Дело № 12-24/2017
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
20 июня 2017 года п.Советский Республики Марий Эл
Советский районный суд Республики Марий Эл
в составе судьи Подоплелова А.В.
при секретаре судебного заседания Чимаевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Администрации муниципального образования «Алексеевское сельское поселение» на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл ФИО2 по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования (далее – МО) «Алексеевское сельское поселение» привлечена к административной ответственности за то, что она, являясь должником по исполнительному производству №-ИП, не исполнила требования судебного пристава-исполнителя, содержащиеся в постановлении о совершении должником обязательных действий от ДД.ММ.ГГГГ, а именно не предоставила ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО5, ФИО6, ФИО7 вне очереди жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже социальных норм, установленных постановлением Правительства РМЭ от ДД.ММ.ГГГГ№, по месту их жительства, то есть не исполнила содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом–исполнителем после наложения административного штрафа.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл ФИО2 Администрация МО «Алексеевское сельское поселение» привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, и на нее наложено административное взыскание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Администрация МО «Алексеевское сельское поселение» обратилась с жалобой на вышеуказанное постановление, указывая, что оно незаконно и подлежит отмене по следующим основаниям. Свободных жилых помещений необходимой площади в жилищном фонде администрации нет. В ДД.ММ.ГГГГ администрация в целях частичного исполнения решения суда семье ФИО11 предоставила для проживания жилое помещение по договору социального найма № площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>. Администрация неоднократно обращалась в Собрание депутатов Алексеевского сельского поселения, главе администрации МО «Советский муниципальный район», финансового органа муниципального образования «Советский муниципальный район», министру финансов Республики Марий Эл с
просьбой о выделении денежных средств для приобретения жилого помещения для исполнения решения суда. Бюджет МО «Алексеевское сельское поселение» на 2017 год утвержден решением Собрания депутатов Алексеевского сельского поселения за № от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете МО «Алексеевское сельское поселение» на 2017 год» в сумме <данные изъяты> тыс. рублей. Средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилого помещения по Республике Марий Эл для расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств бюджетов бюджетной системы, составляет <данные изъяты> тыс.рублей. Таким образом, для исполнения решения суда необходимо выделение дополнительных средств из бюджета поселения в сумме не менее <данные изъяты> рублей, когда бюджет МО «Алексеевское сельское поселение» составляет всего <данные изъяты> тыс. руб. Тяжелое финансовое положение, отсутствие финансовых средств в бюджете муниципального образования «Алексеевское сельское поселение» существенно затрудняют возможность исполнения решения суда, а налагаемые службой судебных приставов административные штрафы усугубляют и без того тяжелое финансовое положение администрации поселения. Получать дополнительные источники для пополнения бюджета поселения администрация МО «Алексеевское сельское поселение» не имеет возможности. Решение суда не было исполнено по обстоятельствам, не зависящим от должника, и вина администрации МО «Алексеевское сельское поселение» как должника в исполнительном производстве и как главного распорядителя бюджетных средств в неисполнении решения отсутствует. В действиях администрации отсутствуют какие-либо виновные, противоправные действия, поскольку расходные обязательства администрации как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления формируются на основании решения Собрания депутатов Алексеевского сельского поселения в пределах лимита бюджетных ассигнований, в бюджете на 2017 год денежные средства на исполнение решения суда не предусмотрены. Согласно выписке из решения Собрания депутатов Алексеевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ «О бюджете МО «Алексеевское сельское поселение» на 2017 год» по прочим выплатам по обязательствам государства на исполнение судебных актов РФ и мировых соглашений по возмещению вреда предусмотрено 0 рублей. Неоднократные обращения администрации поселения в Собрание депутатов Алексеевского сельского поселения о выделении денежных средств на исполнение решения суда остались без удовлетворения.
В судебном заседании представитель подателя жалобы ФИО8 доводы жалобы поддержала, просила постановление отменить, производство по делу прекратить.
Представитель Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл в судебное заседании не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Согласно выписке из решения Собрания депутатов Алексеевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ «О бюджете МО «Алексеевское сельское поселение» на 2017 год» по обязательствам государства на исполнение судебных актов РФ и мировых соглашений по возмещению вреда предусмотрено 0 рублей.
