд.

Решением Самарского областного суда от 14.04.2022 года, решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 18.10.2021 года отменено, материалы дела об административном правонарушении направлены в Кировский районный суд г. Самары на новое судебное рассмотрение со стадии принятия жалобы к производству для рассмотрения по существу.

Определением Кировского районного суда г. Самара, материалы дела об административном правонарушении приняты к производству, для рассмотрения по существу.

ФИО1 обратился в суд с жалобой, просит постановление старшего государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за объектами химического комплекса, взрывоопасными объектами хранения и переработки растительного сырья Средне- Поволжского управления Ростехнадзора - ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ о признании его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере рублей, отменить, производство по делу прекратить с связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что описание, характер и место выявленного нарушения не входит в перечень его служебных обязанностей, указанных в должностной инструкции, утвержденной генеральным директором <данные изъяты> Обязанность по ведению технологических процессов (прием, отгрузка, хранение) химически опасных веществ (фенол, аммиак, соляная кислота) возложена на иных должностных лиц <данные изъяты> Согласно должностной инструкции, в функциональные обязанности главного технолога входит актуализация технологических регламентов основного производства и внесение изменений в техническую документацию. Структурное подразделение База товарно-сырьевая участка №1 цеха 8, где было выявлено нарушение, не занимается производством продукции, в связи с чем не попадает под понятие производственного объекта, то есть объекта, где производится продукция заданного качества с использованием сырь и промежуточных и побочных продуктов. На продукцию, хранящуюся в цехе 8, нет рецептур, нет технологии производства. Все продукты, находящиеся на хранении в цехе 8, поступают со стороны, по своим НД, и просто хранятся в резервуарах цеха. Цех 8 находится в зоне ответственности заместителя генерального директора по снабжению.

В судебное заседание ФИО1 не явился, извещен надлежащим образом, предоставил суду ходатайство с просьбой рассмотреть жалобу в его отсутствие, доводы жалобы поддерживает.

Представитель Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по доверенности ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражала, ссылаясь, что оснований для прекращения производства по делу не имеется, указала, что постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности исполнено, штраф ФИО1 оплачен.

Выслушав представителя Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов. В составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта разрабатывается декларация промышленной безопасности.

Предметом правонарушений являются опасные производственные объекты. К их числу относятся предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты.

Объективная сторона указанных правонарушений состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность.

Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в этой области может быть совершено как путем действия, так и бездействия.

Субъектами правонарушений могут быть как граждане и должностные лица, так и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами. С субъективной стороны правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасности эксплуатации опасных производственных объектов установлены Федеральным законом от 21.07.1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21.07.1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (статья 3 Закона N 116-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения этого Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Событие административного правонарушения - это факт совершения лицом действия, предусмотренного КоАП, за которое установлена административная ответственность.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении.

Как видно из материалов дела об административном правонарушении и установлено судом, в рамках осуществления постоянного государственного надзора проведены мероприятия по контролю за соблюдением лицом обязательных требований при эксплуатации опасного производственного объекта I класса опасности <данные изъяты> per. № , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, выявлены нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности, обнаруженные (совершенные) ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ часов ДД.ММ.ГГГГ минут, допущенные при эксплуатации опасного производственного объекта I класса опасности: <данные изъяты> peг. № , I класса опасности, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, должностным лицом - Главным технологом <данные изъяты> ФИО1, а именно: в нарушение части 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 29 Федеральных норм и правил промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 07.12.2020 года № 500, допущено ведение технологических процессов (прием, отгрузка, хранение) химически опасных веществ (фенол, аммиак, соляная кислота) без технологического регламента, утвержденного организацией, эксплуатирующей ХОПО.

Обстоятельства правонарушения зафиксированы в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ (предписание -ДД.ММ.ГГГГ).

Выявленные нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта I класса опасности <данные изъяты> peг. № , допущены по вине должностного лица - Главного технолога <данные изъяты> ФИО1, исполняющего свои должностные обязанности согласно Должностной инструкции Главного технолога <данные изъяты> № Д-4, утвержденной генеральным директором <данные изъяты> ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 года N 533 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств" (далее также «Общие правила взрывобезопасности»).

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.12.2020 года N 500 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности химически опасных производственных объектов" (далее также «Правила ХОПО»).

Пунктом 6 Правил ХОПО предусмотрено, что требования взрывопожаробезопасности для ХОПО применяют в соответствии с федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, устанавливающими общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных производств и объектов.

В подпункте «а» пункта 2 Общих правил взрывобезопасности указано, что Общими правилами взрывобезопасности установлены требования к обеспечению взрывобезопасности технологических процессов, зданий, сооружений и технических устройств, применяемых (расположенных) на опасных производственных объектах (далее - ОПО): химических, нефтехимических и нефтегазоперерабатывающих производств, на которых получаются, используются, перерабатываются, образовываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, указанные в пункте 1 приложения N 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", в том числе образовываются паровоздушные, газовоздушные и пылевоздушные взрывопожароопасные смеси.

Согласно пункту 5 Общих правил взрывобезопасности разработка технологического процесса, разделение технологической схемы производства на отдельные технологические блоки, применение технологического оборудования, выбор типа отключающих устройств и мест их установки, средств контроля, управления и противоаварийной автоматической защиты (далее - ПАЗ) должны быть обоснованы в проектной документации, документации на техническое перевооружение результатами анализа опасностей технологических процессов, проведенного в соответствии с приложением N 1 к настоящим Правилам, с использованием методов анализа риска аварий на ОПО и исходя из наименьших расчетных значений относительных энергетических потенциалов в технологических блоках, входящих в технологическую систему, в соответствии с которыми устанавливаются категории взрывоопасности каждого технологического блока.

