ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-24/2017 от 17.05.2017 Тобольского районного суда (Тюменская область)

№ 12-24/2017

РЕШЕНИЕ

г. Тобольск 17 мая 2017 года

Судья Тобольского районного суда Тюменской области Киселева С.Ф., при секретаре Оганесян Л.А.,

с участием представителя ООО «Стройтранс» ФИО1, действующего на основании доверенности ДД.ММ.ГГГГ года,

представителя Департамента лесного комплекса Тюменской области ФИО2, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Стройтранс» в лице представителя ФИО1, <данные изъяты> на постановление заместителя начальника Тобольского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника Тобольского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Стройтранс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением ООО «Стройтранс» обратилось в суд с жалобой на указанное постановление, которое просят признать незаконным и отменить, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что в рамках заключенного договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ лесного участка / и проекта освоения лесов, они осуществляли использование лесов в Тобольском районе, во исполнение договора, в ДД.ММ.ГГГГ году произвели посадку лесных культур (саженцев) на вырубленных площадях в квартале <данные изъяты> (выделы <данные изъяты>) Иртышского лесничества. Ежегодно проводился уход за лесными культурами с целью создания и поддержания благоприятных условий для роста саженцев. Однако, в ДД.ММ.ГГГГ году в связи с высоким уровнем воды в реках, произошло подтопление площадей лесных культур и как следствие, заболачивание, в результате чего, произошла частичная гибель саженцев. Весной ДД.ММ.ГГГГ года был проведен уход за оставшимися саженцами, однако, лесничеством данные работы не были приняты, так как планировалось списание этих посадок в связи с вымоканием и гибелью. Гибель саженцев произошла по естественным причинам, а не по вине заявителя. В ДД.ММ.ГГГГ года от Департамента лесного комплекса поступило письмо о расторжении договора аренды с ДД.ММ.ГГГГ, после чего, в принятии лесной декларации на право вырубки было отказано. В ДД.ММ.ГГГГ года лесничеством в одностороннем порядке в нарушение норм лесного законодательства была произведена инвентаризация площадей, при этом ООО «Стройтранс» не было извещено о времени и месте данного мероприятия, не могли отразить свое несогласие и внести замечания. Считают, гибель саженцев произошла не по их вине, составление актов в одностороннем порядке работниками лесной охраны без возможности объяснения нарушает требование действующего законодательства, полагают, что его нельзя считать доказательством их вины. Кроме того, нарушен ФЗ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В судебном заседании представитель ООО «Стройтранс» ФИО1 поддержал жалобу по изложенным в ней основаниям, в судебном заседании показал, что договор аренды расторгнут ДД.ММ.ГГГГ в одностороннем порядке, культуры погибли не по вине ООО «Стройтранс», мероприятия по восстановлению лесов проводились, саженцы погибли по независящим причинам. В постановлении указан выдел <данные изъяты> кварталы <данные изъяты> и <данные изъяты>, по договору кварталы <данные изъяты>, <данные изъяты> об изменении адреса, Общество не уведомлялось.

Представитель ГКУ ТО «Тюменьлес» <данные изъяты>., возражал против удовлетворения жалобы, в судебном заседании показал, что выдел один, номера кварталов разные, поскольку в <данные изъяты> году происходило лесоустройство, однако это одни и те же кварталы, которые были предоставлены. В <данные изъяты> года ООО «Стройтранс» отчет лесопользования не представил. Участки списываются после осенней инвентаризации, которая проводится комиссией. Считает доводы не обоснованными, тип леса не предусматривает заболачивание, Обществу были предоставлены участки леса для сплошной рубки, для заготовки древесины.