Согласно письмам № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации МО «Алексеевское сельское поселение», адресованным руководителю финансового отдела МО «Советский муниципальный район», Администрация МО «Алексеевское сельское поселение» просит выделить денежные средства из бюджета в сумме <данные изъяты> рублей на исполнение решения Советского районного суда для предоставления семье Б-вых вне очереди жилого помещения по договору социального найма площадью не ниже социальных норм, установленных Правительством РМЭ от ДД.ММ.ГГГГ№. Просит рассмотреть вопрос о возможности внесения в бюджет Алексеевского сельского поселения денежных средств, необходимых для исполнения решения Советского районного суда для предоставления семье Б-вых вне очереди жилого помещения по договору социального найма площадью не ниже социальных норм, установленных Правительством РМЭ от ДД.ММ.ГГГГ№. В собственности администрации квартиры с такой площадью (108 кв.м.) нет. Сумма, необходимая для приобретения жилья, составляет <данные изъяты> рублей. Собственных средств для исполнения решения суда в бюджете поселения не имеется.
Согласно письмам № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ финансового отдела МО «Советский муниципальный район» бюджеты формируются в условиях снижения устойчивости экономики. На территории Алексеевского сельского поселения нет крупных предприятий, организаций способных увеличивать налоговые поступления в ваш бюджет, поэтому нет возможности предусмотреть все те расходы, которые указаны в письме и в требуемом объеме. Бюджет 2016 года формируется на уровне 2015 года, а по некоторым разделам даже ниже. Расходная часть бюджета 2017 года сформирована на уровне 2016 года. Так как приоритетным является заработная оплата и отопление жилищного фонда, в бюджете поселения в основном предусмотрены эти расходы, но не в полном объеме.
Согласно письму № от ДД.ММ.ГГГГ финансового отдела МО «Советский муниципальный район» бюджет Алексеевского сельского поселения является дотационным. Общий объем расходов бюджета поселения составляет <данные изъяты> тыс. рублей, из них расходы на коммунальное хозяйство <данные изъяты> тыс.рублей, благоустройство <данные изъяты> тыс. рублей, расходы на общегосударственные вопросы <данные изъяты> тыс.рублей. Поэтому предусмотреть бюджетные средства в сумме <данные изъяты> тыс.рублей на исполнение решения в 2014 году нет возможности.
Согласно письму № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации МО «Алексеевское сельское поселение», адресованным министру финансов Республики Марий Эл, Администрация МО «Алексеевское сельское поселение» просит выделить денежные средства из бюджета в сумме <данные изъяты> рублей на исполнение решения Советского
районного суда для предоставления семье ФИО10 вне очереди жилого помещения по договору социального найма площадью не ниже социальных норм, установленных Правительством РМЭ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно письму № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации МО «Алексеевское сельское поселение», адресованному министру финансов Республики Марий Эл, Администрация МО «Алексеевское сельское поселение» Администрация МО «Алексеевское сельское поселение» просит рассмотреть вопрос о возможности внесения в бюджет Алексеевского сельского поселения на 2015 год денежных средств, необходимых для исполнения решения Советского районного суда для предоставления семье Б-вых вне очереди жилого помещения по договору социального найма площадью не ниже социальных норм, установленных Правительством РМЭ от ДД.ММ.ГГГГ№. В собственности администрации квартиры с такой площадью (108 кв.м.) нет. Сумма, необходимая для приобретения жилья, составляет <данные изъяты> рублей. Собственных средств для исполнения решения суда в бюджете поселения не имеется.
Согласно письму № от ДД.ММ.ГГГГ Министерства финансов Республики Марий Эл вопросы обеспечения жилыми помещениями малоимущих граждан являются полномочиями городских и сельских поселений и финансируются за счет средств бюджетов муниципальных образований.
Согласно письмам № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации МО «Алексеевское сельское поселение», адресованным главе МО, Председателю Собрания депутатов Алексеевского сельского поселения, Администрация МО «Алексеевское сельское поселение» просит рассмотреть вопрос о возможности внесения в бюджет Алексеевского сельского поселения денежных средств, необходимых для исполнения решения Советского районного суда для предоставления семье Б-вых вне очереди жилого помещения по договору социального найма площадью не ниже социальных норм, установленных Правительством РМЭ от ДД.ММ.ГГГГ№. В собственности администрации квартиры с такой площадью (108 кв.м.) нет. Сумма, необходимая для приобретения жилья, составляет <данные изъяты> рублей.
Согласно письмам № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации МО «Алексеевское сельское поселение», адресованным главе администрации МО «Советский муниципальный район», Администрация МО «Алексеевское сельское поселение» просит рассмотреть вопрос о возможности внесения в бюджет Алексеевского сельского поселения на 2015 год, 2016 год и 2017 год денежных средств, необходимых для исполнения решения Советского районного суда для предоставления семье ФИО12 вне очереди жилого помещения по договору социального найма площадью не ниже социальных норм, установленных Правительством РМЭ от ДД.ММ.ГГГГ№. В собственности администрации квартиры с такой площадью (108 кв.м.) нет. Сумма, необходимая для приобретения жилья, составляет <данные изъяты> рублей. Собственных средств для исполнения решения суда в бюджете поселения не имеется.
