Дело № 12-24/2017
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении и решение вышестоящего должностного лица
05 июня 2017 года г. Куса
Судья Кусинского районного суда Челябинской области Андреева Н.В., при секретаре Кунакбаевой Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кусинского районного суда Челябинской области (456940,<...>) жалобу председателя Собрания депутатов Кусинского муниципального района на решение заместителя руководителя государственной инспекции труда в Челябинской области – заместителя главного государственного инспектора труда в Челябинской области ФИО1 от ДАТА, постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО2 от ДАТА по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - Собрания депутатов Кусинского муниципального района,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением по делу об административном правонарушении НОМЕР, вынесенным Главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО2 от ДАТА юридическое лицо - Собрание депутатов Кусинского муниципального района признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Челябинской области - заместителем Главного государственного инспектора труда в Челябинской области ФИО1 от ДАТА, принятое по жалобе на это постановление, постановление по делу об административном правонарушении НОМЕР оставлено без изменения.
Председатель Собрания депутатов Кусинского муниципального района с принятыми актами не согласился, обратился в Кусинский районный суд с жалобой, в которой просит отменить постановление по делу об административном правонарушении, решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление, производство по делу прекратить.
В обосновании жалобы указано, постановление о назначении административного наказания принято на основании акта о результатах проверки соблюдения трудового законодательства НОМЕР от ДАТА, протокола об административном правонарушении НОМЕР от ДАТА, предписания НОМЕР от ДАТА. Собрание депутатов Кусинского муниципального района считает незаконным, необоснованным, несправедливым привлечение юридического лица к административной ответственности, поскольку вина юридического лица не доказана, имеется вина конкретного должностного лица (л.д. 3).
В судебное заседание председатель Собрания депутатов Кусинского муниципального района ФИО3 не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен своевременно и надлежащим образом.
Защитник юридического лица ФИО4, действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала по основаниям, изложенным выше, дополнив, что в нарушении трудового законодательства имеется вина должностного лица - ФИО Кроме неё никто не мог выдать заработную плату, трудовую книжку. В решении по жалобе вышестоящего должностного лица не отражены доводы, изложенные участвующим в рассмотрении жалобы представителем Собрания депутатов Кусинского муниципального района.
Главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Челябинской области, заместитель Главного государственного инспектора труда в Челябинской области при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принимали, об уважительных причинах неявки суд не уведомили, не просили о рассмотрении жалобы в своё отсутствие.
Заслушав защитника юридического лица, исследовав материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, а также разрешение его в соответствии с законом.
В силу части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо, не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В силу части 1 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.
Согласно части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статей 5.27.1 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 140 Трудового кодекса Российской Федерации при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.
Согласно статье 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, ДАТА Собранием депутатов Кусинского муниципального района принято решение НОМЕР об освобождении ФИО от должности председателя Совета депутатов Кусинского муниципального района (л.д.23).
ДАТАФИО. обратилась к руководителю Государственной инспекции труда в Челябинской области с заявлением о проведении проверки соблюдения трудового законодательства в отношении неё юридическим лицом – Собранием депутатов Кусинского муниципального района (л.д.21).
ДАТА заместителем руководителя Государственной инспекции труда - заместителем Главного государственного инспектора труда ФИО принято распоряжение о проведении внеплановой документальной проверки в отношении юридического лица - Собрания депутатов Кусинского муниципального района с целью осуществления государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в связи с поступившим ДАТА обращением (л.д.25-26).
В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований трудового законодательства, а именно расчет при увольнении ФИО был выплачен с нарушением сроков, установленных трудовым законодательством; трудовая книжка возвращена с нарушением сроков, о чем составлен акт (л.д. 70).
Справкой от ДАТА подтверждается, что окончательный расчет с ФИО был произведен ДАТА (л.д.23 об.), сведениями из журнала подтверждается, что трудовая книжка выдана ФИО - ДАТА (л.д.24).
Решением Кусинского районного суда от ДАТА, вступившем в законную силу, установлены нарушения трудовых прав ФИО в том числе вызванные задержкой выдачи трудовой книжки (л.д.29-41).
ДАТАФИО - председателю Собрания депутатов Кусинского муниципального района выдано предписание о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушениях трудового законодательства, в срок до ДАТА (л.д. 71).
ДАТА в отношении юридического лица - Собрания депутатов Кусинского муниципального района составлен протокол НОМЕР об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.72-73), Главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО2 вынесено постановление о назначении административного наказания (л.д.74-75). ДАТА заместителем руководителя Государственной инспекции труда в Челябинской области - заместителем Главного государственного инспектора труда в Челябинской области ФИО1 принято решение по жалобе на постановление, которым постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, а жалоба Собрания депутатов Кусинского муниципального района - без удовлетворения (л.д. 76-78).
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и виновность юридического лица подтверждены материалами дела об административном правонарушении, приведенными в решении выше.
Доводы жалобы об отсутствие вины юридического лица в совершении правонарушения не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства, свидетельствующие о том, что у юридического лица отсутствовала возможность для соблюдения норм трудового законодательства, им были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, суду не представлено.
Доводы защитника юридического лица, изложенные в судебном заседании о наличии особого статуса у юридического лица, как представительного коллегиального органа местного самоуправления, имеющего одно должностное лицо – председателя Собрания депутатов, которое при отстранении его от должности должно было выдать себе трудовую книжку и выплатить заработную плату, судом отклоняются.
Согласно статье 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.
Собрание депутатов Кусинского муниципального района, принимая решение об освобождения от должности председателя Собрания депутатов Кусинского муниципального района, должно было принять меры к соблюдению норм трудового законодательства в отношении него.
Согласно статье 22 Устава Кусинского муниципального района заместитель председателя Собрания депутатов в случае досрочного прекращения полномочий председателя Совета депутатов исполняет его обязанности (л.д.46 ).
В соответствии с частью 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не привлечение конкретных должностных лиц, по вине которых было совершено правонарушение, не освобождает от административной ответственности юридическое лицо.
Административное наказание назначено юридическому лицу в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом общих правил назначения наказания, в размере, установленном санкцией части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении приято надлежащим вышестоящим должностным лицом, в нем отражены сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29. 10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Выводы об отсутствии поводов для восстановления сроков обжалования постановления не влияют на принятое решение, поскольку жалоба Собрания депутатов Кусинского муниципального района рассмотрена по существу.
Основания для отмены постановления Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области от ДАТА о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Собрания депутатов Кусинского муниципального района, решения вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление, не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу председателя Собрания депутатов Кусинского муниципального района на решение заместителя руководителя государственной инспекции труда в Челябинской области – заместителя главного государственного инспектора труда в Челябинской области ФИО1 от ДАТА, постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО2 от ДАТА по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Собрания депутатов Кусинского муниципального района, оставить без изменения, а жалобу председателя Собрания депутатов Кусинского муниципального района - без удовлетворения.
Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Кусинский районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий Н.В. Андреева