ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-24/19 от 19.04.2019 Икрянинского районного суда (Астраханская область)

Дело <номер изъят>

РЕШЕНИЕ

с. Икряное 19 апреля 2019 года

Судья Икрянинского районного суда Астраханской области Курдюмова И.Г., с участием представителей юридического лица, привлеченного к административной ответственности, ФИО1, ФИО2, представителя административного органа ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Транс» на постановление о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.45 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области, начальника отдела по надзору на море, за водными, земельными ресурсами, геологического надзора и охраны недр ФИО4 по делу об административном правонарушении <номер изъят> от <дата изъята>, юридическое лицо - ООО «Лукойл-Транс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.45 ч.1 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Не согласившись с данным постановлением, ООО «Лукойл-Транс» обратилось в суд с жалобой, указав в обоснование, что обжалуемое постановление является незаконным и необоснованным, административный орган незаконно возбудил в отношении заявителя дело об административном правонарушении, незаконно провел в его рамках проверку и незаконно привлек заявителя к административной ответственности, так как по результатам внеплановой выездной проверки, проведенной управлением Росприроднадзора по Астраханской области на основании приказа от <дата изъята><номер изъят> был составлен акт проверки <номер изъят> от <дата изъята>, согласно которому нарушений в части воздействия на водные объекты со стороны заявителя не выявлено. Просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить.

Представители ООО «Лукойл-Транс» ФИО1, ФИО2, действующие на основании доверенности, в судебном заседании поддержали доводы жалобы в полном объеме, просили удовлетворить, постановление отменить, производство по делу прекратить.

Представитель административного органа Управления Росприроднадзора по Астраханской области ФИО3, действуя на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, представила письменные возражения, просила в удовлетворении жалобы отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В силу ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.

Частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом, что влечет для юридических лиц наложение административного штрафа в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Объектом правонарушения являются общественные отношения по охране окружающей среды, возникающие при невыполнении требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.

Объективная сторона составов правонарушений выражается в невыполнении требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом.

Материалами дела установлено, что <дата изъята> государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Астраханской области, ведущим специалистом-экспертом отдела по надзору на море, за водными, земельными ресурсами, геологического надзора и охраны недр ФИО3 вынесено определение <номер изъят> о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «Лукойл-Транс» по ч.1 ст.8.45 КоАП РФ, из которого следует, что ТПУ «РПК «Астраханский» ООО «Лукойл-Транс» по адресу: <адрес>, через стендер, находящийся на акватории водного объекта <адрес>, осуществляет погрузочно-разгрузочные работы нефти и нефтепродуктов, однако данный объект недостаточно оборудован сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов.

<дата изъята> государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Астраханской области, ведущим специалистом-экспертом отдела по надзору на море, за водными, земельными ресурсами, геологического надзора и охраны недр ФИО3 в отношении ООО «Лукойл-Транс» был составлен протокол об административном правонарушении <номер изъят> по части 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области, начальника отдела по надзору на море, за водными, земельными ресурсами, геологического надзора и охраны недр ФИО4 по делу об административном правонарушении <номер изъят> от <дата изъята>, юридическое лицо - ООО «Лукойл-Транс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.45 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

В постановлении о назначении наказания указано, что <дата изъята> в период с 15:20 по 16:01 по адресу: <адрес>, ООО «Лукойл-Транс» допустило эксплуатацию объектов - нефтепроводов, отходящих от причала <номер изъят>, не оборудованных сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством в области охраны окружающей среды, чем нарушило часть 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, статьи 34 части 1, статьи 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды, часть 2 статьи 37 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Пунктом 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что в границах водоохранных зон допускается эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

В целях применения указанной статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса; сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно части 2 статьи 37 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» № 155-ФЗ от 31.07.1998 захоронение отходов и других материалов, за исключением захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, а также сброс загрязняющих веществ во внутренних морских водах и в территориальном море запрещается.

В силу пункта 1 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде.

Из представленных сторонами суду документов и дела об административном правонарушении следует, что на основании приказа от <дата изъята><номер изъят> Управления Росприроднадзора по Астраханской областив период с <дата изъята> по <дата изъята> была проведена внеплановая выездная проверка ООО «Лукойл-Транс» (ИНН <номер изъят>, ОГРН <номер изъят>), юридический адрес: <адрес>, при эксплуатации объекта ТПУ «РПК «Астраханский» ООО «Лукойл-Транс» по адресу: <адрес>.

