ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-24/19 от 30.07.2019 Каа-хемского районного суда (Республика Тыва)

дело № 12-24/19

УИД № 17RS0004-01-2019-000403-47

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

30 июля 2019 года с. Сарыг-Сеп

Каа-Хемский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Ак-кыс А.В., с участием представителей Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва С.Л.Е. , Б.С.Н.

при секретаре судебного заседания Кешпи А.Ш-Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя должностного лица – и.о. председателя Администрации Каа-Хемского кожууна Республики Тыва К.А.В. , О.Р.А. на постановление руководителя службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва Б.С.Ч. от 7 июня 2019 года о признании должностного лица – и.о. председателя администрации Каа-Хемского кожууна Республики Тыва К.А.В. , родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Тыва, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.20 ст.19.5 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением руководителя Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва Б.С.Ч. от 7 июня 2019 года должностное лицо – и.о. председателя администрации Каа-Хемского кожууна Республики Тыва К.А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.20 ст.19.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе, поданной в порядке, предусмотренном ст.30.2 КоАП РФ представитель и.о. председателя администрации Каа-Хемского кожууна Республики Тыва К.А.В. , О.Р.А. просит отменить указанное постановление и прекратить производство по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения. Поскольку в пункте 2 предписания не имеется отдельного требования по предоставлению в установленные сроки фотографий законченного строительства жилого помещения или направленного соответствующего дополнения к предписанию о необходимости предоставления фотографий законченного строительства. Санкция ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ предусматривает наложение штрафных санкций за невыполнение требований предписания в срок. Однако, ответ на предписание администрацией района был направлен 31.01.2019, т.е. до 01.03.2019. Кроме того, на момент вынесения постановления истек срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ. Дом, являющийся предметом настоящего разбирательства, введен в эксплуатацию еще 07.12.2016, соответственно, последующие изменения в конструкцию дома и иные перепланировки собственниками были произведены после ввода в эксплуатацию. В соответствии с положениями программы «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Тыва» установка инженерных сооружений и подготовка иных комплексных сооружений относится к полномочиям лиц, которые получили такую поддержку. Кроме того, исполнение программы и финансирование идет еще с 2016 года, а лицо, привлекаемое к ответственности в тот момент, не являлся председателем администрации. В протоколе и в постановлении Служба ФБН РТ указывают на то, что по данному делу виновно юридическое лицо – Администрация Каа-Хемского района, тогда как привлекли должностное лицо. Типовое положение, на которое ссылаются должностные лица, носит рекомендательный характер, а не императивный. В связи, с чем данное нарушение решается путем гражданского судопроизводства.

Не согласившись с жалобой, руководитель Службы по финансовому надзору Республики Тыва направил возражение, согласно которому просил оставить постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения, в связи с тем, что дом введен в эксплуатацию 07.12.2016, и последующие изменения в конструкцию дома и иные перепланировки собственниками были произведены после ввода в эксплуатацию дома фактически не пригодного для постоянного проживания граждан, что установлено в ходе проведения проверки. Кроме того, в соответствии с п. 10 Типового положения, Администрация обязана провести проверку на соответствие построенного (приобретенного) дома требованиям, установленным п. 9 Типового положения, в том числе пригодность дома для постоянного проживания. Предписание от 20.12.2018 Администрацией исполнено частично. Кроме того, на основании ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения должностного лица – и.о. председателя Администрации К.А.В. к административной ответственности за совершение указанного административного правонарушения начал исчисляться с 01.03.2019 г. и истекает 01.03.2020 г.

В судебном заседании представители Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва С.Л.Е. , Б.С.Н. в судебном заседании просили отказать в удовлетворении жалобы, по основаниям, указанным в возражении на жалобу.

Представитель и.о. председателя администрации Каа-Хемского кожууна Республики Тыва К.А.В. О.Р.А. в судебное заседание не явился, по неизвестной причине, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

При вручении извещения секретарем судебного заседания Кешпи А.Ш-Б. лично и.о. председателя администрации Каа-Хемского района К.А.В. , от получения К.А.В. отказался, ссылаясь на наличие у него представителя на основании доверенности, о чем составлен акт указанным секретарем.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы прихожу к следующему.

Согласно ч.20 ст.19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

В соответствии с п.3 ст.270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

В соответствии с п. 9 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, приложению к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» (далее Типовое положение), жилое помещение (жилой дом), на приобретение (строительство) которого предоставляется социальная выплата, должно быть: а) пригодным для постоянного проживания; б) обеспечено централизованными или автономными инженерными системами (электроосвещение, водоснабжение, водоотведение, отопление, а в газифицированных районах также и газоснабжение); в) не меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения в расчете на 1 члена семьи, установленной органом местного самоуправления.

