ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-24/20 от 16.09.2020 Кусинского районного суда (Челябинская область)

Дело НОМЕР Мировой судья судебного участка НОМЕР Юдина И.В., дело НОМЕР

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

16 сентября 2020 года г. Куса

Судья Кусинского районного суда Челябинской области Андреева Н.В., при секретаре Кунакбаевой Л.Г.,

с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Горевой С.А. - Лукьяновой Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кусинского районного суда Челябинской области (456940, Челябинская область, г. Куса, ул. Советская, д. 20)

жалобу Горевой Светланы Александровны на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Кусинского района Челябинской области от ДАТА по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении Горевой Светланы Александровны, ДАТА рождения,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Кусинского района Челябинской области от ДАТА Горева С.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.

Не согласившись с постановлением мирового судьи, Горева С.А. обратилась в суд с жалобой, в которой просила постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

В обоснование жалобы Горева С.А. указала, что мировым судьей неправомерно сделан вывод о наличии в ее действиях вины. Постановление вынесено на основании протокола, составленного ДАТА главным инспектором контрольно-счетной палаты Челябинской области Ярославским Е.А. за искажение строки 190 «Итого по разделу I» по графам 6 «Бюджетная деятельность» и 8 «Итого» раздела «I Нефинансовые активы» баланса более чем на 10 процентов, или на 63,5 процента. Так как ею в ДАТА на счете НОМЕР «Непроизводственные активы» учтен земельный участок с кадастровым номером НОМЕР, кадастровой стоимостью <данные изъяты> тыс. руб. при отсутствии на то законных оснований - документа (свидетельства), подтверждающего право постоянного (бессрочного) пользования. В ходе рассмотрения административного дела судом исследованы представленные ею документы, подтверждающие право пользования земельным участком администрацией района, такие как: постановление главы Кусинского района от ДАТАНОМЕРа «О передаче в постоянное пользование земельного участка расположенного под административным зданием Муниципального образования Кусинский муниципальный район», на основании которого комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Кусинского района Челябинской области ДАТА выдано свидетельство на право собственности на землю. Тем не менее, судом ее доводы и доводы защитника были отклонены, в связи с тем, что администрация Кусинского муниципального района является самостоятельным юридическим лицом, вместе с тем, на момент проверки право собственности на спорный земельный участок было зарегистрировано за муниципальным образованием Кусинский муниципальный район. По мнению суда, управление, владение, пользование, распоряжение имуществом Кусинского муниципального района подлежит учету на балансе Управления земельными и имущественными отношениями (УЗиИО), а не на счете администрации Кусинского муниципального района. Вывод суда об учете спорного земельного участка при отсутствии на то законных оснований - документа (свидетельства), подтверждающего право постоянного (бессрочного) пользования, противоречат ст. 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (с изменениями и дополнениями), в которой говорится, что права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей.

В связи с чем, администрация Кусинского муниципального района (как правообладатель), обратилась с заявлением в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии для получения Выписки из ЕГРН, воспользовавшись своим правом, а не обязанностью, как отражено в постановлении по делу об административном правонарушении, при этом приложив документы: постановление Главы от ДАТА, свидетельство на право собственности на землю, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от ДАТА, свидетельство о постановке на учет юридического лица. Ни каких иных распорядительных документов администрацией Кусинского муниципального района не представлялось. Распоряжения от УЗиИО по вопросу передачи земельного участка администрации района не издавались. Кроме того, в постановлении отсутствуют данные о времени и месте совершения административного правонарушения, то есть судом не исследовались эти обстоятельства, хотя спорный земельный участок поставлен на счете НОМЕР «Непроизводственные активы» в ДАТА, что подтверждается оборотно-сальдовой ведомостью по счету НОМЕР за ДАТА. и балансом за ДАТА. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушении, в отношении которых установлена его вина (л.д. том 2 л.д. 28).

