Дело № 12-24/2018 Р Е Ш Е Н И Е 19 ноября 2018 года г.Карабаш Карабашский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Колотова В.В. при секретаре Якушкиной А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу лица, привлекаемого к административной ответственности, заведующей Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 г.Карабаша» Челябинской области ФИО1 на постановление начальника Главного контрольного управления Челябинской области ФИО2 от 21 августа 2018 года по делу об административном правонарушении № 247-2018/з, предусмотренном ч.1 ст.7.29 КоАП РФ, в отношении заведующего Муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 1 г.Карабаша» Челябинской области ФИО1, УСТАНОВИЛ: Постановлением начальника Главного контрольного управления Челябинской области ФИО2 от 21 августа 2018 года № 247-2018/з директор Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 г.Карабаша» Челябинской области ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.29 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. ФИО1 подана жалоба в Карабашский городской суд, в которой она просит постановление от 21 августа 2018 года отменить, производство по административному делу прекратить в связи с малозначительностью. В обосновании жалобы указала, что по мнению заявителя, при вынесении постановления о назначении административного наказания обстоятельства, имеющие значения для дела, не исследованы в полном объеме, а выводы об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным являются ошибочными. Так, в соответствии с Приказом № 47 от 10 января 2017 года бухгалтер по закупкам МКУ «Управление образования Карабашского городского округа» Ш.Е.А. наделена правом электронной цифровой подписи для работы па ООС (официальном сайте РФ для размещения информации для размещения заказа) по МКДОУ «Детский сад № 1 г.Карабаша». В должностные обязанности Ш.Е.А. входит обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд, в том числе, предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги; подготовка закупочной документации; обработка результатов закупки и заключение контрактов. Бухгалтер по закупкам в своей деятельности руководствуется Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Федеральным законом от 02 декабря 1994 года № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» и несет ответственность за допущенные в процессе своей трудовой деятельности правонарушения. Исходя из изложенного, при подготовке контракта бухгалтер по закупкам обязан руководствоваться вышеназванным законодательством, а в случае заключения контракта с единственным поставщиком, не допускать превышения установленного 50 % совокупного объема закупок. Подготовку контрактов № 393 от 29 ноября 2017 года, № 394 от 29 ноября 2017 года, № 398 от 30 ноября 2017 года, № 399 от 30 ноября 2017 года, № 414 от 30 ноября 2017 года, № 415 от 30 ноября 2017 года, № 416 от 30 ноября 2017 года, № 74-72П от 11 декабря 2017 года, № 1 от 25 декабря 2017 года осуществляла Ш.Е.А. Заявитель, полагаясь на ответственное отношение Ш.Е.А. к своим должностным обязанностям, лишь подписывал данные контракты. Исходя из изложенного, допущенное в 2017 году превышение объема закупок произошло, в том числе, из-за ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей бухгалтером по закупкам Ш.Е.А., вследствие чего возложение вины исключительно на заявителя не допустимо. Кроме того, в результате заключения вышеназванных контрактов с единственным поставщиком нарушения прав и законных интересов других лиц не произошло, тяжких последствий, а также существенного нарушения общественных отношений, регулируемых ФЗ № 44-ФЗ, не наступило. Размер превышения допустимого лимита не является значительным и составил лишь 11,6 %. Таким образом, в данном случае имеет место малозначительность совершенного административного правонарушения. В судебное заседание лицо, привлекаемое к административной ответственности, ФИО1 не явилась, направила заявление о рассмотрении делав в ее отсутствие. Представитель надзорного органа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. В соответствии с ч.1 ст.7.29 КоАП РФ Принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 2.1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей. Как видно из материалов дела, в адрес Главного контрольного управления Челябинской области письмом от 23 мая 2018 года № 2160 поступила информация от администрации Карабашского городского округа Челябинской области о фактах совершения должностными лицами Учреждения действий (бездействия), содержащих признаки административных правонарушений. Согласно представленной информации администрацией Карабашского городского округа Челябинской области в период с 09 января 2018 года по 26 января 2018 года проведена плановая проверка Учреждения на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. Согласно ч.1 ст.24 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту -Закон о контрактной системе), заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). В соответствии с п.5 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 400 000,00 рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не должен превышать 50 % совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей. Совокупный годовой объем закупок Учреждения, в соответствии с отчетом об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций Учреждения за 2017 год, подписанным 24 апреля 2018 года бухгалтером Учреждения Ш.Е.