Заслушав доводы представителя ФИО1 в поддержание жалобы, возражения представителя ФИО2 изучив материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Постановлением заместителя начальника Тобольского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Стройтранс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.27 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей за то, что ДД.ММ.ГГГГ в результате проведенной инвентаризации лесных культур, созданных в ДД.ММ.ГГГГ году арендатором ООО «Стройтранс» в Иртышском лесничестве квартал <данные изъяты> выдел <данные изъяты> площадь <данные изъяты> га, квартал <данные изъяты> выдел <данные изъяты> площадью <данные изъяты> га, установлена гибель лесных культур в результате отсутствия или некачественного ухода за ними. Факт создания лесных культур на участках лесного фонда квартал <данные изъяты> выдел <данные изъяты>, <данные изъяты>, переданных в аренду ООО «Стройтранс» в Иртышском лесничестве подтверждается актами технической приемки участка <данные изъяты> года выполнения технологической операции-посадка лесных культур, в которых указано соответствие посадки запроектированным параметрам операции, выполненной ручным способом по меч ФИО4 в <данные изъяты> года стандартными двухлетними сеянцами сосны, подписана комиссией. Проектом искусственного лесовосстановления создание лесных культур пунктом 18 проекта искусственного лесовосстановления предусмотрено проведение трехкратного агротехнического ухода в ДД.ММ.ГГГГ году, арендатор не проводил агротехнический уход за лесными культурами в квартале <данные изъяты> выдел <данные изъяты>. Не выполнение обязательств по договору и проекта освоения лесов, которыми предусмотрено, что Арендатор должен провести мероприятия по лесовосстановлению: создание лесных культур, уход за ними.

В соответствии с п. 8 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, законность и обоснованность вынесенного постановления…

Статьей 8.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению.

Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства, которое состоит как в невыполнении предусмотренных договором, иными документами лесовосстановительных работ, так и в проведении их в неустановленные сроки, ненадлежащими методами, в использовании некачественного посадочного и посевного материала, искажении сведений о произведенных лесовосстановительных работах и т.п. Нарушение правил и инструкций по улучшению состояния и породного состава лесов осуществляется в виде действий (бездействия): не проведение необходимых рубок ухода и санитарных рубок; заготовка древесины и иных работ способами, оказывающими отрицательное воздействие на состояние и воспроизводство лесов, приводящими к эрозии почв; посадка малоценных пород и т.п.

В судебном заседании установлено, что по договору аренды /, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом лесного комплекса Тюменской области и Обществом с ограниченной ответственностью «Стройтранс», арендодатель предоставляет во временное пользование лесной участок площадью <данные изъяты> га, расположенный в Иртышском участковом лесничестве выдел <данные изъяты>. Арендатор обязан своевременно вносить арендную плату, разработать и представить проект освоения лесов, ежегодно подавать лесную декларацию, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесосвосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов. В случае прекращения действия Договора передавать лесной участок по акту приема-передачи, в состоянии пригодном для ведения лесного хозяйства, с характеристиками лесного участка, установленными проектом освоения лесов на момент завершения пользования. Договор заключен для заготовки древесины, лесной участок передан по акту, подписанному сторонами.

Как следует из технической приемки участка и ведомости результатов оценки к нему за ДД.ММ.ГГГГ год квартал <данные изъяты> выдел <данные изъяты> Иртышского участкового лесничества площадью <данные изъяты> га посадка ручная под меч ФИО4 в ДД.ММ.ГГГГ года сеянцами сосны 2-х лет стандартными на площади 1,0 га по схеме 5,0*0,5 м. в количестве 3,95 тыс шт/га соответствует операции посадка ручная под меч ФИО4 в ДД.ММ.ГГГГ года сеянцами сосны 2-х лет стандартными на площади 1,0 га по схеме 3,5*0,65 м. в количестве 4,4 тыс шт/га. Указаны перечень несоответствий и их причины: площадь не опахана минерализованной полосой, схема размещения посадочных мест не соответствует проекту, борозды не прямолинейные, слабый зажим корней –единолично, гибель Сц- редко. Приемка подписана всеми заинтересованными лицами.