В судебном заседании Горева С.А. при надлежащем извещении участие не принимала, защитник Горевой С.А. - Лукьянова Т.М. доводы жалобы поддержала.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении в отношении Горевой С.А., главный инспектор Контрольно-счетной палаты Челябинской области Ярославский Е.А. в судебном заседании при надлежащем извещении участие не принимал, направил в суд письменные возражения на жалобу, в которых указал, что доводы жалобы не состоятельны, в действиях Горевой С.А. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением главы администрации Кусинского района Челябинской области от ДАТАНОМЕР передан в бессрочное (постоянное) пользование Муниципальному образованию Кусинский район земельный участок, под административным зданием, прилегающий к зданию администрации общей площадью <данные изъяты> кв.м. Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Кусинского района Челябинской области ДАТА выдано свидетельство на право собственности на землю. В дальнейшем земельному участку присвоен кадастровый НОМЕР. Согласно выписке из ЕГРН ДАТА правообладателем указанного земельного участка является муниципальное образование - Кусинский муниципальный район, что подтверждено по состоянию на ДАТА. Право собственности зарегистрировано в силу закона. Ограничение прав и обременение не зарегистрировано. По данным справочной информации по объектам недвижимости в режиме online, размещенной Росреестром в сети Интернет, ДАТА на земельный участок с кадастровым номером НОМЕР зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования за администрацией. Таким образом, до ДАТА земельный участок с кадастровым номером НОМЕР следовало учитывать в учете УЗиИО, в связи с тем, что права собственника в отношении имущества, находящегося в собственности Кусинского муниципального района осуществляет УЗиИО.

В протоколе об административном правонарушении отражено место совершения административного правонарушения и время совершения. В силу части 2 статьи 4.5 КоАП РФ совершенное Горевой С.А. административное правонарушение является длящимся, административное правонарушение выявлено в период проведения Контрольно-счетной палатой Челябинской области в срок с ДАТА по ДАТА контрольного мероприятия «Проверка годового отчета об исполнении бюджета Кусинского муниципального района» за 2019 год в Управлении финансов Кусинского муниципального района. В рамках которого, в период с ДАТА по ДАТА проведена встречная камеральная проверка в администрации. По результатам встречной камеральной проверки составлен Акт от ДАТАНОМЕР. Мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении надлежащим образом дана оценка малозначительности совершенного Горевой С.А. административного правонарушения, о чем в постановлении по делу об административном правонарушении от ДАТА сделаны соответствующие выводы (том 2 л.д.45-49).

Заслушав защитника Горевой С.А. - Лукьянову Т.М., исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно примечаниям к статье под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается в том числе, искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате более чем на 10 процентов.

Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицам, указанным в Земельном кодексе Российской Федерации (пункт 1 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа.

В соответствии с пунктом 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации - бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Частью 1 статьи 13 Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Согласно пункту 36 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (утв. Приказом Минфина Российской Федерации от 01.12.2010г. № 157н, далее Инструкция №157-н), принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.

К непроизведенным активам относятся объекты нефинансовых активов, не являющиеся продуктами производства, вещное право на которые должно быть закреплено в установленном порядке (земля, недра и пр.) за учреждением, используемые им в процессе своей деятельности (пункт 70 Инструкции № 157н).

Согласно пункту 71 Инструкции № 157н учет учреждениями земельных участков, используемых на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенных под объектами недвижимости), осуществляется на счете 10300 «Непроизведенные активы» на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по их кадастровой стоимости.

Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 23.01.2017 № 02-07-10/3362 в отношении земельных участков, права пользования которыми подлежат в соответствии с законодательством государственной регистрации, документом - основанием для принятия к учету непроизведенных активов (земельных участков) является свидетельство о государственной регистрации права или сделки.

В судебном заседании установлено, в соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты Челябинской области на ДАТА в период с ДАТА по ДАТА проведено контрольное мероприятие «Проверка годового отчета об исполнении бюджета Кусинского муниципального района» за ДАТА в Управлении финансов Кусинского муниципального района. В рамках контрольного мероприятия в период с ДАТА по ДАТА проведена встречная камеральная проверка в администрации Кусинского муниципального района. По результатам встречной камеральной проверки составлен Акт от ДАТА. НОМЕР (том 1 л.д.13-15).

В ходе проверки установлено, что постановлением главы администрации Кусинского района Челябинской области от ДАТАНОМЕРа «О передаче в постоянное пользование земельного участка, расположенного под административным зданием муниципального образования Кусинского района» передан в бессрочное (постоянное) пользование Муниципальному образованию Кусинский район земельный участок, под административным зданием, прилегающий к зданию администрации общей площадью <данные изъяты> кв. метра. Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Кусинского района Челябинской области ДАТА выдано свидетельство на право собственности на землю. Согласно названному свидетельству муниципальное образование Кусинский район приобретает право бессрочного (постоянного) пользования на земельный участок с кадастровым номером НОМЕР по адресу: АДРЕС. В дальнейшем земельном участку присвоен кадастровый НОМЕР. ДАТА на основании пункта 3 статьи 3.1. Закона №137-ФЗ на указанный земельный участок зарегистрировано право собственности, правообладатель – Кусинский муниципальный район. Право собственности на земельный участок за муниципальным образованием – Кусинский муниципальный район подтверждено выписками из ЕГРН по состоянию на ДАТА. По состоянию на ДАТА согласно выписке из ЕГРН, правообладателем указанного земельного участка является муниципальное образование – Кусинский муниципальный район, зарегистрировано право постоянного(бессрочного)пользования земельным участком. Уполномоченным органом земельный участок в постоянное(бессрочное) пользование администрации не передавался. В нарушение установленных требований администрацией земельный участок учтен на счете НОМЕР «Непроизводственные активы», кадастровой стоимостью <данные изъяты> тыс.руб. при отсутствии на то законных оснований – документа (свидетельства), подтверждающего право постоянного(бессрочного)пользования (т. 1, л.д. 115-119).

