Дело № 12-24/2018
Решение
Судья Солецкого районного суда Новгородской области, <...>, Кулёва Н.В.,
при секретаре Тереховой Н.Н.,
с участием должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ведущего инспектора Контрольно-счетной палаты Шимского муниципального района Новгородской области ФИО1 на постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 26 Солецкого судебного района Новгородской области от 20 апреля 2018 года в отношении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки д. <адрес>, <данные изъяты>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, к административной ответственности не привлекавшейся,
которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ, прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ,
установил:
20 апреля 2017 года ведущим инспектором контрольно-счетной палаты Шимского муниципального района Новгородской области ФИО1 составлен протокол № 2 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ, в отношении должностного лица - главного бухгалтера Администрации Шимского городского поселения Шимского муниципального района Новгородской области ФИО2
Как усматривается из протокола, должностным лицом - главным бухгалтером Администрации Шимского городского поселения ФИО2 в период с 01 января 2016 года по 19 декабря 2016 года допущено грубое нарушение требований к бухгалтерскому учёту, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчётности, выразившееся в ведении счетов бухгалтерского учёта вне применяемых регистров бухгалтерского учёта и отсутствии у экономического субъекта регистров бухгалтерского учёта в течение установленных сроков хранения таких документов.
Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 26 Солецкого судебного района Новгородской области от 20 апреля 2018 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ, в отношении должностного лица ФИО2 прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, ведущим инспектором контрольно-счетной палаты Шимского муниципального района Новгородской области ФИО1 подана жалоба, в которой ставится вопрос об отмене постановления мирового судьи и направлении дела об административном правонарушении на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указано, что по результатам проведения проверки достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям бюджетной отчётности главного администратора бюджетных средств - администрации Шимского городского поселения за 2016 год контрольно-счётной палатой Шимского муниципального района было составлено заключение № 72 от 03 марта 2017 года, согласно которому с 01 января 2016 года по 19 декабря 2016 года ведение бухгалтерского учёта и составление бухгалтерской отчётности было возложено на главного бухгалтера ФИО2 на основании должностной инструкции, утверждённой главой Шимского городского поселения от 31 декабря 2014 года. В период с 20 декабря 2016 года по 30 декабря 2016 года ведение бухгалтерского учёта и составление бухгалтерской отчётности Шимского городского поселения было возложено на главного бухгалтера администрации Шимского муниципального района К.Н.В. Для проверки была представлена главная книга администрации Шимского муниципального района (по бюджету Шимского городского поселения) за период с 20 по 31 декабря 2016 года; главная книга и регистры бюджетного учёта за период с 01 января АО 19 декабря 2016 года не представлены. То есть в нарушение Федерального закона № 402-ФЗ главным бухгалтером администрации Шимского городского поселения не обеспечено ведение регистров бухгалтерского учёта за указанный период. Считает, что факт совершения должностным лицом ФИО3 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ, подтверждён совокупностью представленных доказательств, а потому оснований для прекращения дела не имелось.
В судебном заседании ведущий инспектор контрольно-счетной палаты Шимского муниципального района Новгородской области ФИО1 жалобу поддержала по основаниям, изложенным в ней, дополнительно пояснив, что в ходе рассмотрения дела ФИО2 сама подтвердила тот факт, что журнальные ордера и главная книга своевременно не были сформированы и распечатаны. При проведении проверки в запросе, направленном в администрацию Шимского муниципального района, были указаны все необходимые для проверки документы. Однако по запросу не были представлены главная книга и журналы операций расчётов с 01 января по 19 декабря 2016 год. Данные документы были представлены в ходе рассмотрения дела, но подтвердить их достоверность не представляется возможным, поскольку ни к первичным документам, ни к программам, без которых невозможно формирование журналов операций и главной книги, у ФИО2 не было.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, ФИО2 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без её участия, а потому в соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ судья считает возможным рассмотреть жалобу в её отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лица, составившего протокол об административном правонарушении, ФИО1, судья приходит к следующему.
Частью 1 статьи 15.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учёту, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчётности.
Согласно примечанию к данной статье под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учёту, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается, в том числе, ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учёта; отсутствие у экономического субъекта первичных учётных документов, и (или) регистров бухгалтерского учёта, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчётности (в случае если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.
В пунктах 11, 12, 19 Инструкции № 157н, утверждённой приказом Минфина России от 01 декабря 2010 года №м157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учёта для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкцией по его применению» приведены правила ведения журналов операций, которые должны формироваться госучреждениями по единой форме.
