№12-248/2022
УИД 25RS0029-01-2022-004504-41
РЕШЕНИЕ
16 июня 2022 года г. Уссурийск
Судья Уссурийского районного суда Приморского края Рогалев Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью (далее –ООО) «Карьер Приморский» об отмене постановления заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области Космынина А. И.XXXX от ДД.ММ.ГГ о привлечении ООО «Карьер Приморский», XXXX, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 10.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее –КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
ООО «Карьер Приморский» обратилось в суд с жалобой об отмене указанного постановления и прекращении производства по делу, в обоснование которой сослалось на отсутствие в действиях общества состава вменного административного правонарушения, поскольку заявитель не совершал действий приведших к повреждению мелиоративной системы; заявитель не знал и не мог знать о наличии на используемом им земельном участке мелиоративной системы, поскольку согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости мелиоративная система как объект недвижимости на кадастровом учете не состоит и обременений, связанных и его использованием не зарегистрировано, сведений о наличии паспорта системы мелиорации, содержащего в себе сведения о её технических характеристиках и состоянии (целостности и способности выполнять свои функции) в обжалуемом постановлении не содержится; согласно заключению эксперта АО «Дальневосточный институт гидротехники и мелиорации» неудовлетворительное техническое состояние наиболее важных элементов дренажно-оросительной системы «Раздольненская» привело к тому, что она уже не может считаться мелиоративной; восстановление работоспособности всех важнейших её сооружений и технологических элементов практически невозможно; также по мнению эксперта, разработка песчаного карьера в указанных границах не нанесет ущерб плодородию прилегающих земель, работа недропользователя обеспечит дополнительную защиту от наводнений, создание искусственного водоема в результате разработки участка недр обеспечит возможность для эффективного восстановления работоспособности мелиоративной системы; ООО «Карьер Приморский» не является ни собственником, ни пользователем мелиоративной системы, так как ДОС «Раздольненская» (частично) не передавалась в собственность в установленном порядке и не могла быть передана, как минимум, ввиду отсутствия надлежащего оформления технической документации, т.е. подтверждения существования системы и её способности функционировать, в связи с этим заявитель не может быть признан субъектом вменённого ему административного правонарушения.
Представитель ООО «Карьер Приморский» Евсегнеева У.С. в судебном заседании на доводах жалобы настаивала, дополнительно указав на то, что ранее ДД.ММ.ГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.10.10 КоАП РФ в отношении заявителя было прекращено; в рамках проведённой проверки в отношении заявителя было возбуждено два дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.8.6 и ч.2 ст.10.10 КоАП РФ при этом, при назначении наказания при назначении наказания должностным лицом не были применены положения ч. 6 ст. 4,4 КоАП РФ, введенные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ №70-ФЗ и с началом действия - ДД.ММ.ГГ.
Управлением федеральной службы по ветеринарному и карантинному фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области поданы письменные возражения относительно доводов жалобы, с которыми не согласились, считают принятое постановление законным и обоснованным, в связи с чем, просят отказать в их удовлетворении.
Суд, выслушав представителя привлекаемого лица и изучив материалы дела, в соответствии со статьями 30.1 - 30.8 КоАП РФ, приходит к выводу об отсутствии оснований для её удовлетворения по следующим основаниям.
Федеральный закон от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель» (далее — Закон о мелиорации) устанавливает правовые основы деятельности в области мелиорации земель, определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию указанной деятельности, а также права и обязанности граждан (физических лиц) и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области мелиорации земель и обеспечивающих эффективное использование и охрану мелиорированных земель.
Статьей 1 Закона о мелиорации, установлено, что мелиорация земель осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий.
Под мелиорацией земель следует понимать коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий; мелиоративные мероприятия подразумевают проектирование, строительство, эксплуатацию и реконструкцию мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание систем защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ; мелиоративные системы представляют собой комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях (ст. 2 Закона о мелиорации).
В соответствии со ст. 4 Закона о мелиорации законодательство Российской Федерации в области мелиорации земель регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления мелиоративных мероприятий на землях сельскохозяйственного назначения или на землях, предназначенных для осуществления производства сельскохозяйственной продукции. Отношения, возникающие в процессе использования земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, земель водного фонда, регулируются Законом о мелиорации в соответствии с земельным, водным, лесным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды.
В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее –ЗК РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются Федеральными законами и требованиями специальных Федеральных законов.
Согласно статье 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии со статьей 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения ; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В силу статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешённым использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
На основании ст. 29 Закона о мелиорации граждане (физические лица) и юридические лица, которые эксплуатируют мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения и защитные лесные насаждения, обязаны содержать указанные объекты в исправном (надлежащем) состоянии и принимать меры по предупреждению их повреждения. Правила эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, а также правила содержания защитных лесных насаждений обязательны для всех граждан (физических лиц) и юридических лиц
Статьей 30 Закона о мелиорации установлено, в том числе, что строительство на мелиорируемых (мелиорированных) землях объектов и проведение других работ, не предназначенных для мелиорации земель, не должны ухудшать водного, воздушного и питательного режимов почв на мелиорируемых (мелиорированных) землях, а также препятствовать эксплуатации мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и мелиоративных защитных лесных насаждений. Любая деятельность на мелиорируемых (мелиорированных) землях должна осуществляться в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию.
В соответствии с Правилами эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, утв. Приказом Минсельхоза России от 31.07.2020 № 438, эксплуатация мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений включает в себя комплекс технических, организационных и хозяйственных мероприятий, обеспечивающих содержание в исправном состоянии мелиоративной сети, сооружений и оборудования, периодический их осмотр, проведение планово-предупредительных ремонтов, выявление и ликвидацию аварий, водораспределение, регулирование водного режима почв, руководство и контроль за подготовкой водопользователями мелиоративной сети и сооружений к работе в вегетационный период.
