№ 12-24/2018
Р Е Ш Е Н И Е
р.п.Павлоградка 05 июля 2018 года
Судья Павлоградского районного суда Омской области (646760, Омская область, р.<...>) Кириленко Л.В.,
при секретаре Молчановой Н.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе главного специалиста отдела регионального надзора в области чрезвычайных ситуаций Главного управления региональной безопасности Омской области на постановление мирового судьи судебного участка №24 в Павлоградском судебном районе Омской области от 17 мая 2018 года, которым прекращено производство в отношении Администрации Павлоградского муниципального района Омской области,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлениеммирового судьи судебного участка №24 в Павлоградском судебном районе Омской области от 17 мая 2018 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении Администрации Павлоградского муниципального района Омской области в связи с отсутствием состава административного правонарушения по п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ (л.д.164-173).
На указанное решение мирового судьи главным специалистом отдела регионального надзора в области чрезвычайных ситуаций Главного управления региональной безопасности Омской области ФИО1 подана жалоба, в которой он просит постановление от 17.05.2018 отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование указал, что обязанность Администрацией по созданию резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций не выполнена. На протяжении ряда лет (порядок создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также номенклатура материальных ресурсов утверждены постановлением Администрации от 16.03.2016 №) Администрацией не предпринимались действия к исполнению федерального законодательства по созданию резервов, не принимались программы, не разрабатывались планы накопления резервов материальных ресурсов. В судебном заседании рассматривались только ходатайства Администрации, направленные Совету Павлоградского муниципального района о необходимости выделения денежных средств для создания резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в размере 2 млн. руб. В то же время законодательством предусмотрены различные способы исполнения требований, в том числе не требующие финансовых вложений, в частности судом не рассмотрена возможность создания резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с учетом Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», статьей 80 которого определен порядок подачи заявок на участие в предварительном отборе участников закупки, проведение предварительного отбора участников закупки, по результатам которого составляется перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок. Таким образом, Администрация, не претерпевая дополнительных материальных или финансовых затрат в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера имеет фактическую возможность обеспечить исполнение обязательных требований для ликвидации ЧС природного и техногенного характера. Информация об этом способе формирования резерва материальных ресурсов доводилась до сведения Администрации в ходе проверки, публично размещена на официальном сайте надзорного органа в качестве рекомендаций по исполнению обязательных требований.
Многоканальная система автоматического оповещения «Рупор» предназначена для оповещения только руководящего состава муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС Павлоградского муниципального района Омской области в виде голосового сообщения или СМС-уведомления. Оповещения населения с помощью указанной системы практически невозможно в связи с временными затратами оповещения каждого абонента. Работа электросирен в режиме 3-х минутного непрерывного звучания, означающего сигнал «Внимание всем!» обеспечена только в нескольких населенных пунктах, данное оборудование не смонтировано в населенных пунктах, указанных в протоколе об административном правонарушении, в связи с чем у Администрации района отсутствует возможность доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения в автоматизированном и неавтоматизированном режиме.
Также в жалобе указано, что Администрация на протяжении многих лет не исполняла обязанность по финансовому обеспечению мероприятий, направленных на защиту населения и территории от ЧС природного и техногенного характера, расходы по указанной статье в бюджете не предусматривались, вследствие чего мероприятия по развитию системы оповещения и накоплению резервов для ликвидации ЧС не финансировались и не проводились (л.д.176-182).
Представитель Администрации Павлоградского муниципального района Омской области ФИО2 возражал против жалобы, поддержал доводы возражений на протокол, указал, что в течение 2016-2018 в бюджете района не предусматривалось выделение средств на формирование резерва материальных ресурсов и монтаж системы оповещения в связи с дотационным бюджетом, в то же время Администрация по мере возможности резерв формировала: имеются 4 транспортных средства, полевая кухня, также материалы для ремонта МУП «Павлоградское». В настоящее время проведен предварительный отбор участников закупки, в предложениях указаны только те продукты и предметы, которые подпадают под действие Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ. Согласно локальному расчету, на установление систем оповещения в селах, где данные системы отсутствуют, необходимо 250 тыс. руб. на каждое село, с учетом непредвиденных расходов при установке была сделана заявка на 5 млн. руб.
