Дело № 12-5/2019
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
10 января 2019 года г. Николаевск-на-Амуре
Судья Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края Федоренко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя ОКМНС «Тнейвах» ФИО1 на постановление исполняющего обязанности начальника Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Николаевскому району ФИО2 от 08.11.2018 № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ, в отношении Общины коренных малочисленных народов севера «Тнейвах», юридический адрес: <...> «б»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением исполняющего обязанности начальника отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Николаевскому района от 08.11.2018 ОКМНС «Тнейвах» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с постановлением по делу, председатель ОКМНС «Тнейвах» ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы указал, что из постановления по делу об административном правонарушении от 08.11.2018 № следует, что промысловый журнал не был заполнен по состоянию на 12 часов 35 минут 02.09.2018. Однако, полагает, что факт не заполнения журнала по состоянию на день проверки не образует состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ, поскольку административную ответственность влечет только неисполнение установленной обязанности в течение всего периода суток, то есть по состоянию на следующий день после осуществления рыбопромысловой деятельности. Данные обстоятельства остались без внимания при вынесении постановления от 08.11.2018 №.В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Норма статьи 2.9 КоАП РФ является общей и может применяться к любому составу административного правонарушения, предусмотренному КоАП РФ, то есть для применения устного замечания и освобождения от ответственности не требуется специального упоминания о такой возможности в норме об ответственности за конкретное правонарушение. Это подтверждает возможность применения статьи 2.9 КоАП РФ в отношении материальных и формальных составов административных правонарушений, физических, должностных и юридических лиц, совершивших административное правонарушение. ОКМНС «Тнейвах» полагает, что наложенное на юридическое лицо административное наказание в виде штрафа в сумме 100 000 руб. не может рассматриваться как справедливое и не соответствует принципам соразмерности наказания совершенному правонарушению. ОКМНС «Тнейвах» является некоммерческой организацией, деятельность которой направлена на обеспечение традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера. Выловленная рыба распределяется, в том числе среди членов общины. Полученный доход от реализации готовой продукции (рыба, дикоросы и так далее) расходуется на уплату налогов, обязательных платежей во внебюджетные фонды, подготовку к путине на следующий год (покупка материалов, сетей, ремонт инструментов и оборудования, их содержание, хранение и так далее). По результатам 3 квартала 2018 года ОКМНС «Тнейвах» имеет отрицательный финансовый результат. Также при вынесении постановления исполняющим обязанности начальника отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Николаевскому району ФИО2 не принято во внимание, что действиями ОКМНС «Тнейвах» не был причинен ущерб водным биологическим ресурсам, вредные последствия не наступили, за предыдущие периоды лова (до 02.09.2018) промысловый журнал был надлежаще заполнен, то есть община не допускала нарушений требований при ведении отчетной документации, что является обстоятельствами смягчающими административную ответственность, в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ.
В судебное заседание законный представитель ОКМНС «Тнейвах» не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, просил рассмотреть в его отсутствие, с участием защитника ОКМНС «Тнейвах» ФИО3
В судебном заседании защитник ОКМНС «Тнейвах» ФИО3 доводы жалобы поддержала частично, просила суд применить часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и снизить размер штрафа до 50 000 рублей. Пояснила, что ОКМНС «Тнейвах» признает вину в совершении вменяемого административного правонарушения. Ответственное лицо за заполнение журнала было привлечено к дисциплинарной ответственности. Просила применить часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и снизить размер штрафа, ссылаясь на то, что ОКМНС «Тнейвах» не является коммерческой организацией, не имеет финансовых возможностей заплатить штраф в полном объеме.
В судебном заседании должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, ФИО2 доводы, изложенные в возражениях на жалобу поддержал. Из данных возражений следует, что факт нарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении, объяснением должностного лица - ОКМНС «Тнейвах» ФИО6, фотографиями. Дополнительно пояснил, что не возражает против применения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела об административном правонарушении, жалобу на постановление, прихожу к следующему.
В силу части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.
Согласно статье 43.1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Правила рыболовства утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна. Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.
В соответствии с пунктом 29.4 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 21.10.2013 N 385, при осуществлении промышленного и прибрежного рыболовства во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, пользователи (за исключением граждан): ведут документацию, отражающую ежедневную рыбопромысловую деятельность: промысловый журнал.
Как усматривается из материалов дела, ОКМНС «Тнейвах», осуществляя добычу (вылов) тихоокеаснких лососей в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйствкнной деятельности коренных малочисленных народов Севера на основании разрешения от 24.08.2018, выданного Амурским ТУ Росрыболовства, на водном объекте р. Амур, РПУ № 12 «Зубаревский» в Николаевском районе Хабаровского края 02.09.2018 в 12 час. 35 мин. не обеспечило ведение документации, отражающей ежедневную рыбопромысловую деятельность – промыслового журнала, промысловый журнал не заполнен на момент снятия орудия добычи (вылова) – сети плавной из водоема р. Амур, отсутствуют записи о начале и об окончании промысловой операции установки плавной сети в водоем; о начале промысловой операции; снятии плавной сети из водоёма р. Амур.
Действиями ОКМНС «Тнейвах» нарушены требования пункта 29.4 указанных Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения должностным лицом в отношении ОКМНС «Тнейвах» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ, и привлечения ОКМНС «Тнейвах» к административной ответственности. Виновность ОКМНС «Тнейвах» установлена должностным лицом на основании собранных по делу доказательств: протокола об административном правонарушении от 08.11.2018, письменных объяснений ФИО7, разрешения на добычу водных биологических ресурсов от 24.08.2018, фотографий промыслового журнала.
Доказательства по делу получены с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой.
Таким образом, вывод должностного лица административного органа о наличии в действиях ОКМНС «Тнейвах» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
На основании исследования и оценки представленных доказательств в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считаю, что состав вмененного ОКМНС «Тнейвах» правонарушения имеется.
Обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность ОКМНС «Тнейвах» при рассмотрении дела административным органом установлено не было.
Довод жалобы о том, что совершенное правонарушение является малозначительным, является необоснованным.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью судьи, при этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях применительно к обстоятельствам совершенного лицом деяния.
Учитывая, что действующее законодательство предъявляет повышенные требования к осуществлению деятельности в сфере рыболовства, строго регламентируя запрещающие действия при осуществлении рыболовства, несоблюдение должностным лицом данных правил является существенным нарушением охраняемых общественных отношений, исключающим возможность признания совершенного ОКМНС «Тнейвах» правонарушения малозначительным.
Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшегося по делу постановления в части назначенного ОКМНС «Тнейвах» наказания.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, конкретные обстоятельства дела, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, финансовое положение ОКМНС «Тнейвах», которое является некоммерческой организацией и не создано для извлечения прибыли; в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица назначенное ОКМНС «Тнейвах» административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 8.37 КоАП РФ, подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией названной нормы, до 50 000 рублей.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья,
РЕШИЛ:
Постановление исполняющего обязанности начальника Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Николаевскому району ФИО2 от 08.11.2018 № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ, в отношении Общины коренных малочисленных народов севера «Тнейвах» изменить
Назначенное Общине коренных малочисленных народов севера «Тнейвах» административное наказание в виде штрафа снизить со 100 000 рублей до 50 000 рублей.
В остальной части постановление исполняющего обязанности начальника Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Николаевскому району ФИО2 от 08.11.2018 № оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в течение 10 суток со дня его получения.
Судья Н.В. Федоренко