ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-248/2022 от 19.09.2022 Новокуйбышевского городского суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

19 сентября 2022 года г.Новокуйбышевск

Судья Новокуйбышевского городского суда Самарской области Рыжкова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области на постановление мирового судьи судебного участка № 67 судебного района г.Новокуйбышевска Самарской области от 16 августа 2022 года, которым администрация городского округа Новокуйбышевск Самарской области привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 67 судебного района г.Новокуйбышевск Самарской области от 16.08.2022 администрация г.о.Новокуйбышевск привлечена к административной ответственности, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Основанием для привлечения администрации г.о.Новокуйбышевск к административной ответственности послужило выявленное 27.06.2022 в 09 часов 00 минут по адресу: нарушение п.13 ОП ППД РФ, п. 5.1.1 ГОСТ Р 50597-2017, а именно, наличие постороннего предмета на проезжей части.

В жалобе, поданной в Новокуйбышевский городской суд Самарской области, представитель администрации г.о.Новокуйбышевска Березовская Ю.С. ставит вопрос об отмене судебного акта, и прекращение производства по делу в связи с тем, что администрация г.о. Новокуйбышевск не является субъектом административного правонарушения. В обоснование своей позиции указала, что поскольку в соответствии с муниципальным заданием на 2022, 2023 и 2024 г.г. полномочия органа местного самоуправления – Администрации г.о. Новокуйбышевск по содержанию автомобильных дорог местного значения, а именно: по содержанию улично-дорожной сети городского округа, переданы МБУ «Благоустройство» г. Новокуйбышевска. В рамках данного муниципального задания МБУ «Благоустройство» на 2022-2024 г.г. предоставлена субсидия на возмещение нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, в связи с чем считает, что протокол об административном правонарушении составлен в отношении ненадлежащего лица. Также указала, что в материалах об административном правонарушении имеются документы, которые являются недопустимыми доказательствами, а именно: в представленных материалах имеются фотографии предположительно с места совершения правонарушения - напротив дома . Однако по фотографиям представленным в материалах невозможно установить, что выявленное правонарушение произошло именно по данному адресу. Дата и время проведения съемки на всех фото отсутствуют, что не позволяет сделать вывод о наличии постороннего предмета на проезжей части (дерева) именно 27.06.2022г. в 09.00 часов. Считает, что фотографии в количестве 2-шт. являются недопустимыми доказательствами совершения администрацией городского округа административного правонарушения.

В судебном заседании представитель администрации г.о.Новокуйбышевск Березовская Ю.С., действующая на основании доверенности от , поддержала жалобу по изложенным в ней основаниям, просила постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить на основании ст.24.5 КоАП РФ.

Представитель ОГИБДД О МВД России по г.Новокуйбышевску Ахметов М.Н. просил постановление мирового судьи судебного участка № 67 судебного района г.Новокуйбышевска Самарской области от 16 августа 2022 года оставить без изменения, а жалобу представителя администрации г.о.Новокуйбышевск Березовской Ю.С. без удовлетворения.

Представитель МБУ «Благоустройство» в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом.

Выслушав представителей администрации г.о. Новокуйбышевск, ОГИБДД О МВД России по г.Новокуйбышевску, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, суд приходит к следующему выводу.

Частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон о безопасности дорожного движения), задачами которого являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно ч.4 ст.22 Закона о безопасности дорожного движения, единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Пунктом 4 ст.6 Закона о безопасности дорожного движения установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно- транспортного травматизма на территории городского округа. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Статьей 12 Закона о безопасности дорожного движения установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об автомобильных дорогах) содержание и ремонт автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно п.6 ст.13 этого Закона относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Частью 3 ст.15 Закона об автомобильных дорогах предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации) исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч.1 ст.37 названного Закона).

Пунктом 5 ч.1 ст.16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации определено, что к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.5 ч.1 ст.6 Постановления Новокуйбышевской городской Думы Самарской области от 19.05.2005 № 102 (в ред. от 22.09.2016) «О принятии Устава городского округа Новокуйбышевск Самарской области в новой редакции» (в ред. Решений Думы городского округа Новокуйбышевск Самарской области от 20.12.2007 № 411, от 20.10.2011 № 281) к вопросам местного значения городского округа Новокуйбышевск, в числе прочих, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Согласно пункту 5.1.1 ГОСТ Р 50597-2017 проезжая часть дорог и улиц, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, посадочные площадки остановочных пунктов, разделительные полосы и обочины должны быть без посторонних предметов (за исключением киосков, расположенных на площадях, не включаемых в ширину пешеходной части тротуаров и дорожек по СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89"), в том числе предметов, не относящихся к элементам обустройства (массивные предметы по 4.4 и т.п.), за исключением рекламных конструкций и наружной рекламы, размещенных на улицах населенных пунктов.