Представитель Администрации Павлоградского муниципального района Омской области ФИО3 возражал против жалобы, показал, что в конце 2017 г. он обращался в бухгалтерию Администрации района с ходатайством о включении в проект бюджета средств на создание резерва 2 млн. руб., ему было отказано, тогда он с подобным ходатайством обратился в Совет Павлоградского муниципального района, также был получен отказ. Расчет к данным ходатайствам им не приобщался, был сделан им для себя в черновом варианте исходя из необходимого количества резерва согласно Номенклатуре и примерных цен. В данный момент такой расчет представить не может. Считает, что в районе создана система оповещения, которая позволяет оповещать население о ЧС. В некоторых селах имеются электросирены, установлена система «Рупор», которая позволяет известить не только руководителей муниципального района. В тех селах, где проживает небольшое количество граждан и отсутствуют электросирены, оповещение должно производиться через старост, путем использования колоколов, рельс.
Должностное лицо, составившее протокол, главный специалист отдела регионального надзора в области чрезвычайных ситуаций Главного управления региональной безопасности Омской области ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, в судебном заседании участия не принимал.
Выслушав представителей Администрации Павлоградского муниципального района Омской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также принимаемыми в соответствии с ним Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены в статье 11 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ.
Согласно ч. 2 ст.11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно:
а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
в) осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях;
г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
м) создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» постановлением Правительства от 10 ноября 1996 года №1340 утвержден Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с пунктом 2 Порядка резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы. Согласно пунктам 3, 4 Порядка для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются местные резервы материальных ресурсов решением органов местного самоуправления. Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации Павлоградского муниципального района Омской области от 16.03.2016 № утвержден Порядок создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов Администрации Павлоградского муниципального района Омской области для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (приложение №) и Номенклатура и объемы резерва материальных ресурсов Администрации Павлоградского муниципального района Омской области для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (приложение №). Согласно акту проверки от 03.04.2018, резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС созданы не в полном объеме. В период проведения проверки Администрацией района в соответствии со ст.80 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (которая устанавливает, что в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик проводит предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг, по результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок), проведен отбор поставщиков в целях последующего осуществления у них закупок товаров. Однако, в документах-заявках на участие в предварительном отборе участников закупки отсутствует ряд товаров, указанных в утвержденной Номенклатуре: продовольствие (хлеб из смеси ржаной обдирочной и пшеничной муки 1 сорта, овощи, картофель, сухой паек, вода минеральная), вещевое имущество (куртка рабочая, брюки рабочие, сапоги резиновые, кровать), топливные ресурсы (уголь, керосин осветительный, мазут топочный), строительные материалы (цемент, рубероид, стекло, шифер, арматура, гвозди, скобы строительные, проволока крепежная) (л.д.22-41, 55-60).
Согласно п.6 Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС РФ №422, Мининформсвязи РФ №90, Минкультуры РФ №376 от 25.07.2006, системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основной способ оповещения населения - передача информации и сигналов оповещения по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания (п.12). Передача информации или сигналов оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном режиме (п.14).
Из материалов дела следует, что муниципальная система оповещения населения о ЧС, представляющая собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов не обеспечивает доведение сигналов оповещения и экстренной информации до населения в 15 населенных пунктах.
Принимая решение о прекращении в отношении Администрации Павлоградского муниципального района Омской области производства по делу об административном правонарушении, мировой судья пришел к выводу об отсутствии состава административного правонарушения со ссылкой на ст.2.1 КоАП РФ и ч.4 ст.24.5 КоАП РФ, указывая, что у юридического лица не было реальной возможности для соблюдения указанных правил и норм, поскольку 20.09.2016 и 13.01.2017 заместитель главы Администрации обращался в комитет финансов и контроля Павлоградского района о выделении средств в размере 2000000 руб. для создания резерва материальных ресурсов и 5000000 руб. для создания муниципальной системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на территории сельских поселений Павлоградского муниципального района Омской области, в выделении средств было отказано. Кроме того, 08.12.2017 начальник отдела по безопасности муниципального района обращался в Совет Павлоградского муниципального района с просьбой рассмотреть вопрос выделения средств, в чем также было отказано.