А., составил 3 132 500,00 рублей. Таким образом, Учреждение в 2017 году могло заключить контракты (договоры) с единственным поставщиком в соответствии с п.5 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе в размере, не превышающем 50 % от совокупного годового объема закупок, то есть 1 566 250,00 рублей. Следовательно, объем закупок, которые Учреждение вправе осуществить на основании п.5 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе в 2017 году, не должен превышать денежного порога в размере 1 566 250,00 рублей. Из смысла п.5 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе следует, что в случае превышения установленного указанной нормой лимита заключения контрактов с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) заказчик обязан осуществлять определение поставщика (подрядчика, исполнителя) посредством конкурентных способов, таких как конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. При анализе реестра контрактов (договоров), заключенных Учреждением в 2017 году в соответствии с п.5 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, установлено, что Учреждением на основании п.5 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе в 2017 году заключено 58 договоров на общую сумму 1 929 038,02 рублей. В соответствии с реестром контрактов (договоров) с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года годовой объем закупок Учреждения в соответствии с п.5 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, на сумму, не превышающую 400 000 рублей, составляет 1 929 038,02 рублей или 61,6 % совокупного годового объема закупок, что превышает допустимый предел, установленный до 50 %. С превышением денежного порога в период с 02 октября 2017 года по 25 декабря 2017 года заключены следующие муниципальные контракты: 1) от 02 октября 2017 года № 292 с ИП К.Г.А. на поставку продуктов питания на сумму 161 612,00 рублей; 2) от 29 ноября 2017 года № 393 с ИП Р.И.И. на поставку товара на сумму 53 466,00 рублей; 3) от 29 ноября 2017 года № 394 с ИП Р.И.И. на поставку товара на сумму 56 904,00 рубля; 4) от 30 ноября 2017 года № 398 с ИП К.Г.А. на поставку продуктов питания на сумму 13 324,00 рубля; 5) от 30 ноября 2017 года № 399 с ИП К.Г.А. на поставку продуктов питания на сумму 2 410,00 рублей; 6) от 30 ноября 2017 года № 414 с ИП К.Г.А. на поставку продуктов питания на сумму 3 050,00 рублей; 7) от 30 ноября 2017 года № 415 с ИП К.Г.А. на поставку продуктов питания на сумму 2 950,08 рублей; 8) от 30 ноября 2017 года № 416 с ИП К.Г.А. на поставку продуктов питания на сумму 40 011,20 рублей; 9) от 11 декабря 2017 года № 74-72П с ООО «КОНСТАНТА» на поставку товара на сумму 66 477,15 рублей; 10) от 25 декабря 2017 года № 1 с ИП С.С.Н. на поставку товара на сумму 28 108,22 рублей. Итого на сумму 428 312,65 рублей. Место заключения муниципальных контрактов от 02 октября 2017 года № 292, от 30 ноября 2017 года № 398, от 30 ноября 2017 года № 399, от 30 ноября 2017 года № 414, от 30 ноября 2017 года № 415, от 30 ноября 2017 года № 416, от 25 декабря 2017 года № 1 – г.Карабаш, Челябинская область. Место заключения муниципальных контрактов от 29 ноября 2017 года № 393, от 29 ноября 2017 года № 394 – г.Челябинск, Челябинская область. Место заключения муниципального контракта от 11 декабря 2017 года № 74-72П – г.Екатеринбург, Свердловская область. Вышеназванные муниципальные контракты со стороны Учреждения заключены заведующим Учреждения ФИО1 В нарушение п.5 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе заведующим Учреждения ФИО1 на основании п.5 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе осуществлено заключение перечисленных выше 10 муниципальных контрактов на общую сумму 428 312,65 рублей, что превысило допустимый процентный порог на 11,6 %. Принятие решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) путем заключения договоров, произведены с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч.2 и 2.1 ст.7.29 КоАП РФ, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ. Согласно ч.1 ст.107 Закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от, него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст.ст.7.29 - 7.32, 7.32.5, ч.ч.7, 7.1 ст.19.5, ст.19.7.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица (ст.2.4 КоАП РФ). В соответствии с пунктом 4.3 Устава Учреждения с изменениями № 2, утвержденными постановлением администрации Карабашского городского округа от 18 января 2017 года № 25 (далее по тексту – Устав Учреждения), исполнительным органом Учреждения является заведующий Учреждения. Заведующий Учреждения осуществляет текущее руководство деятельностью Учреждения, назначается и освобождается от должности распоряжением администрации Карабашского городского округа. Согласно положениям п.4.6 Устава Учреждения заведующий Учреждения: - действует от имени Учреждения без доверенности, представляет его интересы на территории Карабашского городского округа и за его пределами, совершает сделки от имени Учреждения; - заключает договоры с физическими и юридическими лицами; - выполняет другие функции, вытекающие из Устава и трудового договора, не противоречащие действующему законодательству. В силу подп.1, 5, 6 п.4.7 Устава Учреждения заведующий Учреждения несет ответственность за: - руководство образовательной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью Учреждения; - заключение договоров без доведенных лимитов бюджетных обязательств; -нарушение других норм действующего законодательства Российской Федерации. Приказом Комитета по образованию Карабашского городского округа от 11 января 2011 года № 1 ФИО1 назначена на должность заведующего Учреждения. ФИО1 на момент совершения административного правонарушения являлась должностным лицом – заведующим Учреждения и подлежит административной ответственности в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст.2.4 КоАП РФ). Место совершения административного правонарушения – г.