ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-24/18 от 28.06.2018 Судакского городского суда (Республика Крым)

Мировой судья с/у 86 Сологуб Л.В. Дело № 12-24/2018

РЕШЕНИЕ

28 июня 2018 года г. Судак

Судья Судакского городского суда Республики Крым Хараман Е.П., с участием представителя ИФНС России №4 - Снигеревой К.Б., лица привлекаемого к административной ответственности -Потехиной Е.Г., представителя по доверенности - Филиппова Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного налогового инспектора ОКП №1 межрайонной ИФНС №4 по Республике Крым Мирзаевой С.С. на постановление мирового судьи судебного участка №86 Судакского судебного района (городской округ Судак) Республики Крым от 25 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении № 5-86-161/2018 о привлечении директора муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Судакский Центр детского и юношеского творчества (МБОУ ДОД «Судакский ЦДЮТ») Потехиной Елены Геннадьевны к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка №86 Судакского судебного района (городской округ Судак) Республики Крым от 25 апреля 2018 года прекращено производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ в отношении директора МБОУ ДОД «Судакский ЦДЮТ» Потехиной Е.Г. в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Судакский городской суд Республики Крым в порядке, установленном ст.30.1 КоАП РФ, государственный налоговый инспектор ОКП №1 Мирзаева С.С. просит постановление мирового судьи судебного участка №86 Судакского судебного района Республики Крым от 25 апреля 2018 года отменить, поскольку судебный акт постановлен с нарушением норм материального и процессуального права.

Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Республике Крым Снигерева К.Б., в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы указав, что директором МБОУ ДОД «Судакский ЦДЮТ» Потехиной Е.Г. не обеспечено своевременное предоставление налоговой декларации (налогового отчета) по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2017 года. Отсутствие в должностной инструкции обязанности директора МБОУ ДОД «Судакский ЦДЮТ» предоставления годовой, квартальной, месячной бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговые органы не освобождает от указанной ответственности руководителя организации, так как данная ответственность предусмотрена нормами действующего законодательства РФ - ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 года №402- ФЗ «О бухгалтерском учете», п.п. 17, 38 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99,утверждена приказом Минфина России от 06.07.1999 года№43н, ст. 386 Налогового кодекса.

Возражая против доводов апелляционной жалобы Потехина Е.Г. и ее представитель по доверенности - Филиппов Е.А., указали, что

административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей. И для привлечения к ответственности необходимо установить, были ли допущены нарушения, связанные с организацией предоставления в установленные сроки в налоговый орган документов и иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Протокол об административном правонарушении не содержит сведений о том, в чем выразилось неисполнение либо ненадлежащее исполнение директором учреждения своих служебных обязанностей. Административную ответственность за несвоевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности несет бухгалтер (главный бухгалтер), а не руководитель организации. Просили постановление мирового судьи оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Судья, выслушав пояснения ИФНС России №4 - Снигеревой К.Б., Потехиной Е.Г. и ее представителя по доверенности Филиппова Е.А., участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и возражений, приходит к следующему.

Согласно п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны предоставлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 2 ст. 386 Налогового кодекса РФ налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу за имущество организаций не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

В обоснование вывода о невиновности Потехиной Е.Г. и отсутствии в ее действиях (бездействии) состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, мировой судья сослалась на то, что Потехина Е.Г. надлежащим образом организовала ведение бухгалтерского учета в учреждении, возложила обязанность ведения бухгалтерского учета путем заключения договора №9 на муниципальное казанное учреждение «Центр по обеспечению деятельности бюджетных учреждений городского округа Судак» в котором определены должностные лица (руководитель бухгалтерии совместно с главным бухгалтером), в части своевременного предоставления годовых, квартальных и месячных бухгалтерских отчетов и балансов соответствующим органам, а также предоставление в установленные сроки в надзорные органы документации и необходимых сведений.