По результатам проверки в отношении должностного лица – начальника отдела бухгалтерского учета администрации Кусинского муниципального района Горевой С.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому в нарушение требований пункта 2 статьи 264.1 БК РФ, части 1 статьи 13 Закона № 402-ФЗ, пунктов 36, 70, 71 Инструкции № 157н, Горевой С.А. ДАТА на счете НОМЕР «Непроизведенные активы» учтен земельный участок с кадастровым номером НОМЕР при отсутствии на то законных оснований - документа (свидетельства), подтверждающего право постоянного (бессрочного) пользования, кадастровой стоимостью <данные изъяты> тыс. рублей. На ДАТА строка 190 «Итого по разделу I» по графам «Бюджетная деятельность» и 8 «Итого» раздела «I Нефинансовые активы» Баланса (ф. 0503130) искажена более чем на 10 процентов, или на 63,5 процента (<данные изъяты>) (т.1, л.д.3-6).

Мировым судьей действия Горевой С.А., выразившиеся в том, что она на ДАТА исказила строку 190 «Итого по разделу I» по графам 6 «Бюджетная деятельность» и 8 «Итого» раздела «I Нефинансовые активы» Баланса (ф. 0503130) более чем на 10 процентов, или на 63,5 процента, квалифицированы по части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При принятии постановления мировым судьей сделан вывод о неправомерности учета на счете НОМЕР «Непроизведенные активы» земельного участка с кадастровым номером НОМЕР при отсутствии на то законных оснований - документа (свидетельства), подтверждающего право постоянного (бессрочного) пользования, кадастровой стоимостью 5 430,7 тыс. рублей.

С данным выводом согласиться нельзя по следующим основаниям.

В силу пункта 3 статьи 3.1. Федерального закона №137 – ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.

Из реестрового дела на объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером НОМЕР по адресу: АДРЕС (том 2 л.д. 119-136) следует, что ДАТА законный представитель администрации Кусинского муниципального района обратился в Кусинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о регистрации ранее возникшего, до ДАТА, права собственности на земельный участок, осуществляемой по желанию правообладателя.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДАТА, ДАТА право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: АДРЕС с кадастровым номером 74:14:0101003:3, вид разрешенного использования под общественную застройку ДАТА зарегистрировано за муниципальным образованием – Кусинский муниципальный район, основания регистрации - пункт 3 статьи 3.1. Федерального закона НОМЕР – ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (том 1 л.д.120, 121).

ДАТА законный представитель администрации Кусинского муниципального района обратился в Кусинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, находящийся в муниципальной собственности по адресу: АДРЕС, приложив постановление главы администрации Кусинского района НОМЕР от ДАТА «О передаче в постоянное пользование земельного участка, расположенного под административным зданием муниципального образования Кусинского района», свидетельство на право собственности на землю НОМЕР от ДАТА.

На основании указанных документов ДАТА проведена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок по адресу: АДРЕС, кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб. за администрацией Кусинского муниципального района (том 1 л.д.146).

Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что должностное лицо - начальник отдела бухгалтерского учета администрации Кусинского муниципального района Горева С.А. в соответствии с требованиями пунктов 36,70,71 Инструкции № 157н произвела учет земельного участка по адресу: АДРЕС, используемого администрацией Кусинского муниципального района на праве постоянного (бессрочного) пользования, расположенного под зданием администрации Кусинского муниципального района на счете <данные изъяты> «Непроизведенные активы» на основании надлежащих документов: постановления главы администрации Кусинского района НОМЕР от ДАТА и свидетельства на право собственности на землю (право постоянного(бессрочного) пользования) НОМЕР от ДАТА, подтверждающих право постоянного(бессрочного) пользования земельным участком, по его кадастровой стоимости. Строки баланса не искажены, событие административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствует.

Жалоба Горевой С.А. подлежит удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка №1 от ДАТА, вынесенное в отношении Горевой С.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу Горевой Светланы Александровны удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Кусинского района Челябинской области от ДАТА по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении Горевой Светланы Александровны, ДАТА рождения отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Н.В. Андреева