Согласно акту проверки <номер изъят> от <дата изъята> управления Росприроднадзора по Астраханской области, по данному адресу находится распределительно-перевалочный комплекс ТПУ «РПК «Астраханский» ООО «Лукойл-Транс», поставленный на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (код объекта МЗ-0130-000014-П, 3 категория), в ходе проверки юридическим лицом представлены лицензия на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности, лицензия на эксплуатацию опасных объектов, План ЛАРН, согласованный федеральным агентством морского и речного транспорта, администрации города Астрахани, ГУ МЧС России, ФГБУ «Администрация морских портов Каспийского моря», КФ ФГУП «Морская спасательная служба». Использование ООО «Лукойл-транс» земельных участков под объектами недвижимости, для эксплуатации зданий и сооружений, производственной базы осуществляется на основании правоустанавливающих документов, представленных в ходе проверки (свидетельства о регистрации права собственности, договоры аренды, межевые планы, технические паспорта на объекты недвижимости и др.), на территории имеется ливне-дренжная канализация.

ТПУ «РПК «Астраханский» ООО «Лукойл-Транс» осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность путем сливо-налива нефти и нефтепродуктов через сливо-наливные устройства (стендеры) на морские суда (танкеры), а также с танкеров через стендеры по трубопроводам в резервный парк Общества, который находится за пределами водоохранной зоны водного объекта. Слив танкера осуществляется принудительно насосами танкера через закрытое устройство, перед началом проводят ревизию шлангующих устройств, запорной арматуры.

Стендер имеет ливне-дренажную систему для сбора нефтепродуктов, аварийно-пролитых при проведении погрузочно-разгрузочных операций. Состав дренажной системы: поддоны для сбора пролитых нефтепродуктов, емкость для сбора пролитых нефтепродуктов, дренажный трубовол Ду, запорная арматура, что подтверждается актом осмотра от <дата изъята>. При аварийном разливе нефтепродуктов при проведении погрузочно-разгрузочных операций, нефтепродукт попадает в поддоны, установленные под техническим оборудованием, и затем самотеком по системе дренажных трубопроводов попадает в емкость Т-4. Водоотведение (откачка и вывод сточных вод) осуществляется на основании договора с ООО «Гарант Сервис».

В разделе «Воздействие на земельные ресурсы и водные объекты» указанного акта проверки отражено, что на момент осмотра загрязнений открытых участков почвы территории, прилегающей к водозаборной станции, разливов на почву горюче-смазочными материалами не наблюдалось, территория преимущественно забетонирована, благоустроена, ограждена забором.

В ходе осмотра в месте прохождения трубопроводов, проходящих на расстоянии 2-2,25 м над земельных участком, были отобраны пробы почвы на наличие загрязнения нефтепродуктами. Согласно экспертному заключению ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФЛО» - «ЦЛАТИ по АО» от <дата изъята><номер изъят>, превышение по отношению к фону по нефтепродуктам в пробах не обнаружены.

При проведении проверки неоднократно осматривалась выделенная акватория водного объекта, находилась в удовлетворительном состоянии, без видимых следов загрязнения, произведен отбор проб природной поверхности воды на наличие загрязнения нефтепродуктами на выделенной Обществу акватории водного объекта р.Волга. Согласно заключению ФГБУ «Севкасптехмордирекция» от <дата изъята><номер изъят> по результатам лабораторных испытаний в воде исследуемой акватории превышения по нефтепродуктам не выявлено.

Таким образом, согласно акту проверки <номер изъят> от <дата изъята> управлением Росприроднадзора по Астраханской области по адресу: <адрес>, не выявлены нарушения ООО «Лукойл-Транс» в части воздействия на земельные ресурсы и водные объекты.

По окончании внеплановой проверки государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Астраханской области ФИО3 <дата изъята> и <дата изъята> были проведены осмотры акватория причала <номер изъят> ТПУ «РПК «Астраханский» ООО «Лукойл-Транс» по адресу: <адрес>, с применением фотосъемки, составлены протоколы осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территории и находящихся там вещей и документов. Как следует из протокола осмотра от <дата изъята>, от причала <номер изъят>, на котором размещен стендер, отходят нефтепроводы в сторону расположения резервуарного парка, данный нефтепровод пересекает водоохранный вал, который находится примерно в 115 м от уреза воды водного объекта р.Кизань (так указано в протоколе осмотра), т.е. в водоохранной зоне водного объекта, нефтепроводы под собой не имеют никаких сооружений, обеспечивающих охрану водных объектов. На момент осмотра водоохранная зона и прибрежная защитная полоса водного объекта р.Волга находятся в удовлетворительном состоянии, без видимых следов загрязнения.

На основании протокола осмотра от <дата изъята> в отношении ООО «Лукойл-Транс» государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Астраханской области ФИО3 был составлен протокол об административном правонарушении <номер изъят> от <дата изъята> по ч.1 ст.8.45 КоАП РФ, в котором представитель юридического лица ФИО2 выполнил запись о не согласии с протоколом.