В силу п. 10 Типового положения соответствие жилого помещения указанным в пункте 9 настоящего Типового положения требованиям устанавливается комиссией, созданной органом местного самоуправления, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

В соответствии с п. 2.2.8 Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидий из федерального и республиканского бюджетов Республики Тыва бюджету муниципального образования «Каа-Хемский кожуун Республики Тыва», на мероприятия подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Тыва на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» государственной программы Республики Тыва «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Тыва на 2014-2020 годы» на 2016 год от 2 августа 2016 года (далее Соглашение), Администрация осуществляет контроль по реализации мероприятий Подпрограммы в том числе контроль за соблюдением сроков введения законченного строительством жилья в эксплуатацию и ежеквартально информирует Министерство о результатах проведенной за отчетный период работы.

Пунктом 3.3 указанного Соглашения, предусмотрено, что Муниципальное образование несет ответственность за целевое использование средств федерального и республиканского бюджетов, выделяемых Министерством участникам программы кожууна в соответствии с настоящим Соглашением, за несвоевременный ввод в действие объектов и не представление отчетности о выполненных работах в установленные сроки.

Судом установлено, что на основании приказа от 12.03.2018 выданного руководителем Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва Б.С.Ч. , проведена плановая выездная проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на обеспечение жильем граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках Государственной программы Республики Тыва «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Тыва на 2014-2020 годы» в Администрации Каа-Хемского района Республики Тыва за 2016 год с 12 марта по 23 апреля 2018 года.

По результатам проверки актом от 18 мая 2018 года , выявлены следующие нарушения: в нарушение ст. 309 ГК РФ, п. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ, п. 9 Типового положения, п. 2.2.7 соглашений (трехсторонних договоров) обязательство по улучшению жилищных условий (строительству или приобретению жилых помещений) фактически не исполнены (право собственности на жилье не зарегистрировано) следующими получателями выплат: 1. В категории молодые семьи и специалисты: - Ч.С.Ш. – 660 300 рублей; - А.Т.В. – 200 500 рублей (право собственности на жилье не зарегистрировано). В нарушение п. 2.2.8 Соглашения от 02.08.2016 , п. 10 Типового положения не исполнены обязательства по осуществлению контроля за реализацией мероприятия Подпрограммы, в том числе за соблюдением сроков введения законченного строительством жилья в эксплуатацию, а также за соответствием построенных домов требованиям п. 9 Типового положения следующими получателями социальных выплат: 1. В категории молодые семьи и специалисты: Ч.С.Ш. – 72,0 кв.м.; А.Т.В. – 21.4 кв.м. Акт проверки направлен в Администрацию Каа-Хемского района 18.05.2018 года, получен адресатом 29 мая 2018 года.

По выявленным нарушениям руководителем Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва 27.06.2018 года вынесено предписание Администрации Каа-Хемского кожууна Республики Тыва, в лице и.о. председателя С.Ш.А. , возложена обязанность в срок до 30 сентября 2018 года устранить выявленные нарушения, обеспечить реализацию мероприятия Подпрограммы по этапу 2016 года, в том числе за введением законченного строительства жилья в эксплуатацию, а также за соответствием построенных домов требованиям п. 9 Типового положения. Обращено внимание на то, что за неисполнение в установленный срок настоящего предписания влечет административную ответственность в соответствии с ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ.

Предписание направлено на имя и.о. председателя Администрации Каа-Хемского района, согласно уведомлению, получено 2 июля 2018 года О. .

Во исполнение вышеуказанного предписания и.о. председателя администрации Каа-Хемского района С.Ш.А. в Службу по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва 30 июля 2018 года предоставил информацию, согласно которой следует, что: 1) Ч.С.Ш. с составом семьи из 4 человек, зарегистрировали недвижимое имущество, общей площадью 98,7 кв.м., 22.12.2016 г. Денежные средства социальной выплаты на сумму 660 300 рублей освоены. 2) А.Т.В. составом семьи из 7 человек, зарегистрировали недвижимое имущество, общей площадью 41 кв.м., 10.08.2017 г. Денежные средства социальной выплаты на сумму 200 500 рублей освоены, с приложением копий выписок из ЕГРН. Дополнительно во исполнение вышеуказанного предписания и.о. председателя администрации Каа-Хемского района К.А.В. в Службу по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва 9 октября 2018 года предоставил информацию, согласно которой следует, что в доме Ч.С.Ш. окна, двери, отопительная система поставлены, электроэнергия подключена. Для оформления документов на дом в общую долевую собственность на всех членов семьи сданы нотариусу Каа-Хемского района, с приложением расписки о получении документов нотариусом от 27.09.2018 г., фотографии дома Ч.С.Ш. в 3 экз.

