ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-24/20 от 10.06.2020 Юргамышского районного суда (Курганская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Судья Юргамышского районного суда Курганской области Баязитова О.Ю., рассмотрев в п. Юргамыш Курганской области 10 июня 2020 года жалобу ФИО1 на постановление врио начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Курганской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности главного бухгалтера ФКУ ИК-7 УФСИН России по Курганской области ФИО1 по ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением врио начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Курганской области (далее УФК по Курганской области) ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – на момент совершения административного правонарушения главный бухгалтер Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области» (далее ФКУ ИК-7 УФСИН России по Курганской области) ФИО1 признана виновной в том, что ей не соблюдены требования, установленные п.п. 6 п. 1 ст. 162, п. 1 ст. 264.1 БК РФ, п. 7, 16, 18, 20, 23, 68, 70, 96, 152 Инструкции от 28.12.2010 г. № 191н, ч.1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» - составлена и представлена в УФСИН России по Курганской области – главному распорядителю бюджетных средств недостоверная бюджетная отчетность за 2018 год в составе форм бюджетной отчетности на ДД.ММ.ГГГГ по ОКУД: форма 0503130, форма 0503121, форма 0503125, форма 0503128, форма 0503168, форма 0503169, т.е. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ (до редакции Федерального Закона от 29.05.2019 г. № 113-ФЗ). Указанным постановлением ФИО1 назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

ФИО1 обратилась в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить. В обоснование своих доводов указывает, что отражение на балансе учреждения в составе недвижимого имущества ФКУ ИК-7 УФСИН России по Курганской области двух сооружений (скважина , скважина -) в отсутствие документов, подтверждающих государственную регистрацию права оперативного управления за ФКУ ИК-7 УФСИН России по Курганской области, было вызвано тем, что учреждение оказывает услуги населению п. Юргамыш по водоснабжению путем использования вышеуказанных скважин. Для защиты тарифов на услуги водоснабжения населению необходимо нахождение объектов недвижимого имущества посредством которых оказываются услуги водоснабжения на балансе учреждения для отнесения затрат на использование недвижимого имущества и его амортизацию. Вышеуказанные скважины состоят на кадастровом учете, имеется техническая документация. Регистрация права оперативного управления на данные объекты не возможна ввиду отсутствия актов ввода в эксплуатацию на них. Кроме того, в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют сведения, свидетельствующие о причинении какого-либо вреда личности, обществу или государству действиями ФИО1, сведения о ранее совершенных должностным лицом правонарушениях отсутствуют, а также отсутствует существенная угроза причинения вреда установленному публично-правовому порядку деятельности, в связи с чем, полагает возможным применение положений ст. 2.9 КоАП РФ.

При рассмотрении жалобы ФИО1 поддержала ее доводы по изложенным в ней основаниям. Просила постановление врио начальника юридического отдела УФК по Курганской области ФИО2 отменить, производство по делу прекратить.