По результатам рассмотрения указанного протокола об административном правонарушении старший государственный инспектор Управления Росприроднадзора)по Астраханской области, ФИО4 вынесла постановление <номер изъят> от <дата изъята> о назначении ООО «Лукойл-Транс» наказания по ч.1 ст.8.45 КоАП РФ в виде штрафа.

Как установлено судом, при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении административным органом не нарушены нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протоколы осмотра, об административном правонарушении, постановление о назначении наказания составлялись с участием представителя юридического лица, при этом ему разъяснялись права, в том числе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, копии протокола и постановления вручены представителю юридического лица.

В обоснование доводов несогласия с протоколом об административном правонарушении и вышеуказанным постановлением о назначении административного наказания по ч.1 ст.8.45 КоАП РФ представители ООО «Лукойл-Транс» представили административному органу и суду: рабочий проект, сводное заключение, заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материала «ТЭО (проект) «Двухсторонняя сливно-наливная эстакада для светлых нефтепродуктов. Корректировка», утвержденное приказом Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Астраханской области <номер изъят> от <дата изъята>, паспорт причального сооружения Причал № 3 ТПУ «РПК «Астраханский» ООО «Лукойл-Транс» от <дата изъята>, декларацию соответствия портового гидротехнического сооружения Причал № 3 ТПУ «РПК «Астраханский» ООО «Лукойл-Транс» установленным требованиям от <дата изъята> сроком действия до <дата изъята>, заключения экспертизы промышленной безопасности на техническое устройство: технологический трубопровод <номер изъят> светлых нефтепродуктов и технологический трубопровод <номер изъят> темных нефтепродуктов ТПУ «РПК «Астраханский» ООО «Лукойл-Транс» от <дата изъята> сроком действия до <дата изъята>, акты мониторинга причала <номер изъят> от <дата изъята><номер изъят> и от <дата изъята><номер изъят>, мотивируя тем, что нефтепровод (трубопровод) является линейным объектом, в ходе его эксплуатации не допускается сброс загрязняющих веществ в водный объект, указанное сооружение возведено в соответствии с рабочим проектом, действующее законодательство РФ не содержит конкретных требований для оборудования линейных объектов сооружениями для отведения сточных вод, очистными сооружениями и сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также административным органом не представлено доказательств вины юридического лица в совершении административного правонарушения.

Суд соглашается с доводами жалобы ООО «Лукойл-Транс» по следующим основаниям.

Согласно положениям ст. 133.1 Гражданского кодекса РФ, пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, ст. 51.2 Водного кодекса РФ, ст. 62.4 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст. 7 Закона о переводе земель под линейными объектами понимаются и линейными объектами являются линейно-кабельные сооружения, нефтепроводы, газопроводы, трубопроводы, и другие подобные сооружения.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" линейные объекты топливно-энергетического комплекса - это система линейно-протяженных объектов топливно-энергетического комплекса (электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы), предназначенных для обеспечения передачи электрической энергии, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов.

В соответствии с пунктом 23 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

С учетом комплексного толкования норм законодательства Российской Федерации к объектам капитального строительства относятся, в том числе линейные объекты.

Согласно п. 34 постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" для проектной документации при строительстве линейного объекта обязательны сведения о линейном объекте с указанием наименования, назначения и месторасположения начального и конечного пунктов линейного объекта, технико-экономическая характеристику проектируемого линейного объекта (категория, протяженность, проектная мощность, пропускная способность, грузонапряженность, интенсивность движения, сведения об основных технологических операциях линейного объекта в зависимости от его назначения, основные параметры продольного профиля и полосы отвода и др.).

В соответствии с пунктом 8.1 Руководства по проектированию морских причальных сооружений РД 31.31.27-81. (утвержденных Распоряжением Союзморниипроекта от 22 января 1981 года N 59) в состав оборудования причальных сооружений, обеспечивающего нормальную эксплуатацию причального фронта портов и судоремонтных заводов, включаются в том числе: инженерные сети (ливнесточная система, водопроводные, паровые, электрические и др.).

Согласно пункта 8.12 названного руководства, в зависимости от назначения причального сооружения в состав инженерных сетей портовых грузовых причалов входят линии для - электроснабжения, хозяйственно-пожарного водопровода, канализации, теплоснабжения, связи, сигнализации и другие, назначаемые по технологическим требованиям.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).

Подпунктом «ж» пункта 4, пунктом 5 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2016 года N 79 регламентировано, что мероприятия по охране поверхностных водных объектов включают в себя оборудование хозяйственных объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации, осуществляются водопользователем в соответствии с условиями договора водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование.

В соответствии со статьей 34 ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря. Государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря. Объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море.