Вместе с тем данный вывод сделан мировым судьей без учета следующих обстоятельств.
Номенклатура и объемы резерва материальных ресурсов были утверждены постановлением Администрации района 16.03.2016, на момент проверки в наличии имелись 2 автомобиля КАМАЗ, автобус ПАЗ, полевая кухня. На момент проведения проверки отсутствовали в полном объеме продовольствие, вещевое имущество, товары первой необходимости, горюче-смазочные материалы, медицинское имущество. Имеющиеся в материалах дела ведомость по нематериальным активам МКУ «ХЭС» Администрации Павлоградского муниципального района и оборотно-сальдовая ведомость по счету 10.01 за март 2018 года МУП «Павлоградское» не свидетельствуют о том, что данное имущество является резервом на случай чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера. Как пояснил представитель Администрации района, средства в 2016-2018 г.г. на создание резерва не выделялись. Из представленных в дело документов не следует, что письмо с просьбой о дополнительном выделении 2 млн. руб. на создание резерва и 5 млн. руб. на систему оповещения являлось тем предложением о выделении бюджетных ассигнований на осуществление полномочий органа исполнительной власти, о котором говорится в ч.4 ст.24.5 КоАП РФ, и отказ в выделении которых является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, поскольку финансовое обоснование для выделения именно таких сумм не представлено, кроме того, ходатайства о выделении средств от 26.01.2017 и 08.12.2017 направлены не в соответствии с порядком и сроками составления проекта бюджета муниципального района.
Проведение в ходе проверки предварительного отбора и составление перечня поставщиков, подрядчиков, исполнителей в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок не является основанием для освобождения об административной ответственности, кроме того, предварительный отбор поставщиков был произведен в отношении поставки не всех предметов и продуктов, указанных в Номенклатуре.
Поскольку при рассмотрения дела, в нарушение требований статей 24.1, 26.1, 26.11 КоАП РФ, мировым судьей не были выполнены требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела, не установлены юридически значимые обстоятельства, влияющие на квалификацию правонарушения, а также размер назначенного наказания, то есть были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление мирового судьи от 17.05.2018 года подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение.
Однако, согласно ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу о совершении вышеуказанного административного правонарушения не может быть вынесено по истечении 3 месяцев со дня выявления административного правонарушения.
В протоколе об административном правонарушении от 03.04.2018 указано, что вышеуказанное правонарушение было выявлено 03.04.2018 года в 12:00 часов, в связи с чем, за совершение вышеуказанного правонарушения виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее 03.07.2018 года.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
КоАП РФ не предусматривает возможности прерывания данного срока.
Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, может истечь и на дату вынесения решения судьей вышестоящего суда по жалобе на решение мирового судьи.
Исходя из смысла указанных норм вопрос о возобновлении производства по делу при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности обсуждаться не может. В связи с этим дело не может быть направлено на новое рассмотрение при наличии оснований, указанных в п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
Поскольку истек срок давности привлечения Администрации Павлоградского муниципального района Омской области к административной ответственности за совершение вышеуказанного правонарушения, возобновление вопроса о привлечении к административной ответственности и о виновности недопустимо, так как это ухудшит положение Администрации. Производство по делу об административном правонарушении в силу положений пункта 4 части 2 статьи 30.17 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Жалобу главного специалиста отдела регионального надзора в области чрезвычайных ситуаций Главного управления региональной безопасности Омской области ФИО1 удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка №24 в Павлогралдском судебном районе Омской области от 17 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении Администрации Павлоградского муниципального района Омской области отменить, производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья Л.В.Кириленко