Дело № 12-24/2016РЕШЕНИЕпо делу об административном правонарушении
г. Тюмень 03 февраля 2016 г.
Судья Тюменского областного суда Левина Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Д.Г.В. в лице защитника К.Э.Р. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 19 января 2016 г. по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л:
<.......> около 11 часов 40 минут старшим инспектором ОИК УФМС России по Тюменской области З.Р.В. составлен протокол <.......> об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Республики <.......>Д.Г.В., из которого следует, что <.......> около 11 часов 40 минут по адресу: г. Тюмень, <.......>, сотрудниками отдела иммиграционного контроля УФМС России по Тюменской области был установлен гражданин <.......>Д.Г.В., который со <.......> пребывает в Российской Федерации с нарушением режима пребывания (проживания), при отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации. В результате этого, указывается в протоколе, Д.Г.В. были нарушены части 1, 2 ст.5, ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ст.25.10 Федерального закона № 114-ФЗ от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», за что частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
<.......> протокол об административном правонарушении и другие материалы направлены для рассмотрения в Ленинский районный суд г. Тюмени.
Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 19 января 2016 г. Д.Г.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2500 рублей с принудительным выдворением за пределы Российской Федерации. Постановлено, что до выдворения Д.Г.В. содержать в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан УФМС России по Тюменской области. Приостановить исполнение постановления в отношении Д.Г.В. в части административного выдворения за пределы Российской Федерации до решения вопроса в порядке уголовного судопроизводства.
С постановлением судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 19 января 2016 г. не согласен защитник Д.Г.В. – К.Э.Р. В жалобе просит постановление отменить.
Учитывая, что о времени и месте рассмотрения жалобы Д.Г.В. извещён надлежащим образом, что подтверждается телефонограммой, полагаю возможным рассмотреть жалобу Д.Г.В. в его отсутствие.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изучив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании объяснения защитника Д.Г.В. – К.Э.Р., настаивавшего на удовлетворении жалобы, объяснения представителя УФМС России по Тюменской области Б.А.В., возражавшего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.
Часть 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – также КоАП РФ) предусматривает административную ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
В силу ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Согласно ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин, не имеющий документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также уклоняющийся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, является незаконно находящимся на территории Российской Федерации и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации, обязан при себе иметь документ, удостоверяющий личность, а также документ, подтверждающий право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Как установлено судом, Д.Г.В. является гражданином Республики Грузия, что подтверждается справкой Управления ФМС России по Тюменской области от <.......> (л.д.6), копией свидетельства о рождении (л.д.8), объяснением Д.Г.В. (л.д.5).
Из материалов дела следует, что <.......> около 11 часов 40 минут по адресу: г. Тюмень, <.......>, сотрудниками отдела иммиграционного контроля УФМС России по Тюменской области был установлен гражданин <.......>Д.Г.В., который прибыл в Российскую Федерацию <.......> на основании однократной визы, на срок временного пребывания до <.......>, с <.......> пребывает в Российской Федерации с нарушением режима пребывания (проживания), при отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, пребывает в Российской Федерации с паспортом, срок действия которого истек <.......>
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: рапортом старшего инспектора ОИК УФМС России по Тюменской области от <.......>, справкой для удостоверения личности в суде, копией паспорта гражданина Республики Грузия, копией свидетельства о рождении, копией требования, справкой УФМС России по Тюменской области от <.......>, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Учитывая, что доказательств законности пребывания на территории Российской Федерации не представлено, судья районного суда пришел к правильному выводу о наличии в действиях Д.Г.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе производства по делу об административном правонарушении процессуальные требования, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушены. Получение объяснений, составление протокола об административном правонарушении, рассмотрение дела осуществлялись с соблюдением процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Д.Г.В. в установленном законом порядке были разъяснены права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ, а также положения ст.51 Конституции Российской Федерации.
Те обстоятельства, что на территории Российской Федерации проживают мать, отец и сестра, являющиеся гражданами России, с которым он желает проживать совместно, не влечет отмену судебного постановления по следующим основаниям.
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04 ноября 1950 года), признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни и не допуская вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, не препятствует государству контролировать въезд иностранных граждан, а также пребывание их на своей территории. В связи с этим, положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04 ноября 1950 года) невозможно рассматривать, как возлагающие на государство общую обязанность уважать выбор членами одной семьи страны совместного проживания и разрешать воссоединение членов семьи на своей территории.