Представитель УФК по Курганской области ФИО3 при рассмотрении жалобы с ее доводами не согласился полностью. Поддержал письменный отзыв, согласно которому объекты недвижимости, находящиеся у учреждения до регистрации права оперативного управления в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, учреждению следует отражать на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» (письма Минфина России от 24.07.2018 г. № 02-06-05/51873, от 11.11.2016 г. № 02-06-10/66367, от 14.10.2015 г. № 02-07-10/58921, от 06.08.2015 г. № 03-05-04-01/45434). Следовательно, отражение на балансе учреждения объектов недвижимого имущества в отсутствие документов, подтверждающих государственную регистрацию права оперативного управления, является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации, а в случае предоставления заведомо недостоверной бюджетной отчетности, в связи с отражением на балансе учреждения вышеназванных объектов, представляет собой состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ. По мнению Минфина России, изложенном в письме от 07.09.2017 г. № 02-06-10/5774, отражение на балансовых счетах учета основных средств информации об объекте недвижимого имущества, созданном субъектом учета и фактически находящемся в его пользовании (содержании), но не закрепленном за ним на праве оперативного управления (государственная регистрация права оперативного управления, предусмотренная законодательством Российской Федерации, отсутствует), не соответствует действующим правилам бюджетного учета и создает некорректное увеличение объема основных средств, а также расходов субъекта учета по уплате налога на имущество организаций и, соответственно, влияет на объем финансового обеспечения субъекта учета и финансовый результат его деятельности. По результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной плановой проверки в отношении ФКУ ИК-7 УФСИН России по Курганской области руководителем УФК по Курганской области принято решение о направлении в адрес объекта контроля представления о выявленных нарушениях от ДД.ММ.ГГГГ. В ответ на вышеназванное представление в адрес контрольного органа ФКУ ИК-7 УФСИН России по Курганской области направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что скважина и скважина были пробурены подрядчиком на территории производственной зоны учреждения на основании государственного контракта в 2013 году. В течение 2020 года планируется включить указанные объекты недвижимости в реестр федерального имущества и получить распоряжение о закреплении объектов на праве оперативного управления за учреждением, право на указанные объекты будет зарегистрировано в Росреестре. Считают доводы заявителя о невозможности регистрации права оперативного управления на объекты недвижимого имущества ввиду отсутствия актов ввода в эксплуатацию на них несостоятельными. ФИО1 не представлены доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения ст. 2.9 КоАП РФ. Совершенное ФИО1 административное правонарушение не может быть отнесено к числу малозначительных, так как вне зависимости от наступивших последствий нарушение бюджетного законодательства представляет угрозу охраняемым общественным отношениям в области финансово-бюджетного регулирования, создает предпосылки для дезорганизации функционирования бюджетной системы и препятствует достижению целей и задач государства, тем самым наносит вред общественным отношениям. Кроме того, состав правонарушения, предусмотренный ст. 15.15.6 КоАП РФ, является формальным и для его квалификации не требуется наступления каких-либо вредных и материальных последствий. Просил в удовлетворении жалобы ФИО1 отказать.

Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав лиц, присутствующих при рассмотрении жалобы, судья приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 15.15.6 КоАП РФ непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, по результатам плановой выездной ревизии финансово-хозяйственной деятельности за 2017-2018 г.г., назначенной приказом УФК по Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении плановой выездной ревизии в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Курганской области в соответствии с п. 32 раздела II Плана контрольных мероприятий УФК по Курганской области на 2019 год» в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Курганской области, произведенной УФК по Курганской области, установлено 25 января 2019 года нарушение порядка представления бюджетной отчетности за 2018 год (до вступления в силу редакции Федерального закона от 29.05.2019 г. № 113-ФЗ «О внесении изменений в кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»), а именно: предоставление главному распорядителю бюджетных средств УФСИН России по Курганской области недостоверной бюджетной отчетности за 2018 год, необходимой для составления и рассмотрения исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, что является нарушением п.п. 5,6 п. 1 ст. 162, п. 1,2 ст. 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 16, 96, 152 Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 г. N 191 н, п.п. 38, 92 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 г. N 157 н, п.п. 7,8,10 пп. «а» п. 39 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «основные средства», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 г. № 257н (далее СГС «Основные средства», выразившееся в отражении имущества, полученного ФКУ ИК-7 УФСИН России по Курганской области в пользование в сумме 806388,25 рублей, не являющегося объектами аренды, на забалансовом счете 02 « Материальные ценности на хранении», следовало отразить на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование», что привело к искажению показателей бухгалтерской отчетности, а именно: строки 010 Справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах к балансу форма по ОКУД 0503130 по графе 4 по состоянию на 01 января 2019 года на 806388,25 рублей или на 74,03 %) (отражено 271618,04 рублей, следовало отразить 1078006,29 рублей), соответственно по строке 020 Справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах к балансу форма по ОКУД 0503130 по графе 4 по состоянию на 01 января 2019 года на 806388,25 рублей или на 67,83 % - (отражено 1187908,70 рублей, следовало отразить 381520,45 рублей).

Предоставление недостоверной бюджетной отчетности за 2018 год, необходимой для составления и рассмотрения исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, является нарушением п.п. 6 п. 1 ст. 162, п. 1 ст. 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 7, 16, 152 Инструкции № 191 н, п. 10 Инструкции №157н, выразившемся в отражении в составе недвижимого имущества ФКУ ИК-7 УФСИН России по Курганской области двух сооружений (скважина № 2-1, скважина № 2-2) в отсутствие документов, подтверждающих государственную регистрацию права за ФКУ ИК-7 УФСИН России по Курганской области в общей сумме 596000 рублей.