Пунктом 7 Правил ХОПО предусмотрено, что технологические процессы (производственные процессы, при осуществлении которых изменяют химический состав перерабатываемого продукта с целью получения вещества с другими свойствами, процессы хранения и слива- налива химически опасных веществ) следует разрабатывать на основании исходных данных на разработку документации ХОПО с учетом количества химически опасных веществ, предусмотренных пунктом 1 приложения 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ, которые одновременно находятся или могут находиться на ХОПО, в соответствии с таблицами 1 и 2 приложения 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ, а также анализа опасностей, возникающих при ведении процесса, условий возникновения и развития возможных аварийных ситуаций.

Согласно пункту 8 Правил ХОПО в проектной документации, документации на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию ОПО (далее - проект) каждого технологического процесса ХОПО, включая процессы хранения и слива-налива химически опасных веществ, должны быть определены критические значения параметров или их совокупность для участвующих в процессе химически опасных веществ. Допустимый диапазон изменения параметров устанавливают с учетом характеристик технологического процесса. Технические характеристики системы управления и противоаварийной защиты (ПАЗ) должны соответствовать скорости изменения значений параметров процесса в требуемом диапазоне (класс точности средств измерений, инерционность систем измерения, диапазон измерения).

Согласно пункту 11 Правил ХОПО химико-технологические системы (совокупность технических устройств и материальных, тепловых, энергетических потоков (связей) между ними, функционирующая как единое целое и предназначенная для переработки исходных веществ в продукты), включая оборудование стадий хранения и слива-налива исходных веществ и продуктов, необходимо оснащать средствами контроля за параметрами, определяющими химическую опасность процесса, с регистрацией показаний и предаварийной (а при необходимости предупредительной) сигнализацией их значений, а также средствами автоматического регулирования и ПАЗ. Требования к системам контроля, управления, сигнализации и ПАЗ, обеспечивающие безопасность ведения технологических процессов ХОПО, определены главой VI Правил.

Согласно пункту 12 Правил ХОПО для химически опасных технологических процессов, включая процессы хранения и слива-налива химически опасных веществ, следует предусматривать системы ПАЗ, предупреждающие возникновение аварии при отклонении от предусмотренных технологическим регламентом предельно допустимых значений параметров процесса во всех режимах работы и обеспечивающие безопасную остановку или перевод процесса в безопасное состояние по заданной программе.

Согласно пункту 49 Правил ХОПО описание технологической схемы производится по стадиям технологического процесса, начиная с поступления и подготовки сырья и заканчивая отгрузкой готового продукта.

Таким образом, Правилами ХОПО, а также Общими правилами взрывобезопасности предусмотрена необходимость ведения технологических процессов на основании технологических регламентов, основанных на проектной документации. Технологический процесс производства включает в себя процесс хранения, слива-налива.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» работники опасного производственного объекта обязаны: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.

В соответствии с п.п.1 п. 1 ст. 17 ФЗ № 294-ФЗ, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лип: органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Как следует из материалов дела, установленные в ходе проверки нарушения стали возможны в результате неисполнения и ненадлежащего исполнения должностным лицом - Главным технологом <данные изъяты> своих обязанностей. Состав вмененного правонарушения формальный и не требует наступления общественно опасных последствий. Таким образом, виновное совершение административного правонарушения, вмененного указанному лицу, материалами дела подтверждается в полном объеме.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Главного технолога <данные изъяты> ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Доводы жалобы относительно того, что ФИО1 не является субъектом административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, суд признает несостоятельными.

Так, приказом <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГк ФИО1 переведен с ДД.ММ.ГГГГ с должности начальника <данные изъяты> на должность главного технолога.

Согласно должностной инструкции главного технолога <данные изъяты> именно на ФИО1 обязан осуществлять контроль за соблюдением промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, т.е. является лицом, к должностным обязанностям которого относятся вопросы соблюдения промышленной безопасности.

При рассмотрении дела на основании статьи 26.1 КоАП РФ должностным лицом административного органа установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана правильная оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

При назначении наказания должностное лицо учел характер совершенного административного правонарушения.

Постановление о привлечении главного технолога <данные изъяты> ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.

Административное наказание назначено главному технологу <данные изъяты> ФИО1 в минимальных пределах санкции части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Административное наказание в виде штрафа, предусмотренное санкцией ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, назначено главному технологу <данные изъяты> ФИО1 в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.

Процессуальных нарушений, влекущих в силу ст.30.7 КоАП РФ отмену постановления по жалобе, не допущено.

На основании изложенного судья находит вынесенное старшим государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за объектами химического комплекса, взрывоопасными объектами хранения и переработки растительного сырья Средне- Поволжского управления Ростехнадзора - ФИО2 постановление № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении главного технолога <данные изъяты> ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, законным и обоснованным, постановленным в соответствии с требованиями КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.30.6-30.8 КАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за объектами химического комплекса, взрывоопасными объектами хранения и переработки растительного сырья Средне- Поволжского управления Ростехнадзора - ФИО2 № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении главного технолога <данные изъяты> ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере рублей - оставить без изменения, жалобу главного технолога <данные изъяты> ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самара в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Е.А. Карягина