С данным выводом мирового судьи и решением о прекращении производства по делу в отношении Потехиной Е.Г. в связи с отсутствием состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях согласиться нельзя по приведенным ниже основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федеральных законов от 9 февраля 2009 г. N 9- ФЗ, от 17 июля 2009 г. N 160-ФЗ, от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ) предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Как следует из ч. 1 и 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ), ведение бухгалтерского учета организуется руководителем экономического субъекта, который обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Под бухгалтерским учетом согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 402-ФЗ понимаются формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Федеральным законом N 402-ФЗ, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом N 402-ФЗ, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Согласно Закону N 402-ФЗ, Бюджетному кодексу Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ и Инструкции, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению", руководители любого государственного (муниципального) бюджетного или автономного учреждения вправе: возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо; заключить договор (соглашение) об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета с другим госучреждением (централизованной бухгалтерией) или организацией негосударственного сектора.

При этом руководитель учреждения принимает решения в пределах его компетенции, которая определяется учредительными документами и контрактом.

В соглашении о передаче ведения бюджетного (бухгалтерского) учета централизованной бухгалтерии (приложении к соглашению) должны быть установлены: регламент взаимодействия руководителя учреждения с

централизованной бухгалтерией, содержащий обязательные гарантии по предоставлению своевременной, качественной, достоверной и оперативной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе по требованию руководителя учреждения, порядок информационного взаимодействия между руководителем (ответственными лицами) учреждения и централизованной бухгалтерией, порядок обмена электронными документами и сведениями, порядок оформления и принятия к учету первичных учетных документов, регламентация организации взаимодействия централизованной бухгалтерии и руководителя (ответственных лиц) учреждения по иным вопросам, необходимым для принятия экономических и хозяйственных решений субъектом учета.

Согласно п. 2 Инструкции N 157н бухгалтерский учет осуществляется учреждениями в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом N 402-ФЗ, Инструкцией N 157н, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет.

Обязанность формирования учетной политики бюджетными учреждениями (выступающими в качестве субъектов учета) в целях организации ведения бухгалтерского учета установлена п. 6 Инструкции N 157н. который предписывает учреждению руководствоваться законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, а также нормами Инструкции N 157н.

В соответствии с ч. 8 ст. 13 Федерального закона N 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.

Анализ действующего законодательства свидетельствует о том, что руководитель организации подлежит административной ответственности за правонарушения в области налогов и сборов если, в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете ведение бухгалтерского учета передано на договорных началах специализированной организации или бухгалтеру- специалисту.

В соответствии с п. 26 Постановления Пленума ВС РФ от 24 октября 2006 года №18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях», если ведение бухгалтерского учета в организации производится на основании гражданско-правового договора третьими лицами, которые не представляли сведения, необходимые для осуществления налогового контроля, либо предоставляли их с нарушением установленного законодательством срока или грубо нарушили правила ведения бухгалтерского учета и предоставления ; отчетности, то это обстоятельство не освобождает руководителя организации от административной ответственности, предусмотренной ст.ст. 15.6, 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку именно он несет ответственность за организацию бухгалтерского учета.

Изложенное свидетельствует о том, что в ходе судебного разбирательства по данному делу об административном правонарушении мировым судьей неверно сделан анализ действующего законодательства, не выполнены в полном объеме требования ст.ст. 24.1 и 26. 1 КоАП РФ, что не позволило ему всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенное нарушение процессуальных требований, неправильное применение материального закона и не исследованность обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, в силу п. 4 ст. 30.7 КоАП РФ, является основанием, влекущим отмену постановления по делу об административном правонарушении с возвращением дела на новое судебное рассмотрение.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что постановление мирового судьи судебного участка №86 Судакского судебного района от 25 апреля 2018 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Потехиной Елены Геннадьевны за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ подлежит отмене, с направлением дела на новое рассмотрение мировому судье.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья, -

РЕШИЛ:

Жалобу государственного налогового инспектора ОКП №1 межрайонной ИФНС №4 по Республике Крым Мирзаевой С.С. на постановление мирового судьи судебного участка №86 Судакского судебного района (городской округ Судак) Республики Крым от 25 апреля 2018 года - удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка №86 Судакского судебного района (городской округ Судак) Республики Крым от 25 апреля 2018 года вынесенное в отношении директора муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Судакский Центр детского и юношеского творчества Потехиной Елены Геннадьевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить, направив дело мировому судье на новое рассмотрение.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Е.П. Хараман