ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-24/20 от 28.02.2020 Приволжского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

«28» февраля 2020 года с. Началово

Судья Приволжского районного суда Астраханской области Мернов Н.В., рассмотрев административное дело по жалобе АО «Газпром газораспределение Астрахань» на постановление зам. начальника ЦАФАПОДД ГИБДД УМВД России по Астраханской области ФИО1 (УИН) от ДД.ММ.ГГГГ о наложении административного наказания в виде административного штрафа по ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ в отношении АО «Газпром газораспределение Астрахань»,

УСТАНОВИЛ:

вышеуказанным постановлением АО «Газпром газораспределение Астрахань» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 руб.

В жалобе заявитель ставит вопрос об отмене указанного постановления, считая его незаконным, поскольку отсутствует событие вменяемого административного правонарушения, отсутствуют доказательства нарушения АО «Газпром газораспределение Астрахань» п. 23.5 ПДД РФ.

В судебном заседании защитник АО «Газпром газораспределение Астрахань» ФИО2 доводы жалобы поддержал, по основаниям, изложенным в ней и в письменных объяснениях.

Выслушав защитника, исследовав материалы дела, нахожу обжалуемое постановление подлежащим отмене по следующим основаниям.

Разрешая дело, должностное лицо пришло к выводу о виновности АО «Газпром газораспределение Астрахань» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ, поскольку оно является собственником транспортного средства – автомобиля марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , которое ДД.ММ.ГГГГ в 15:23:20 по адресу: <адрес> в нарушение п. 23.5 ПДД РФ, ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», двигалось без специального разрешения с осевой нагрузкой 7,8 т на ось № 3, при предельно допустимой осевой нагрузке 7,5 т (расхождение + 4,00%, при этом предельно допустимый параметр установлен приложениями к Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждёнными постановлением Правительства РФ № 272 от 15.04.2011 (акт «Измерения и проверки параметров автотранспортных средств» от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности), движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину не более 10 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину не более 10 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 2, но не более 10 процентов - влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере ста пятидесяти тысяч рублей.

В силу п. 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 (далее - Правила дорожного движения), перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.

На основании ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ, к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

В силу ч. ч. 1 и 3 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.

Согласно примечанию к ст. 1.5 КоАП РФ, положение ч. 3 ст. 1.5 не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Доказательствами, подтверждающими факт нахождения транспортного средства во владении (пользовании) другого лица, могут, в частности, являться доверенность на право управления транспортным средством другим лицом, полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в котором имеется запись о допуске к управлению данным транспортным средством такого лица, договор аренды или лизинга транспортного средства, показания свидетелей и (или) лица, непосредственно управлявшего транспортным средством в момент фиксации административного правонарушения. Указанные, а также иные доказательства, не имеют заранее установленной силы и при осуществлении производства по делу должны быть исследованы и оценены по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ, в совокупности (п. 1.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит запрета на представление доказательств на любой стадии производства по делу об административном правонарушении.

В соответствии с ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2017 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном названным Федеральным законом.

Разрешенная максимальная масса устанавливается заводом-изготовителем транспортного средства (указывается в ПТС). Она обусловлена технической возможностью транспортного средства безопасно перемещаться по дорогам общего пользования.

Допустимая масса транспортного средства – это максимально допустимая величина полной массы транспортного средства, которая зависит от вида транспортного средства и количества установленных осей.

Допустимые массы одиночных автомобилей и автопоездов седельных и прицепных указаны в Приложении № 1 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом на которые ссылается должностное лицо. Значения допустимых масс указаны в таблице к Приложению 1 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом.

Допустимые осевые нагрузки транспортных средств указаны в Приложении № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом. Значения допустимых масс указаны в таблице к Приложению 2 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом.

