ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-24/2018 от 23.03.2018 Дальнереченского районного суда (Приморский край)

№ 12-24/2018

РЕШЕНИЕ

23.03.2018 г. г. Дальнереченск

Судья Дальнереченского районного суда Приморского края Чупрова Е.О., при секретаре Ворошиловой В.С., рассмотрев жалобу администрации Дальнереченского городского округа на постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 42 судебного района города Дальнереченска и Дальнереченского района Приморского края от 01.02.2018 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении администрации Дальнереченского городского округа,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 42 судебного района города Дальнереченска и Дальнереченского района Приморского края от 01.02.2018 г. юридическое лицо - администрация Дальнереченского городского округа привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ за нарушение п. 13 требований Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, выразившееся в том, что ДД.ММ.ГГГГ. по адресу: Приморский край, г. Дальнереченск, ул. Дальневосточная, <данные изъяты> администрация Дальнереченского городского округа нарушила правила содержания улично-дорожной сети в безопасном для дорожного движения состоянии, а именно на проезжей части дороги имеется снежный накат, переходящий в стекловидный лед, необработанный противогололедным материалом; обочины не очищены от снега, что нарушает п. 3.1.6 - 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93.

В жалобе глава администрации ДГО просит данное постановление отменить, мотивируя тем, что судом при вынесении решения не в полное мере принято, что в соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Реализуя указанное полномочие, администрация Дальнереченского городского округа провела открытый электронный аукцион в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на право заключения муниципального контракта на механизированную уборку в зимний период автомобильных дорог и улиц Дальнереченского городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них. На основании протокола подведения итогов электронного аукциона МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства Дальнереченского городского округа» заключен с ООО «Вектор» муниципальный контракт на механизированную уборку в зимний период автомобильных дорог и улиц Дальнереченского городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них. При вынесении постановления суд пришел к выводу, что в случае если соответствующий участок дороги не включен в перечень объектов дорожной сети, попадающих под действие соответствующего контракта, надлежащим субъектом административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, будет являться лицо, за которым закреплена соответствующая дорога (участок дороги). Каких-либо сведений о том, что ул. Дальневосточная, г. Дальнереченска, нарушения, выявленные на которой инкриминируются в вину администрации Дальнереченского городского округа Приморского края, передавались ООО «Вектор» на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления, то есть каким-либо образом закреплялся за ООО «Вектор» в условиях муниципального контракта не содержится. Однако, согласно муниципальному контракту требование к выполнению работ по зимней механизированной уборке автомобильных дорог и улиц: подрядчик приступает к выполнению работ по механизированной уборке в зимний период проезжей части автомобильных дорог и улиц после получения письменной заявки заказчика; механизированная уборка в зимний период автомобильных дорог и улиц осуществляется подрядчиком с применением специализированной техники и оборудования (Перечень спец. техники согласовывается с Заказчиком); подрядчик несет ответственность за обеспечение безопасности движения транспорта и пешеходов; проезжая часть в период снегопадов должна быть расчищена для обеспечения беспрепятственного движения всех видов транспортных средств и пешеходов. В первую очередь расчищаются наиболее опасные для движения транспорта участки и тормозные площадки на перекрестках улиц; механизированное сгребание-подметание проезжей части должно начинаться при высоте рыхлой снежной массы на дорожном полотне 2,5-3,0 см, что соответствует 5 см свежевыпавшего неуплотненного снега; срок ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки не более 6 часов после окончания снегопада и получения письменной заявки заказчика; после завершения очередного цикла механизированной уборки часть дорог и улиц очищается от снежных накатов; подрядчик обязан предоставить 100 % гарантию качества на выполненные работы с даты подписания акта о приемке выполненных работ (КС-2) на весь период действия контракта; во время выполнения работ обязательно соблюдение стандартов, технологических норм и правил производства работ, требований экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм, действующих на территории Российской Федерации: соблюдение стандартов, технологических норм и правил производства работ. Требования к выполнению работ: ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требование к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»; требованиям СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»; требованиям «Инструкции по организации и технологии механизированной уборке населенных мест», утвержденной Министерством ЖКХ РСФСР 12.07.1978г.; правилам по организации благоустройства территории Дальнереченского городского округа от 01.03.2011 № 09, утвержденным решением Думы Дальнереченского городского округа. ООО «Вектор» при заключении муниципального контракта принял на себя полную ответственность за качественные и безопасные методы производства работ. В период с 12.12.2017 по 13.12.2017 ООО «Вектор» проводил работы по механизированной уборке дорог и улиц Дальнереченского городского округа и обеспечивал безопасность дорожного движения на них. Работы ООО «Вектор» выполнил с надлежащим качеством, в полном объеме в соответствии с требованиями СНиПов и ГОСТ, подписаны акты о приемке выполненных работ за декабрь 2017 года, однако, суд не учел представленные письменные доказательства. В период с 12.12.2017 по 18.12.2017 на территории г. Дальнереченска Приморского края температура воздуха не опускалась днем ниже - 11 °С, вечером - 14 °С., в связи с чем, 18 декабря 2017 года образоваться снежный накат, стекловидный лед по ул. Дальневосточная, в <данные изъяты> фактически не мог, однако, судом отклонены данные доводы администрации Дальнереченского городского округа. Судом не приняты во внимание и им не дана надлежащая правовая оценка обстоятельствам, в соответствии со ст. 2.10 КоАП РФ.