Из справки от 10 октября 2018 года следует, что Службой по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва проведена проверка исполнения предписания от 27.06.2018 по устранению нарушений, выявленных вышеуказанной выездной проверкой, по результатам которой составлен акт от 18.05.2018 . Администрации в срок до ДД.ММ.ГГГГ было предписано обеспечить реализацию мероприятия подпрограммы по этапу 2016 года, в том числе за введением законченного строительством жилья в эксплуатацию, а также за соответствием построенных домов требованиям п. 9 Типового положения. По п. 1, получателем социальной выплаты А.Т.В. пристроенное жилое помещение к дому оформлено в собственность, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, получателем Ч.С.Ш. документы переданы нотариусу для оформления в общедолевую собственность, в связи с чем нарушение считается исполненным частично. По п.2, получателем Ч.С.Ш. основные строительные работы выполнены, остались работы по внутренней отделке (фотографии прилагаются). Предписание от 27.06.2018 Администрацией исполнено не в полном объеме. Предписание оставлено на контроле Службы до полного устранения вплоть до устранения в судебном порядке.

Вышеуказанная справка направлена и.о. председателя Администрации Каа-Хемского кожууна С.Ш.А. и получено 18 октября 2018 года управляющими делами К.Г.А.

Руководителем Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва 20.12.2018 года вновь вынесено предписание Администрации Каа-Хемского кожууна Республики Тыва, в лице и.о. председателя К.А.В. , о том, что в ходе проверки выявлены следующие нарушения ст. 309 ГК РФ, п. 2 ст. 15 ЖК РФ, п.п. 9, 10 Типового положения, п.п. 2.2.7, 2.2.8 Соглашения от 02.08.2016 , а именно то, что Администрацией не исполнены обязательства по осуществлению контроля за реализацией мероприятия Подпрограммы, в том числе за соблюдением сроков введения законченного строительством жилья в эксплуатацию, а также за соответствием построенных домов требованиям п. 9 Типового положения следующими получателями социальной выплаты: 1. В категории молодые семьи и специалисты Ч.С.Ш. – 72,0 кв.м., в связи с чем возложена обязанность в срок до 1 марта 2019 года устранить выявленные нарушения, обеспечить реализацию мероприятия Подпрограммы по этапу 2016 года, в том числе за введением законченного строительства жилья в эксплуатацию, а также за соответствием построенных домов требованиям п. 9 Типового положения. Обращено внимание на то, что за неисполнение в установленный срок настоящего предписания влечет административную ответственность в соответствии с ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ.

Согласно уведомлению, предписание направлено и.о. председателя Администрации Каа-Хемского района К.А.В. , получено 24 декабря 2018 года управляющими делами К.Г.А.

В ответ на вышеуказанное предписание и.о. председателя администрации Каа-Хемского района К.А.В. в Службу по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва 30 января 2019 года предоставлен ответ о том, что была осуществлена проверка от 16.01.2019 г. по участнику программы «Устойчивое развитие сельских территорий» 2016 г. Ч.С.Ш. В результате проверки установлено, что жилой дом построен, находится в общей долевой собственности, введен в эксплуатацию 2016 году, не проживают в нем по причине замены системы отопления, с приложением фотографии и выписки из ЕГРН.

Из уведомления от 4 апреля 2019 года следует, что Служба по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва извещает должностное лицо и.о. председателя Администрации Каа-Хемского кожууна Республики Тыва К.А.В. для составления протокола об административном правонарушении по ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, по факту неисполнения вышеуказанного предписания по адресу: <адрес>, 4 этаж, 7 кабинет, 21 мая 2019 года в 11.00 часов. Уведомление получено 8 апреля 2019 года О.М.А.

Согласно протокола об административном правонарушении от 21 мая 2019 г., должностным лицом – и.о. председателя Администрации Каа-Хемского кожууна К.А.В. предписание Службы по финансово-бюджетному надзору по Республике Тыва от 20.12.2018 к установленному сроку до ДД.ММ.ГГГГ исполнено частично. По результатам рассмотрения предоставленной информации Службой установлено, что Администрацией не исполнен п. 2 Предписания, не обеспечено соответствие построенных домов требованиям п. 9 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья граждан Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предусмотренным приложением к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 (далее – Типовое положение). Администрацией не предоставлены фотографии законченного строительством жилого дома, за что предусмотрена ответственность по ч.20 ст.19.5 КоАП РФ.

Распоряжением Хурала представителей Каа-Хемского кожууна Республики Тыва от 01.10.2018 г. и.о. председателя Администрации Каа-Хемского кожууна Республики Тыва назначен К.А.В. .