Указанная Конвенция не гарантирует иностранным гражданам право въезжать в определенную страну, проживать в ней и не быть высланными, поскольку на государстве лежит обязанность обеспечения публичного порядка, в частности, выдворение иностранных граждан, незаконно находящихся на территории государства, является важным средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений иммиграционного закона.
Сведений о наличии у Д.Г.В. устойчивых семейных отношений с гражданами Российской Федерации, препятствующих его выдворению из Российской Федерации, ни при составлении протокола об административном правонарушении, ни при рассмотрении дела представлено не было, на что указано судом в обжалуемом акте.
Санкция ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает назначение административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, как основного, а не дополнительного, наказания, наряду с наказанием в виде административного штрафа. Нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривают возможности назначения в данном случае административного наказания, не предусмотренного санкцией конкретной статьи, или не назначение наказания, предусмотренного санкцией конкретной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, принимается во внимание и то, что миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен не только на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, но и на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Д.Г.В. длительное время пребывает на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, из материалов дела не усматривается принятие им мер к тому, чтобы узаконить свое нахождение на территории Российской Федерации. Содержащиеся в материалах данные о личности Д.Г.В. свидетельствуют о том, что ранее он привлекался к уголовной ответственности.
В связи с этим наказание в виде штрафа и выдворения за пределы Российской Федерации назначено Д.Г.В. судом обоснованно.
Вместе с тем назначенное судом Д.Г.В. принудительное выдворение за пределы Российской Федерации нельзя признать правильным, основанным на обстоятельствах дела.
При рассмотрении дела установлено, что вступившим в законную силу <.......> приговором <.......> суда <.......> от <.......>, Д.Г.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного <.......> УК РФ и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года. В приговоре указано, что в соответствии со ст. 73 УК РФ, наказание считать условным, с испытательным сроком в 2 года, обязать Д.Г.В. не менять место жительства в г. Тюмени без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, периодически являться в указанный орган для регистрации в дни, установленные данным органом. Зачесть в срок наказания время содержания под стражей с <.......> по <.......> (включительно).
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» выезд из Российской Федерации иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть ограничен в случаях, если они осуждены за совершение преступления на территории Российской Федерации, - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания, за исключением иностранных граждан или лиц без гражданства, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, в случае отсутствия у них в соответствии с решением суда материальных обязательств перед потерпевшей стороной.
С учетом вышеназванного приговора суд пришел к обоснованному выводу о необходимости приостановления исполнения постановления в части административного выдворении за пределы Российской Федерации до решения вопроса об исполнении приговора <.......> суда <.......>.
Однако, исполнение решения суда о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации при наличии приговора <.......> суда <.......> от <.......>, возлагающего на Д.Г.В. обязанность не менять место жительства в г. Тюмени без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, периодически являться в указанный орган для регистрации в дни, установленные данным органом, исключает возможность исполнения названного приговора.
Содержание Д.Г.В. в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан УФМС России по Тюменской области до исполнения приговора <.......> суда <.......> также не согласуется с порядком исполнения постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан, установленным статьей 32.10. КоАП РФ.
При таких обстоятельствах полагаю, постановление суда подлежит изменению в части назначения вида административного выдворения, подлежащего применению к Д.Г.В. Ему надлежит назначить наказание в виде административного штрафа в размере <.......> рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации путем контролируемого самостоятельного выезда.
Исполнение постановления в отношении Д.Г.В. в части административного выдворения за пределы Российской Федерации следует приостановить до исполнения приговора <.......> суда <.......> от <.......>
Контроль за исполнением постановления об административном выдворении Д.Г.В. за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации возложить на УФМС России по Тюменской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1, 30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Постановление судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 19 января 2016 г. изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
Гражданина Республики Грузия Д.Г.В., <.......> года рождения, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1. статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере <.......> рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации путем контролируемого самостоятельного выезда.
Приостановить исполнение постановления в отношении Д.Г.В. в части административного выдворения за пределы Российской Федерации до исполнения приговора <.......> суда <.......> от <.......>
Контроль за исполнением постановления об административном выдворении Д.Г.В. за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации возложить на УФМС России по Тюменской области.
Д.Г.В., <.......> года рождения, из специального учреждения временного содержания иностранных граждан УФМС России по Тюменской области освободить немедленно.
Судья Тюменского областного суда Н.В. Левина