В судебное заседание представитель администрации Дальнереченского городского округа не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, на доводах изложенных настаивает, просит постановление отменить, освободить администрацию Дальнереченского городского округа от административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.

Представитель МОМВД РФ «Дальнереченский» в судебное заседание не явился о месте и времени, рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены постановления мирового судьи.

Частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ на юридических лиц, ответственных за состояние дорог, возложена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ по адресу: Приморский край, Г. Дальнереченск, ул. Дальневосточная, <данные изъяты> Администрация Дальнереченского городского округа нарушила правила содержания улично-дорожной сети в безопасном для дорожного движения состоянии, а именно: на проезжей части дороги имеется снежный накат, переходящий в стекловидный лед, необработанный противогололедным материалом; обочины не очищены от снега, что нарушает п.3.1.6 - 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93.

Указанные действия администрации Дальнереченского городского округа были квалифицированы по ч.1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С таким выводом согласиться нельзя по следующим основаниям.

В силу положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, выражается в совершении деяния, выразившегося в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.

Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта рассматриваемого административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ и статьей 39 Устава Дальнереченского городского округа, утвержденного решением муниципального комитета муниципального образования город Дальнереченск от 24 июня 2005 года № 101, администрация городского округа является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Приморского края.

Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.

Вместе с тем в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10. 2003 г. № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов могут создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.

Согласно п. 1 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В силу пункта 2 указанной статьи учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (п. 1 ст. 123.22 ГК РФ).

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Из представленных материалов дела следует, что органом местного самоуправления в целях организации исполнения вопросов местного значения, в том числе по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них, осуществления муниципального контроля за сохранностью указанных автомобильных дорог, а также выполнения иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности создано муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства Дальнереченского городского округа», что подтверждается постановлением администрации Дальнереченского городского округа от 18 августа 2015 года № 877 «О создании муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства Дальнереченского городского округа» и утверждении его Устава».

В соответствии с Уставом МКУ «Управление ЖКХ Дальнереченского городского округа» (с изменениями, внесенными Постановлением администрации Дальнереченского городского округа Приморского края от 13.07.2017 (л.д.52-63)), предметом деятельности Учреждения является оказание муниципальных услуг, выполнение работ и выполнение муниципальных функций в целях реализации полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 16 Федерального закона № 131-ФЗ, в том числе в сфере дорожной деятельности (пункт 3.1).

Основными видами деятельности Учреждения являются, в том числе организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности (пункт 3.2.1.2); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3.2.1.3).

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ненадлежащее содержание участка дороги допущено не администрацией ДГО. Фактически в данном случае лицом, ответственным за состояние автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и дорожных сооружений, является МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства Дальнереченского городского округа».

Таким образом, администрация ДГО не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ и необоснованно привлечена к административной ответственности.

Доводы заявителя о том, что ООО «Вектор» при заключении муниципального контракта

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 42 судебного района города Дальнереченска и Дальнереченского района Приморского края от 01.02.2018 г, вынесенное в отношении юридического лица - администрации Дальнереченского городского округа по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ, подлежат отмене. Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 42 судебного района города Дальнереченска и Дальнереченского района Приморского края от 01.02.2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ в отношении администрации Дальнереченского городского округа, отменить.

Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Дальнереченский районный суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья Е.О. Чупрова