В соответствии с п. 19 Приказа Министерства транспорта РФ № 119 от 29.03.2018, при осуществлении весогабаритного контроля допускается неравномерное распределение осевых нагрузок в группе осей в соответствии с нормами, установленными примечаниями к приложению № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом. При этом в случае отсутствия превышения суммарной нагрузки на группу осей:

- превышение допустимой осевой нагрузки отсутствует, если нагрузка на наиболее нагруженную ось не превышает допустимую нагрузку на соответствующую (односкатную или двускатную) одиночную ось;

- выбор соответствующей (односкатной или двускатной) одиночной оси осуществляется способом прямого сопоставления (если максимально нагруженная ось группы осей - двускатная, то она сопоставляется с соответствующей двускатной одиночной осью независимо от наличия в группе сближенных осей одиночной оси);

- превышение допустимой осевой нагрузки фиксируется, если нагрузка на наиболее нагруженную ось превышает допустимую нагрузку на соответствующую (односкатную или двускатную) одиночную ось. При этом процент превышения определяется как соотношение нагрузки на наиболее нагруженную ось к допустимой нагрузке на соответствующую (односкатную или двускатную) одиночную ось.

Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 8 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В силу ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических и юридических лиц.

В соответствии с ч. 18 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 № 767 утверждены Правила классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог.

Согласно названным Правилам, автомобильные дороги по условиям движения и доступа к ним разделяются на следующие классы: а) автомагистраль; б) скоростная автомобильная дорога; в) обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога) (п. 2).

Для автомобильной дороги класса «автомагистраль» устанавливается IА категория.

Для автомобильной дороги класса «скоростная автомобильная дорога» устанавливается IБ категория.

Для автомобильной дороги класса «обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога)» могут устанавливаться IВ, II, III, IV и V категории.

Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным характеристикам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от: а) общего числа полос движения; б) ширины полосы движения; в) ширины обочины; г) наличия и ширины разделительной полосы; д) типа пересечения с автомобильной дорогой и доступа к автомобильной дороге (п. 4 Правил).

Отнесение эксплуатируемых автомобильных дорог к категориям автомобильных дорог осуществляется в соответствии с основными показателями транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог согласно приложению (п. 5 Правил).

В п. 4.5 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» указано, что для целей настоящего стандарта: категории дорог приняты в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации».

Классификация и отнесение автомобильной дороги к категории автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в отношении автомобильной дороги местного значения органом местного самоуправления (подп. «г» п. 6 Правил).

Таким образом, перед принятием решения о привлечении АО «Газпром газораспределение Астрахань» к административной ответственности должностному лицу следовало классифицировать и отнести а/д «Восточный обход <адрес> от автодороги <адрес>» к категории автомобильной дороги.

Принимая во внимание параметры элементов автомобильной дороги, приведённые в Приложении к Правилам классификации автомобильных дорог в РФ и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, а/д «<адрес> относима к автомобильной дороге класса «обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога)» II категории.

В рамках рассмотрения жалобы АО «Газпром газораспределение Астрахань», во исполнение указанной нормы и в целях проверки обоснованности доводов заявителя в адрес первого заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области ФИО4 был направлен запрос, о предоставлении копий: инвентарной карточки а/д «<адрес>; документов, подтверждающих нормативную (расчётную) нагрузку (в тоннах) на ось колесного транспорта для данной автодороги, с указанием нормативного правового акта, установившего нормативную (расчётную) нагрузку на ось колесного транспорта; документов, подтверждающих проведение лабораторного контроля места установки системы весогабаритного контроля – км. 7+300 автодороги.

В письме первого заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ в ответ на запрос, указано, что автомобильная дорога общего пользования регионального значения <адрес> согласно инвентарной карточке построена и введена в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ. До ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п. 4.2 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» (утверждены постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 17.12.1985 № 233, введены в действие 01.01.1987) нагрузка на одиночную наиболее нагруженную ось двухосного автомобиля для расчёта прочности дорожных одежд, а также проверки устойчивости земляного полотна для дорог 1 - 4 категорий принимались равной 10 кН (10 тс). В связи с этим нормативная осевая нагрузка на данной автомобильной дороге принята равной 10 тоннам на ось транспортного средства.