В п. 11 указанной инструкции приведён перечень (наименования) всех журналов операций.
Журналы операций формируются на бумажных носителях, а при наличии технической возможности - на машинном носителе в виде электронного документа (регистра), содержащего электронную цифровую подпись.
Данные проверенных и принятых к учёту первичных (сводных) учётных документов систематизируются в хронологическом порядке (по датам совершения операций) и (или) группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета накопительным способом с отражением в журналах операций.
Записи в журналах операций осуществляются по мере совершения операций и принятия к бухгалтерскому учёту первичного (сводного) учётного документа, но не позднее следующего дня после получения первичного (сводного) учётного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Корреспонденция счетов в соответствующем журнале операций записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счёта и кредиту другого счета.
По истечении каждого отчётного периода (месяца, квартала, года) первичные (сводные) учётные документы, сформированные на бумажном носителе, относящиеся к соответствующим журналам операций, хронологически подбираются и сброшюровываются. На обложке указываются: наименование субъекта учёта; название и порядковый номер папки (дела); период (дата), за который сформирован журнал операций, с указанием года и месяца (числа); наименование журнала операций с указанием, при наличии, его номера; количество листов в папке (деле).
Журнал операций подписывается лицом, ответственным за его формирование. Правильность отражения фактов хозяйственной жизни в журнале операций обеспечивают лица, составившие и подписавшие его.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» регистр бухгалтерского учёта составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
Пунктом 14 указанной инструкции учреждению предоставлено право при наличии технической возможности осуществлять хранение первичных электронных документов (электронных регистров) на машинных носителях с учетом требований законодательства РФ, регулирующего использование электронной цифровой подписи в электронных документах.
В этом случае все документы должны быть заверены электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
В п. 19 указанной инструкции указано, что формирование регистров бухгалтерского учёта на бумажном носителе при комплексной автоматизации бухгалтерского учета (формировании машинограмм регистров бухгалтерского учета) осуществляется с периодичностью, установленной в рамках формирования учетной политики субъектом учета, но не реже периодичности, установленной для составления и представления субъектом учета бухгалтерской отчетности, формируемой на основании данных соответствующих регистров бухгалтерского учета.
На основании распоряжения № 1-рг от 11 января 2016 года Администрации Шимского городского поселения «Об учётной политике» предусмотрена периодичность формирования регистров бюджетного учёта на бумажных носителях в условиях комплексной автоматизации бюджетного учёта. Периодичность формирования регистров бюджетного учёта на бумажных носителях установлена: журналы операций ежемесячно, главная книга ежегодно.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 занимала должность главного бухгалтера Администрации Шимского городского поселения с 01 декабря 2010 года по 30 декабря 2016 года (т. 1 л.д. 26-28).
Согласно должностной инструкции (т. 1 л.д. 11-13) главный бухгалтер обязан, в том числе составлять отчётность, осуществлять подготовку документов по учётной политике.
Ответственность за формирование учётной политики, за формирование графика документооборота, за своевременное предоставление полной и достоверной бюджетной отчётности несёт главный бухгалтер. Главный бухгалтер несёт ответственность за формирование учётной политики, ведение бухгалтерского учёта, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской (финансовой), налоговой и статистической отчётности ( п.1, 6 администрации Шимского городского поселения).
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» и должностной инструкцией ФИО3 является субъектом рассматриваемого административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что в связи проводимым контрольным мероприятием по внешней проверке достоверности, полноты и соответствия нормативным требования требованиям бюджетной отчётности администрации Шимского городского поселения за 2016 год ведущим инспектором контрольно-счётной палаты направлен запрос в администрацию Шимского муниципального района о предоставлении необходимых для проверки документов, в том числе материалов по инвентаризации имущества и обязательств проведённой перед составлением годовой бюджетной отчётности, актов сверок с дебиторами и кредиторами, главной книги за отчётный год, книги текущих счетов, реестра закупок, журналов операций расчётов с поставщиками и подрядчиками и с подотчётными лицами по счетам 20500, 20600, 30200 за 2016 год, оборотно-сальдовых ведомостей, карточек по счетам бюджетного учёта за отчётный год (т. 1 л.д. 7).
Запрашиваемые информация и документы были представлены не в полном объёме.