Карабаш, Челябинская область. Временем административного правонарушения является дата заключения муниципальных контрактов. Наличие состава административного правонарушения в действиях заведующего Учреждения ФИО1 подтверждается: - протоколом об административном правонарушении от 20 августа 2018 года по делу об административном правонарушении № 247-2018/з; - актом плановой проверки от 02 февраля 2018 года № 1; - муниципальными контрактами от 02 октября 2017 года № 292, от 30 ноября 2017 года № 398, от 30 ноября 2017 года № 399, от 30 ноября 2017 года № 414, от 30 ноября 2017 года № 415, от 30 ноября 2017 года № 416, от 29 ноября 2017 года № 393, от 29 ноября 2017 года № 394, от 11 декабря 2017 года № 74-72П, от 25 декабря 2017 года № 1; - реестром контрактов (договоров) Учреждения, заключенных по п.5 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе в период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года; - отчетом об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческий организаций за 2017 отчетный год Учреждения, - приказом Комитета по образованию Карабашского городского округа от 11 января 2011 года № 1 о назначении на должность заведующего Учреждения ФИО1 - иными документами и сведениями, имеющимися в материалах дела. Факт совершения заведующим МКДОУ «Детский сад № 1 г.Карабаша» Челябинской области ФИО1 правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.29 КоАП РФ установлен в ходе судебного разбирательства и доказывается вышеперечисленными доказательствами, которые отвечают требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности. Ссылки в жалобе на неправильное определение виновного должностного лица и на наличие малозначительности совершенного административного правонарушения в судебном заседании не нашли своего подтверждения. Ответственное лицо за совершение указанного административного правонарушения в соответствии с требованиями п.4.3, п.4.6 Устава МКДОУ «Детский сад № 1 г.Карабаша» Челябинской области определено верно – директор учреждения ФИО1 В соответствии с п.21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу ч.ч.2 и 3 ст.4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Состав административного правонарушения, предусмотренный ч.1 ст.7.29 КоАП РФ, является формальным, т.е. наличие наступивших вредных последствий не является обязательным признаком состава данного административного правонарушения. Учитывая характер совершенного правонарушения, связанного с нарушением должностным лицом заказчика требований закона, направленного на предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, степень его общественной опасности, рассматриваемое правонарушение не может быть признано малозначительным. Данное административное правонарушение посягает на порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг, направленный на обеспечение государственных и муниципальных нужд, и такие его принципы, как гласность и прозрачность осуществления закупок, обеспечение конкуренции, результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок. Кроме того, описанное правонарушение характеризуется ненадлежащим отношением заказчика к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения норм Закона о контрактной системе, а, следовательно, представляет существенную угрозу для охраняемых общественных отношений в сфере расходования бюджетных средств и закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, способствует возникновению коррупционных связей. Вывод начальника Главного контрольного управления Челябинской области от 21 августа 2018 года о виновности заведующего МКДОУ «Детский сад № 1 г.Карабаша» Челябинской области ФИО1 в нарушении требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и соответственно в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.29 КоАП РФ обоснован и нашел свое подтверждение. Вид и размер наказания ФИО1 назначены в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ и размерах, предусмотренных санкцией ч.1 ст.7.29 КоАП РФ. Таким образом, должностным лицом, верно учтены все юридически значимые обстоятельства по делу, характер совершенного правонарушения и степень его общественной опасности, назначенное наказание соответствует санкции инкриминируемой статьи КоАП РФ. Нарушений процессуальных норм, которые могли бы препятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела и влекущих отмену постановления начальника Главного контрольного управления Челябинской области от 21 августа 2018 года, при рассмотрении дела допущено не было. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.1-30.8 КоАП РФ, суд, Р Е Ш И Л: Постановление начальника Главного контрольного управления Челябинской области ФИО3 от 21 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, в отношении директора Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 г.Карабаша» Челябинской области ФИО1 по ч.1 ст.7.29 КоАП РФ – оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения. Настоящее решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения через Карабашский городской суд. Председательствующий: В.В. Колотов |