Государственная экологическая экспертиза проводится в отношении планируемой деятельности, до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы, в то время как погрузо-разгрузочные работы являются частью функционирования существующих морских портов. Экологическая оценка указанных работ осуществляется при проектировании, строительстве, реконструкции, расширении и техническом перевооружении морских портов.

Как следует из материалов дела, причальное сооружение Причал № 3 ТПУ «РПК «Астраханский» ООО «Лукойл-Транс» имеет ливне-дренажную систему в соответствии с рабочим проектом, сводным заключением, заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам «ТЭО (проект) «Двухсторонняя сливно-наливная эстакада для светлых нефтепродуктов. Корректировка», утвержденного приказом Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Астраханской области <номер изъят> от <дата изъята>.

Согласно ТЭО сбор промливневых сточных вод от объектов и сооружений эстакады принят по самотечным трубопроводам с последующим накоплением в резервуаре-накопителе емкостью 370куб.м и перекачкой в помощью погружного насоса по напорному трубопроводу на площадку <номер изъят> в существующий резервуар-накопитель <номер изъят> объемом <данные изъяты> куб.м. Опорожнение резервуара и вывоз сточных вод будет производиться в навигационный период по существующей схеме с использованием танкера. Из танкера стоки перекачиваются в резервуар статического отстоя объемом <данные изъяты> куб.м, после отстаивания сточные воды самотеком поступают в колодцы-сборники, из которых насосом подаются на флоаторы. После очистки на флоаторах сточные воды поступают в колодцы-сборники, откуда насосами по трубопроводу перекачиваются на существующие пруды-накопители и далее в пруды-испарители, расположенные на бугре Долгий. Отведение бытовых сточных вод от объектов санитарно-бытового назначения предусмотрены выгребы с последующим вывозом ассенизационной машиной МУП ЖКХ п.Ильинка на существующие очистные сооружения биологической очистки поселка.

Сбор сточных вод от объектов железнодорожной эстакады предусмотрен с последующей очисткой стоков на существующих очистных сооружениях по схеме, предусмотренной в материалах ТЭО.

Согласно утвержденному Проекту капитального ремонта причала 3015.07-ПЗ (раздел 3.5.) на причале <номер изъят> предусмотрена система сбора промышленных стоков в резервуар РГС-5. Данная система осуществляет сбор утечек, а также слива остатков нефтепродуктов после промывки при перемене вида загружаемого нефтепродукта через специальный трубопровод с последующей откачкой посредством насоса в автоцисцерну. Насос размещен на отдельной металлической площадке на берегу рядом с пешеходной эстакадой. Параллельно нефтепродуктопроводам прокладывается технологический трубопровод для откачки промстоков (раздел 6.2.)

Таким образом, ливне-дренажная система причала <номер изъят> ТПУ «РПК «Астраханский» ООО «Лукойл-Транс» запроектирована таким образом, чтобы сток ливневых вод с территории зоны был направлен в сторону внутренней территории, которая оборудована системой перехватывающих лотков, по которым ливневой сток попадает в сеть трубопроводов и колодцев, и, в конечном итоге, на очистные сооружения, выполнена в соответствии с проектной документацией, утвержденной Государственной экспертизой, соответствует действующим нормам и требованиям проектирования морских портов, обеспечивает охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

В соответствии с положениями части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Административным органом не представлено доказательств того, что для обеспечения защиты акватории водного объекта в данном случае требуется проведение модернизации объекта, сопровождаемой изменением параметров причала и технологического трубопровода.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, требования законодательства, суд пришел к выводу о соблюдении ООО «Лукойл-Транс» требований пункта 16 статьи 65 Водного кодекса РФ, заключающихся в том, что ООО «Лукойл-Транс» осуществляло эксплуатацию причала и нефтепровода, оборудованного сооружениями, а именно ливне-дренажной системой, обеспечивающей охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством в области охраны окружающей среды.

Таким образом, в действияхООО «Лукойл-Транс»отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и оно необоснованно привлечено к административной ответственности.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

На основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление Управления Росприроднадзора по Астраханской области <номер изъят> от <дата изъята> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица ООО «Лукойл-Транс» подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст.30.1-30.8 КоАП РФ,

решил:

Жалобу ООО «Лукойл-Транс» удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области, начальника отдела по надзору на море, за водными, земельными ресурсами, геологического надзора и охраны недр ФИО4 по делу об административном правонарушении <номер изъят> от <дата изъята> в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Транс» (ИНН <номер изъят>, ОГРН <номер изъят>) о привлечении к административной ответственности по статье 8.45 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Транс» о привлечении к административной ответственности по ст.8.45 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием составаадминистративного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья И.Г. Курдюмова