В силу п. 2 Правил эксплуатация мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений осуществляется гражданами (физическими лицами) и юридическими лицами, являющимися их собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами.
Пунктом 3 Правил установлено, что при эксплуатации мелиоративных систем и гидротехнических сооружений применяются положения национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 58376-2019 (далее — ГОСТ) «Мелиоративные системы и гидротехнические сооружения. Эксплуатация. Общие требования», согласно п. 3.2 которого мелиоративная система это комплекс взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств, включая земельные участки в границах полосы отвода мелиоративной системы или гидротехнического сооружения, обеспечивающих создание благоприятного водного, воздушного и теплового режимов почв и микроклимата на мелиорированных землях.
В силу п. 5.2.4 ГОСТ на оросительных системах запрещаются, в том числе, переезды через каналы, защитные валы и дамбы в местах, не предназначенных для этих целей, а также движение тяжелой специальной техники, в том числе лесовозов, в пределах мелиоративных систем с наличием закрытого дренажа.
Правила эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, а также правила содержания защитных лесных насаждений обязательны для всех граждан и юридических лиц.
Ответственность за повреждение мелиоративной системы, а равно защитного лесного насаждения предусмотрена ч.2 ст.10.10 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в рамках проведения прокурорской проверки на предмет соблюдения земельного законодательства, законодательства в сфере недропользования и охраны окружающей среды, ДД.ММ.ГГ с 14 часов 00 минут до 17 часов 00 минут при проведении осмотра земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером XXXX (единое землепользование, включающее в себя земельные участки с кадастровыми номерами: XXXX, XXXX, XXXX), общей площадью 930090,73 кв.м, с видом разрешенного использования — для производства сельскохозяйственной продукции, расположенного примерно в 4 километрах по направлению на юг от железнодорожного переезда на южной окраине XXXX Приморского края, было установлено что ООО «Карьер Приморский», являясь на основании договора от ДД.ММ.ГГ арендатором (пользователем) в том числе земельных участков с кадастровыми номерами XXXX, XXXX и XXXX, расположенных на мелиоративной системе «Раздольненская» (оросительная система) и граничащих с мелиоративной дамбой обвалования с кадастровым номером XXXX, осуществляя разведку и добычу песка, произвело земляные работы по выемке нижележащего грунта (глина, суглинок), повредив глиняный замок при организации на указанной дамбе в трёх местах заезда, для передвижения тяжёлой техники, тем самым повредило мелиоративную систему «Раздольненская», что является нарушением требований статей 29 и 30 Федерального закона от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель», статей 7, 13 и 42 ЗК РФ, п. 5.4.2. ГОСТ Р 58376-2019 «Мелиоративные системы и гидротехнические сооружения. Эксплуатация. Общие требования», и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.10.10 КоАП РФ.
Обоснованность привлечения юридического лица к административной ответственности по данной статье подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств, в том числе решением о проведении проверки от ДД.ММ.ГГXXXX, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ, заключением государственного инспектора, справкой к акту проверки от ДД.ММ.ГГ с приложенными схемой и каталогом координат расположения обследуемых земельных участков, лицензией на недропользование с приложением и другими доказательствами, относимость и допустимость которых сомнений не вызывает.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях заявителя состава вменённого административного правонарушения, ввиду незнания о нахождении на арендованных земельных участках мелиоративной системы, не обоснованы в силу следующего.
Объектом посягательства рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в области охраны мелиоративных систем и отдельно взятых гидротехнических сооружений.
Мелиоративные системы не имеют самостоятельного функционального назначения, созданы исключительно в целях улучшения качества земель и обслуживают земельный участок, на котором они расположены, и поэтому являются его неотъемлемой частью.
ООО «Карьер Приморский» являясь арендатором и фактическим пользователем обследованных прокуратурой земельных участков, расположенных в пределах мелиоративной системы, не могло не знать о её нахождении на них, обязано было содержать данную систему в исправном состоянии и принимать меры по предупреждению её повреждения, что при осуществлении работ по добыче песка сделано не было.
Представленное заявителем экспертное заключение АО «Дальневосточный научно-исследовательский институт гидротехники и мелиорации» получено с нарушением закона (эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по статье 17.9 КоАП РФ, нарушены порядок назначения и проведения экспертизы), тем самым не соответствует признакам относимости и допустимости доказательств по делу, в связи с этим судом во внимание не принимается.
Далее, согласно ч. 6 ст. 4.4 КоАП РФ (введена Федеральным законом от 26.03.2022 №70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и с началом действия документа с 06.04.2022) если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи.
Введённое Федеральным законом от 26.03.2022 №70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" правило назначения наказания не может быть применено в данном деле, поскольку в соответствии с п.7 ч.3 ст.1 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» деятельность органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относится.
При производстве по делу нарушений норм материального и процессуального права не допущено, наказание назначено в пределах санкции статьи, с учётом отсутствия смягчающих и наличия отягчающих административную ответственность обстоятельств в виде повторного совершения однородного правонарушения в области мелиорации земель (постановление от ДД.ММ.ГГ о привлечении заявителя по ч. 2 ст.10.10. КоАП РФ), а также отсутствия оснований для применения положений ст.ст. 2.9, 3.4, 4.1, 4.1.1 КоАП РФ.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований заявителя и отмены обжалуемого постановления не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 30.1 – 30.10 КоАП РФ, суд,
РЕШИЛ:
Жалобу ООО «Карьер Приморский» оставить без удовлетворения, а постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области Космынина А. И.XXXX от ДД.ММ.ГГ о привлечении ООО «Карьер Приморский» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 10.10 КоАП РФ - без изменения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд в течение 10 суток со дня вручения (получения) его копии.
Судья Е.В. Рогалев