Дополнительно в письме сообщено, что рубеж весогабаритного контроля (ВГК) введён в эксплуатацию 26.02.2018, требований на проведение лабораторного контроля места установки ВГК, действовавшим на тот момент Приказом Минтранса РФ от 27.04.2011 № 125 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств», не предусматривалось.

Вместе с тем, постановлением Минстроя Астраханской области № 9 от 12.03.2019 «О введении временного ограничения движения по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Астраханской области в 2019 году в весенний период» в соответствии с Постановлением Правительства Астраханской области от 16.03.2012 № 86-П «О Порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения в Астраханской области», в период с 25.03.2019 по 23.04.2019 вводилось временное ограничение движения транспортных средств, с грузом или без груза, следующих по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Астраханской области с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на ось, в частности, свыше 10 тонн по автомобильным дорогам согласно приложению № 1 к настоящему Постановлению.

В Приложении № 1 к данному Постановлению приведён Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Астраханской области с превышением допустимой нагрузки на ось свыше 10,0 тонн, где в п/п 4 Перечня указана автомобильная дорога «Восточный обход г. Астрахани от автодороги <адрес> (идентификационный номер - 205) с местом расположения – <адрес>

Таким образом, <адрес> где установлен рубеж весогабаритного контроля, входит в описанный в Приложении № 1 участок приведённой выше автомобильной дороги.

По смыслу Постановления Минстроя Астраханской области № 9 от 12.03.2019, на период весеннего паводка с 25.03.2019 по 23.04.2019 вводилось временное ограничение движения транспортных средств, с грузом или без груза, следующих по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Астраханской области с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на ось, в частности, свыше 10 тонн, среди прочих, по автомобильной дороге «Восточный обход <адрес> от автодороги Астрахань - Красный Яр до автодороги Астрахань – Зеленга».

Исходя из смысла и содержания данного постановления, в другой период времени движение транспортных средств, с грузом или без груза, следующих по автомобильной дороге общего пользования регионального значения <адрес>», допускалось свыше 10 тонн, следовательно, автомобиль марки <данные изъяты> на шасси , государственный регистрационный знак регион, принадлежащий АО «Газпром газораспределение Астрахань», ДД.ММ.ГГГГ в 15:23:20 не превысил допустимых значений по массе и нагрузкам на оси, из чего следует, что он мог передвигаться по данной автомобильной дороге без специального разрешения.

Кроме этого, принимается во внимание, что на указанной автомобильной дороге запрет для движения транспортных средств, превышающих 10 тонн, должным образом не выражен, соответствующая информация, в том числе дорожные знаки об этом, не имеются.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Вывод о вине лица в совершении административного правонарушения должен быть основан на достоверных доказательствах.

Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Сомнения в виновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, признаются неустранимыми, когда собранные по делу доказательства не позволяют сделать однозначный вывод о виновности или невиновности лица, а представляемые законом средства и способы собирания доказательств исчерпаны.

На основании изложенного, считаю, что в действиях АО «Газпром газораспределение Астрахань» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах постановление (УИН) от ДД.ММ.ГГГГ о наложении административного наказания в виде административного штрафа по ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ в отношении АО «Газпром газораспределение Астрахань», подлежит отмене, а производство по нему, прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

жалобу АО «Газпром газораспределение Астрахань» на постановление зам. начальника ЦАФАПОДД ГИБДД УМВД России по Астраханской области ФИО1 (УИН) от ДД.ММ.ГГГГ о наложении административного наказания в виде административного штрафа по ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ в отношении АО «Газпром газораспределение Астрахань», удовлетворить.

Постановление зам. начальника ЦАФАПОДД ГИБДД УМВД России по Астраханской области ФИО1 (УИН) от ДД.ММ.ГГГГ о наложении административного наказания в виде административного штрафа по ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ в отношении АО «Газпром газораспределение Астрахань», отменить.

Прекратить в отношении АО «Газпром газораспределение Астрахань» производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава вмененного административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 суток со дня его вручения или получения копии.

СУДЬЯ Н.В. Мернов