Проектом искусственного лесовосстановления создания лесных культур за ДД.ММ.ГГГГ год квартал <данные изъяты> выдел <данные изъяты> Иртышского участкового лесничества площадью 1,0 га категория площади лесовосстановления вырубка ДД.ММ.ГГГГ года, пунктом 18 предусмотрен агротехнический уход за саженцами раз в год с ДД.ММ.ГГГГ годы, в ДД.ММ.ГГГГ году трех кратный.

Как следует из технической приемки участка и ведомости результатов оценки к нему за ДД.ММ.ГГГГ год квартал <данные изъяты> выдел <данные изъяты> Иртышского участкового лесничества площадью 0,7 га посадка ручная под меч ФИО4 в ДД.ММ.ГГГГ года сеянцами сосны 2-х лет стандартными на площади 0,7 га по схеме 5,0*0,5 м. в количестве 4,217 тыс шт/га соответствует операции посадка ручная под меч ФИО4 в ДД.ММ.ГГГГ года сеянцами сосны 2-х лет стандартными на площади 0,7 га по схеме 3,5*0,65 м. в количестве 4,4 тыс шт/га. Указаны перечень несоответствий и их причины: площадь не опахана минерализованной полосой, схема размещения посадочных мест не соответствует проекту, борозды не прямолинейные, слабый зажим корней –единолично, гибель Сц- редко. Приемка подписана всеми заинтересованными лицами.

Проектом искусственного лесовосстановления создания лесных культур за ДД.ММ.ГГГГ год квартал <данные изъяты> выдел <данные изъяты> Иртышского участкового лесничества площадью 0,7 га категория площади лесовосстановления вырубка ДД.ММ.ГГГГ года, пунктом 18 предусмотрен агротехнический уход за саженцами раз в год с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ годы, в ДД.ММ.ГГГГ году трех кратный.

Из представленного заключения за ДД.ММ.ГГГГ года и фототаблицы к нему о соответствии местоположения, качества и объема выполненных работ по охране, защите и воспроизводству лесов в Иртышском участковом лесничестве Тобольского лесничества, предусмотренных проектом освоения лесов и договором аренды лесного участка для заготовки древесины от ДД.ММ.ГГГГ лесоводственный уход за лесными культурам в квартале <данные изъяты> выдел <данные изъяты> соответствует качеству работ.

В целях содействия естественному лесовосстановлению в рамках договора аренды ООО «Стройтранс» подготовило проект освоения лесов, который принят и подписан заинтересованными лицами в мае-июне 2010 года.

Согласно приказу ГКУ ТО «Тюменьлес» от ДД.ММ.ГГГГ утвержден состав комиссии для проведения осенней инвентаризации лесов.

В судебное заседание представлены таксационные описания Иртышского лесничества Тобольского лесхоза за ДД.ММ.ГГГГ год и за ДД.ММ.ГГГГ год.

В силу ч.2 ст. 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Общие требования и порядок регулирования лесовосстановления, устанавливается Лесным кодексом Российской Федерации в главе 4 «Воспроизводство лесов и лесоразведение». В силу требований статей 61, 62 ЛК РФ на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.

В соответствии с пунктом 8 Правил лесовосстановления, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, лесовосстановительные мероприятия на каждом лесном участке, предназначенном для проведения лесовосстановления, осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления.

Проект лесовосстановления должен содержать: характеристику местоположения лесного участка (наименование лесничества (лесопарка), участкового лесничества, номер квартала, номер выдела, площадь лесного участка); характеристику природно-климатических условий лесного участка (в т.ч. рельефа, гидрологических условий, почвы и др.); характеристику вырубки (количество пней на единице площади, состояние очистки от порубочных остатков и валежной древесины, характер и размещение оставленных деревьев и кустарников, степень задернения и минерализации почвы и др.); характеристику имеющегося подроста и молодняка лесных древесных пород (состав пород, средний возраст, средняя высота, количество деревьев и кустарников на единице площади, размещение их по площади лесного участка, состояние лесных насаждений и его оценка, др.); обоснование проектируемого способа лесовосстановления, породного состава восстанавливаемых лесов; сроки и способы выполнения работ по лесовосстановлению; показатели оценки восстанавливаемых лесов для признания работ по лесовосстановлению завершенными (возраст, состав пород, средняя высота и другие).