При этом с проезжей части дорог и улиц, краевых полос у обочины и полос безопасности у разделительной полосы, тротуаров, с пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов посторонние предметы должны быть удалены в течение трех часов с момента обнаружения. Предметы, не относящиеся к элементам обустройства, должны быть удалены в течение двух часов с момента обнаружения.

В силу ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, что предусмотрено ст.24.1 КоАП РФ.

В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями свидетелей и иными документами.

Из материалов дела следует, что согласно акту выездного обследования, от 27.06.2022 года (с фототаблицей) напротив дома в нарушение требований п.5.1.1, п. 13 ОП ПДД РФ Администрация г.о. Новокуйбышевск допустила нарушения, выразившиеся: в наличии постороннего предмета на проезжей части.

Требования п. 5.1.1 ГОСТ Р 50597-2017, п.13 ОП ПДД РФ являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения.

Установлено и никем не оспаривается, что указанный участок дороги относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения.

В соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, представленные доказательства мировой судья верно признает допустимыми, достоверными и достаточными для вывода о виновности Администрации г.о. Новокуйбышевска в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ являются как должностные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, так и юридические лица.

Лицом, ответственным за организацию и контроль мероприятия по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе в микрорайонах частной застройки, внутриквартальных проездов, в административных границах г.Новокуйбышевска является Администрация г.о. Новокуйбышевск.

Таким образом, администрация г.о. Новокуйбышевск является лицом, ответственным за организацию и контроль мероприятий по содержанию и ремонту муниципальных дорог, находящихся в административных границах г. Новокуйбышевска, следовательно, и субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ.

Бездействие Администрации г.о. Новокуйбышевск, выразившееся в не обеспечении надлежащего содержания вышеуказанных дорог для безопасного дорожного движения, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ.

Учитывая, что доказательств, подтверждающих принятие администрацией всех зависящих от нее, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, администрацией не представлено, администрация г.о.Новокуйбышевска обоснованно привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 29.06.2021, актом выездного обследования от 27.06.2022, фотоматериалом.

Перечисленные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Установлено, что лицом ответственным за организацию и контроль мероприятия по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе, в микрорайонах частной застройки, внутриквартальных проездов, в административных границах г.Новокуйбышевска является администрация г.о.Новокуйбышевск.

Доводы жалобы привлекаемого к ответственности лица о том, что администрация г.о. Новокуйбышевск не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ и необоснованно привлечено к административной ответственности, однако своего подтверждения установленными по делу обстоятельствами не нашли, с чем суд апелляционной инстанции соглашается.

Контролирующим органом были выявлены нарушения указанным юридическим лицом требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог при установленных в постановлении о привлечении к административной ответственности обстоятельствах.

Наказание администрации г.о.Новокуйбышевск назначено с учетом положений ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренном санкцией ч.1 ст.12.34 КоАП РФ. Требования закона о назначении наказания судом соблюдены. Оснований для снижения наказания не имеется. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ, а равно иных оснований для прекращения производства по делу судом не установлено. Каких-либо процессуальных нарушений судом не выявлено.

Приведенные в жалобе доводы о том, что фототаблица к акту не содержит указание на дату и время фотофиксации, не может служить основанием для освобождения Администрации г.о. Новокуйбышевск от административной ответственности, поскольку фотографии, выполненные в черно-белом формате старшим государственным инспектором ДН ОГИБДД О МВД России по г. Новокуйбышевску Ахметовым М.Н. к акту выездного обследования от 27.06.2022 года позволяют идентифицировать местность проведения мероприятий по надзору за дорожным движением.

Кроме того, мировым судьей был допрошен в качестве свидетеля пострадавший водитель ФИО который подтвердил, что сухое дерево на его автомобиль и проезжую часть упало в районе дома .

Приведенные в жалобе иные доводы, идентичные изложенным в обоснование позиции администрации г. Новокуйбышевск при рассмотрении дела, подробно исследованы мировым судьей при рассмотрении дела и им дана соответствующая правовая оценка.

Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемого постановления, в жалобе не приведено.

Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7- 30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 67 судебного района г. Новокуйбышевск Самарской области от 16.08.2022, которым администрация городского округа Новокуйбышевск Самарской области привлечена к административной ответственности, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобу представителя администрации городского округа Новокуйбышевска Самарской области – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья подпись Н.В. Рыжкова