Согласно письмам № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ администрации МО «Советский муниципальный район» формирование бюджета происходит в условиях снижения устойчивости экономики. У района нет возможности предоставить финансовую помощь в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов поселений.
Согласно письму № от ДД.ММ.ГГГГ администрации МО «Советский муниципальный район» возможности для выделения финансовой помощи поселению в настоящее время нет. Бюджет муниципального района принят с дефицитом, кроме того, имеется кредиторская задолженность на ДД.ММ.ГГГГ в сумме 15.1 млн.рублей.
Согласно договору социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГФИО3 и членам ее семьи передана в бессрочное владение и пользование однокомнатная квартира, находящаяся в муниципальной собственности общей площадью 26.6 кв.м. по адресу: <адрес>
Согласно выписке из решения Собрания депутатов Алексеевского сельского поселения от 26.12.16г № «О бюджете МО «Алексеевское сельское поселение» на 2017 год» по обязательствам государства на исполнение судебных актов РФ и мировых соглашений по возмещению вреда предусмотрено 0 рублей.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Отделом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации МО «Советский муниципальный район», жилые помещения общей площадью 108 кв.м. в реестре МО «Алексеевское сельское поселение» не числятся.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации МО «Алексеевское сельское поселение» пустующего муниципального жилья, пригодного для проживания на территории Алексеевского сельского поселения нет.
Выслушав объяснения участников заседания, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.14 ч.1 п.6 Федерального закона РФ от 6.10.03г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно частям 1 и 2 статьи 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам. Указанные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
В судебном заседании установлено, что решением Советского районного суда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ Администрация МО «Алексеевское сельское поселение» обязана предоставить ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО5, ФИО6 и ФИО7 вне очереди жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже социальных норм, установленных постановлением Правительства РМЭ от ДД.ММ.ГГГГ№, по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта). На основании данного решения возбуждено исполнительное производство № от ДД.ММ.ГГГГ. В жилищном фонде МО «Алексеевское сельское поселение» пустующего муниципального жилья, пригодного для проживания нет. В 2014 году администрация МО в целях частичного исполнения решения суда семье ФИО13 предоставила для проживания жилое помещение по договору социального найма площадью 26,6 кв.м. по адресу: <адрес>. Бюджет МО «Алексеевское сельское поселение» на 2017 год утвержден решением Собрания депутатов Алексеевского сельского поселения за № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> тыс. рублей. Норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения утвержден приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ№ «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2017 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации за 1 квартал 2017 года», согласно которому средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Республике Марий Эл для расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств бюджетов бюджетной системы, составляет <данные изъяты> тыс.рублей. Таким образом, для исполнения решения суда необходимо выделение дополнительных средств из бюджета поселения в сумме не менее <данные изъяты> рублей, тогда как когда весь бюджет МО «Алексеевское сельское поселение» составляет всего <данные изъяты> тыс. рублей. Решение суда не было исполнено подателем жалобы в силу объективных причин - из-за отсутствия финансовых средств в бюджете муниципального образования, требуемых для исполнения решения суда, о выделении которых податель жалобы обращался к руководителю финансового отдела МО «Советский муниципальный район», Собранию депутатов Алексеевского сельского поселения, главе МО
«Советский муниципальный район», министру финансов Республики Марий Эл, однако денежные средства не были выделены, что подтверждается вышеприведенными доказательствами по делу. Получать дополнительные источники для пополнения бюджета поселения администрация МО «Алексеевское сельское поселение» не имеет возможности.
В судебном заседании вина подателя жалобы за невыполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, не установлена.
Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Таким образом, в действиях подателя жалобы отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ при отсутствии состава административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Поскольку в действиях подателя жалобы отсутствует состав административного правонарушения, то постановление № от ДД.ММ.ГГГГ старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл ФИО2 о привлечении администрации МО «Алексеевское сельское поселение» к административной ответственности является незаконным.
Поэтому данное постановление следует отменить, а дело о привлечении администрации МО «Алексеевское сельское поселение» к административной ответственности по ст.17.15 ч.2 КоАП РФ производством прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7. ч.1 п.3 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл ФИО2 по делу об административном правонарушении о назначении Администрации муниципального образования «Алексеевское сельское поселение» по части 2 ст.17.15 КоАП РФ административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях Администрации муниципального образования «Алексеевское сельское поселение» состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл в течение 10 дней со дня получения копии решения.
Судья: А.В.Подоплелов