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В этих целях административный орган должен соблюдать установленный порядок осуществления процессуальных действий по возбуждению, рассмотрению дел об административных правонарушениях.

В силу п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленного инженером охраны и защиты леса ФИО5 усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в результате проведенной инвентаризации лесных культур, созданных в ДД.ММ.ГГГГ году арендатором ООО «Стройтранс» в Иртышском лесничестве квартал <данные изъяты> выдел <данные изъяты> площадь 1,0 га, квартал <данные изъяты> выдел <данные изъяты> площадью 0,7 га, установлена гибель лесных культур в результате отсутствия или некачественного ухода за ними. Невыполнение обязательств, предусмотренных договором аренды лесного участка /др от ДД.ММ.ГГГГ и проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу / на основании которого арендатор должен провести мероприятие по лесовосстановлению: создание лесных культур, а также уход за ними.

Согласно статье 28.5 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Проверка проводилась административным органом ДД.ММ.ГГГГ, протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Стройтранс» составлен ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в нарушение требований статей 26.1, 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении не установлены фактические обстоятельства дела, характеризующие событие правонарушения. Отсутствие этих данных не позволяет установить наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП в действиях ООО «Стройтранс».

В силу п.4 ч.1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

В нарушение действующего законодательства заместителем начальника Тобольского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ в постановлении о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Стройтранс» не приведено описание события административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 КоАП РФ, а именно, не указаны конкретные противоправные действия (бездействия), повлекшие нарушение. Не определено конкретно, за какой период, в каком количестве, на какой площади участков лесного фонда, предоставленного в аренду для заготовки древесины, какие мероприятия по лесовосстановлению не проведены.

Кроме того, в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют акты инвентаризации искусственного лесовосстановления от ДД.ММ.ГГГГ в квартале <данные изъяты> выделы <данные изъяты> и <данные изъяты> Иртышского участкового лесничества, на которые ссылается в своем постановлении заместитель начальника ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ.

Статьей 23.24 КоАП РФ предусмотрены лица, уполномоченные осуществлять федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану). Часть вторая определяет категории должностных лиц органов, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), которые вправе рассматривать дела об административных правонарушениях. К ним относятся: руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), его заместители; руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), их заместители; руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), их заместители; руководители структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), их заместители.

Согласно п. 32 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях: должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), - об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.28, частями 3 и 5 статьи 8.28.1, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса

Как следует из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, он составлен инженером охраны и защиты леса ФИО5, действующей на основании приказа о приеме ее на работу в данной должности с ДД.ММ.ГГГГ.

Правомерность составления данного протокола об административном правонарушении указанным лицом-инженером не возможно установить, так как отсутствует реестр должностей, позволяющих определить ее полномочия по составлению процессуальных документов (протокола об административном правонарушении).

Кроме того, доводы представителя ФИО2 о том, что квартал <данные изъяты> выдел <данные изъяты> и выдел <данные изъяты>, указанные в договоре аренды от ДД.ММ.ГГГГ и квартал <данные изъяты> выдел <данные изъяты> и выдел <данные изъяты>, указанные в постановлении о привлечении к административной ответственности и протоколе об административном правонарушении одно и тоже место в лесном массиве, предоставленном в аренду, не состоятельны, поскольку документально ничем не подтверждены.

В силу ч.4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Как следует из представленных материалов дела и отражено в протоколе об административном правонарушении, а также в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, правонарушение имело место ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, в настоящее время срок привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, истек.

При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника, Тобольского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, производство по настоящему делу подлежит прекращению в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу ООО «Стройтранс» удовлетворить.

Постановление заместителя начальника Тобольского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ которым ООО «Стройтранс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.27 КоАП РФ к административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей отменить.

Производство по делу прекратить в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Тобольский районный суд путем подачи жалобы в течение 10 суток с момента получения копии решения.

Судья

Тобольского районного суда