Согласно сопроводительного письма копия протокола об административном правонарушении направлена 21 мая 2019 г. и.о. председателя Каа-Хемского района К.А.В. , получена 22 мая 2019 года О.М.А.

Постановлением руководителя Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва Б.С.Ч. от 7 июня 2019 года должностное лицо – и.о. председателя администрации Каа-Хемского кожууна Республики Тыва К.А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.20 ст.19.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Постановление составлено в присутствии представителя должностного лица О.Р.А. , на основании доверенности, выданной и.о. председателя Администрации Каа-Хемского района К.А.В. , что подтверждается подписью о получении копии постановления.

Учитывая диспозицию части 20 статьи 19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ является законность предписания, выданного органом государственного финансового контроля.

При рассмотрении дела об административных правонарушениях данной категории судья должен выяснять законность вынесенного предписания, имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства.

Предписание от 20 декабря 2018 года выдано уполномоченным должностным лицом – руководителем Службы по финансово-бюджетному надзору по Республике Тыва, в пределах его компетенции, который в силу пункта 5.13.4 Положения о Службе по финансово-бюджетному надзору по Республике Тыва, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 15 мая 2007 г. вправе выдавать предписания по устранению выявленных нарушений в указанный в них срок.

Выданное предписание содержит характеристику допущенных нарушений, выразившихся в нарушении п.п. 9, 10 Типового положения, п.п. 2.2.7, 2.2.8 Соглашения от 02.08.2016 , а именно то, что Администрацией не исполнены обязательства по осуществлению контроля за реализацией мероприятия Подпрограммы, в том числе за соблюдением сроков введения законченного строительством жилья в эксплуатацию.

Таким образом, поскольку предписание от 20 декабря 2018 года руководителя Службы по финансово-бюджетному надзору по Республике Тыва было вынесено уполномоченным лицом, в пределах своей компетенции, с соблюдением порядка его вынесения и не отменено, оно является законным и обоснованным.

Доводы жалобы о том, что в предписании не имеется отдельного требования по предоставлению в установленные сроки фотографий законченного строительства жилого помещения или направленного соответствующего дополнения к предписанию о необходимости предоставления фотографий законченного строительства, что Администрацией района своевременно был направлен ответ на вышеуказанное предписание, а также то, что в соответствии с положениями программы «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Тыва» установка инженерных сооружений и подготовка иных комплексных сооружений относится к полномочиям лиц, которые получили такую поддержку, необоснованны, поскольку из ответа, на который ссылается представитель от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилой дом построен, находится в общей долевой собственности, введен в эксплуатацию 2016 году, и приложены фотографии, из которых видно, что жилое помещение не пригодно к проживанию хоть и введено в эксплуатацию.

Доводы жалобы о том, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ составляет два месяца со дня совершения нарушения, не состоятельны, поскольку в силу ч.3 ст. 4.5 КоАП РФ, данный срок составляет один год со дня совершения административного правонарушения, то есть с 1 марта 2019 года до 1 марта 2020 года.

Доводы жалобы О.Р.А. о том, что К.А.В. не является субъектом указанного административного правонарушения, поскольку исполнение программы и финансирование идет еще с 2016 года, а лицо, привлекаемое к ответственности в тот момент, не являлся председателем администрации района, являются несостоятельными. Поскольку указанным должностным лицом не исполнено предписание от 20.12.2018, адресованное именно ему, в период исполнения им должностных обязанностей, кроме этого исполнение предписания не связано с личностью руководителя объекта контроля, а связано с занимаемой лицом должностью.

Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену постановления, в том числе тех, на которые имеется ссылка в жалобе, не установлено.

При таких обстоятельствах выводы руководителя службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва о виновности должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.20 ст. 19.5 КоАП РФ, являются обоснованными, поскольку и.о. председателя администрации Каа-Хемского района К.А.В. не выполнены требования предписания службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва в установленный срок, вынесенного от 20 декабря 2018 года по устранению выявленных нарушений.

Согласно п.3 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

С учетом изложенного, жалоба удовлетворению не подлежит, а постановление руководителя службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва от 7 июня 2019 года в отношении должностного лица – и.о. председателя администрации Каа-Хемского района Республики Тыва К.А.В. по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.20 ст.19.5 КоАП РФ- оставлению без изменения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд

решил:

Постановление руководителя службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва от 7 июня 2019 года, которым должностное лицо – исполняющий обязанности председателя администрации Каа-Хемского района Республики Тыва К.А.В. , признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.20 ст.19.5 КоАП РФ, и ему назначено административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, оставить без изменения, а жалобу представителя должностного лица К.А.В. О.Р.А. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья А.В. Ак-кыс