Так, не представлены журналы операций за ноябрь и декабрь 2016 года, а также главная книга за период с 01 января по 19 декабря 2016 года.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными бухгалтерскими документами администрации Шимского городского поселения, из которых следует, что за период с января по октябрь 2016 года имеются все первичные документы, сформированы журналы операций расчётов, за период с ноября по декабрь 2016 года имеются лишь первичные документы.
Согласно заключению № 72 от 31 марта 2016 года контрольно-счётной палаты (т. 1 л.д. 14-23), составленному по результатам проведения внешней проверки достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям бюджетной отчётности главного администратора бюджетных средств - администрации Шимского городского поселения, грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учёта и представления бухгалтерской отчётности подтверждается, в том числе отсутствием главной книги, регистров бухгалтерского учёта.
Факт отсутствия указанных регистров также подтверждается сообщением Администрации Шимского муниципального района (т. 1 л.д. 228-229), из которого усматривается, что в бухгалтерском учёте для составления бухгалтерской отчетности используется программный продукт «Парус-Бюджет». При работе с данным программным продуктом, переданным Администрацией Шимского городского поселения, установлено, что за период с января по октябрь 2016 года все первичные документы занесены, сформированы регистры бухгалтерского учета, распечатаны, но подшиты за период с января по сентябрь 2016 года. За период с ноября по 19 декабря 2016 года в программном продукте «Парус-Бухгалтерия» разнесены только платежные поручения, регистры не сформированы, не распечатаны, не подшиты.
При вынесении постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении и.о. мирового судьи пришёл к выводу об отсутствии в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, указав, что доказательств того, что главный бухгалтер администрации Шимского городского поселения ФИО2 с 01 января по 19 декабря 2016 года вела счета бухгалтерского учёта Шимского городского поселения без применения регистров, материалы дела не содержат. Данный вывод основан на том, что в протоколе об административном правонарушении при описании события административного правонарушения, выразившегося в отсутствии у экономического субъекта регистров бухгалтерского учёта в течение установленных сроков хранения таких документов, подлежало указанию, какие именно регистры бухгалтерского учёта отсутствовали у лица в течение установленных сроков хранения таких документов, и какие сроки у них хранения.
То есть, мировым судьёй сделан вывод о том, что протокол об административном правонарушении не содержит должного описания события правонарушения, а именно его объективной стороны.
Данные обстоятельства мировой судья посчитал достаточными для вывода об отсутствии в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушении, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Часть 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит требования, предъявляемые к протоколу об административном правонарушении. Согласно данной норме в протоколе об административном правонарушении должно быть указано событие административного правонарушения.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, данными в п. 4 постановления от 24 марта 2005 года № 5 существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.
Вопреки выводам мирового судьи протокол об административном правонарушении в отношении ФИО2 соответствует требованиям ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в том числе содержит описание события административного правонарушения.
Так, в протоколе указано, что из представленной администрацией Шимского муниципального района информации по установлению выявленных нарушений следует, что должностным лицом, исполняющим обязанности главного бухгалтера администрации Шимского городского поселения ФИО2 регистры бухгалтерского учёта, а именно журнальные ордера, главная книга за период с 01 января 2016 года по 19 декабря 2016 года и ликвидационный баланс по состоянию на 19 декабря 2016 года в администрацию Шимского муниципального района представлены не были. Таким образом, ФИО2 в период с 01 января 2016 года по 19 декабря 2016 года допущено грубое нарушение требований к бухгалтерскому учёту, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчётности, выразившееся в ведении счетов бухгалтерского учёта вне применяемых регистров бухгалтерского учёта и отсутствии у экономического субъекта регистров учёта в течение установленных сроков хранения таких документов.
Сведения о том, какие именно регистры бухгалтерского учёта отсутствовали у лица в течение установленных сроков хранения таких документов, и сроки их хранения могли быть установлены при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Таким образом, вывод мирового судьи о наличии оснований для прекращения производства по делу являлся преждевременным.
Вместе с тем, существенного нарушения процессуальных требований, влекущих отмену постановления и возвращение дела на новое рассмотрение, не установлено.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Учитывая данные требования, постановление мирового судьи отмене не подлежит, поскольку положение ФИО2, в отношении которой производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, не может быть ухудшено.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
Постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 26 Солецкого судебного района Новгородской области от 20 апреля 2018 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ, в отношении ФИО2 прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, оставить без изменения, апелляционную жалобу ведущего инспектора контрольно-счётной палаты Шимского муниципального района ФИО1 - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента вынесения и может быть обжаловано в Новгородский областной суд в порядке, установленном ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ.
Судья Н.В. Кулёва