По результатам проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является главным бухгалтером ФКУ ИК-7 УФСИН России по Курганской области, что подтверждается приказом от ДД.ММ.ГГГГ "О назначении на должность", должностной инструкцией главного бухгалтера.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подписала годовую бюджетную отчетность за 2018 год, представленную в подсистему «Учет и отчетность» государственной интегрированной информационной системы управления государственными финансами «Электронный бюджет».

ДД.ММ.ГГГГ в отношении главного бухгалтера ФКУ ИК-7 УФСИН России по Курганской области ФИО1 главным контролером-ревизором контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере УФК по Курганской области ФИО5 составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.15.6 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица – главного бухгалтера ФКУ ИК-7 УФСИН России по Курганской области ФИО1 врио начальника юридического отдела УФК по Курганской области ФИО2 вынесено постановление о признании виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Согласно п. 1 ст. 264.1 БК РФ единая методология и стандарт бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Минфином России соответствии с положениями БК РФ. Приказом Минфина России от 28.12.2010 г. № 191н утверждена Инструкция о порядке составления и предоставления годовой и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», бюджетная отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, бюджетная отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

В соответствии со ст. 6, п. 1, 3 ст. 7, п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 9, п. 2 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402 ФЗ «О бухгалтерском учете» экономический субъект (руководитель, главный бухгалтер) обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с п. 7.1, 8 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пунктом 6 Инструкции от 28.12.2010 г. № 191н, бюджетная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером в соответствии с правом первой и второй подписи бухгалтерских документов.

В соответствии с ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным нарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ч.2 ст. 2.2 КоАП РФ).

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В примечании к данной статье Кодекса указано, что под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных организациях.

Таким образом, из смысла ст. 2.4 КоАП РФ следует, что должностным лицом является лицо, имеющее в силу своего статуса возможность совершения действий и принятия решений, порождающих правовые последствия для физических и юридических лиц, не находящихся в служебной зависимости от этого лица. Эти действия и решения приводят к возникновению, изменению или прекращению тех или иных правоотношений.

Согласно представленной в материалы дела должностной инструкции главного бухгалтера от ДД.ММ.ГГГГ, с которой ФИО1 ознакомлена, главный бухгалтер обязан ведение бухгалтерского учета осуществлять в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и других нормативных актов, несет ответственность за необеспечение своих функциональных обязанностей (п. 7, 29).

Факт совершения ФИО1, являющейся ответственной за соблюдение требований федерального законодательства по вопросу ведения бухгалтерского учета, то есть, должностным лицом – субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, которые, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о совершении главным бухгалтером ФКУ ИК-7 УФСИН России по Курганской области административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, в связи с чем, врио начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Курганской области ФИО2 сделан правильный вывод о том, что в действиях ФИО1 как должностного лица содержится состав вменяемого ей административного правонарушения.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст. 15.15.6 КоАП РФ и является минимальным.

При назначении наказания были учтены обстоятельства, указанные в ч.2 ст. 4.1 КоАП РФ, а именно характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

В целом доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных должностным лицом обстоятельств и доказательств, и не ставят под сомнение наличие в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, а также законность и обоснованность постановления должностного лица.

Доводы жалобы о малозначительности совершенного правонарушения являются также несостоятельными.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Применение названной нормы является правом, а не обязанностью суда.

Пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Вместе с тем, исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, важности охраняемых государством бюджетных правоотношений, полагаю, что в данном случае нет оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения заявителя от административной ответственности.

Указанное правонарушение является формальным, поэтому наступление негативных последствий не требуется.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ выступают экономические интересы государства, выражающиеся в формировании достоверной бюджетной и статистической отчетности необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, заключается в представлении заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 15.15.6 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении должностного лица, ответственного за предоставление достоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, к своим должностным обязанностям.

При таких обстоятельствах, постановление врио начальника юридического отдела УФК по Курганской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным, отмене не подлежит, жалоба ФИО1 подлежит оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ,

решил:

Постановление врио начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Курганской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении главного бухгалтера ФКУ ИК-7 УФСИН России по Курганской области ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья О.Ю. Баязитова