ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-24/2020ГОДА от 14.05.2020 Дзержинского районного суда г. Нижнего Тагила (Свердловская область)

КОПИЯ

УИД № 66MS0068-01-2019-002671-51

Дело № 12-24/2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

город Нижний Тагил 14 мая 2020 года

Судья Дзержинского районного суда г.Н.Тагил Свердловской области Монахова А.И.,

с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Акционерного общества «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского» (далее по тексту АО «НПК «Уралвагонзавод»), - Правило А.В.,

рассмотрев на основании статьи 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалобу защитника АО «НПК «Уралвагонзавод» на постановление главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Свердловской области, государственного эксперта РФ в области охраны окружающей среды по Уральскому федеральному округу ФИО1 № 03-05-08/225-2019 от 10 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении АО «НПК «Уралвагонзавод»,

У С Т А Н О В И Л:

10 декабря 2019 года постановлением главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Свердловской области, государственного эксперта РФ в области охраны окружающей среды по Уральскому федеральному округу ФИО1 № 03-05-08/225-2019 АО «НПК «Уралвагонзавод» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Согласно постановлению, с 16 июля по 12 августа 2019 года по результатам проведенной внеплановой выездной проверки было установлено, что АО «НПК «Уралвагонзавод» в своей деятельности допустило нарушение требований ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», п. 8 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ от 23 ноября 1995 года «Об экологической экспертизе», выразившееся в том, что Обществом реализовываются проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также техническую документацию на новые вещества, которые могут поступать в природную среду, являющиеся объектами экологический экспертизы, в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы, а именно, на технические условия ТУ 081213000-007-07518941-2016 «Промышленный продукт – шлак сварочный».

Не согласившись с данным постановлением, защитник - начальник юридического управления АО «НПК «Уралвагонзавод» ФИО2 подал жалобу с просьбой отменить постановление о привлечении Общества к административной ответственности и прекратить производство по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения. В обоснование жалобы указал, что производимый Обществом промышленный продукт – шлак сварочный является побочным продуктом производства, реализуется в адрес ЗАО «ЗСМ» на основании заключенного договора № 803сб/423 от 15 ноября 2018 года, и не относится к отходам, в связи с чем техническая документация на него не подлежит государственной экологической экспертизе.

Заслушав защитника, поддержавшего изложенные в жалобе доводы, изучив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, прихожу к следующему:

Частью 1 ст.8.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Согласно ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ одним из принципов осуществления хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, является обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.

Согласно ст.32,33 указанного Федерального закона в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды проводится экологическая экспертиза.

Следовательно, правовое значение имеет факт осуществления деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, что непосредственно связано с необходимостью проведения государственной экологической экспертизы. Данное требование вытекает из презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности и закреплено в ст. 3 Федерального закона «Об экологической экспертизе».

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Согласно ст. 10 Федерального закона № 174-ФЗ государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 5 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются, в том числе, проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду.

В силу статьи 27 Федерального закона № 174-ФЗ обязанность представления соответствующей документации, указанной в статье 11 закона, на экологическую экспертизу возлагается на заказчиков этой документации.

Таким образом, на экологическую экспертизу федерального уровня должны представляться проекты технической документации только на новую технику и (или) технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду. Обязанность представления указанных проектов на экологическую экспертизу федерального уровня возлагается на заказчиков соответствующей проектной документации. Неисполнение указанных требований Закона об экологической экспертизе образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Из материалов дела следует, что в рамках федерального государственного экологического надзора приказом № 654 от 02 июля 2019 года заместителя начальника Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу ФИО3 назначено проведение в период с 16 июля по 12 августа 2019 года плановой выездной проверки в отношении АО «НПК «Уралвагонзавод» с целью проверки соблюдения хозяйствующим субъектом требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, согласно Плану проведения плановых проверок юридических лиц на 2019 года, утвержденному приказом Департамента № 1887 от 25 января 2018 года, с изменениями от 10 января 2019 года.

В ходе проверки установлено, что АО «НПК «Уралвагонзавод» осуществляет деятельность по обращению с отходами производства и потребления, что подтверждается первичной исполнительной документацией, статистическими отчетами по форме 2-тп (отходы), учетной документацией, техническими отчетами, в том числе, Документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение № 537-С и Приказ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение № 1011 от 28 июня 2017 года сроком действия по 27 июня 2022 года. На балансе АО «НПК «Уралвагонзавод» находится два действующих объекта постоянного размещения отходов, в том числе, шлакоотвал (ГРОРО 66-00049-Х-00592-250914). Деятельность по размещению отходов регламентируется лицензией № (066)-6939-БРБ от 24 декабря 2018 года, согласно которой Общество осуществляет деятельность по размещению отходов в том числе, в отношении Шлака сварочного ФККО 9 19 100 02 20 4. В ходе проверки Обществом представлены технологические документы, в соответствии с которыми предприятие осуществляет деятельность по обращению с отходами производства и потребления, в том числе, технические условия ТУ 081213000-007-07518941-2016 «Промышленный продукт – шлак сварочный». Эти техусловия распространяются на промышленный продукт – шлак сварочный, предназначенный для использования при производстве сварочных материалов. Раздел Требования охраны окружающей среды содержит информацию о том, что по степени влияния на окружающую среду продукт (шлак сварочный) относится к IV классу опасности, содержит сведения о наличии вредного воздействия на окружающую среду. Кроме того, Обществом представлен договор № 240сб/423 от 11 апреля 2017 года, согласно которому шлак сварочный реализуется, как продукция (товар). Факт реализации, его передачи, подтверждается Актом приема-передачи отходов, согласно которому Общество за 1 квартал 2018 года передало шлак сварочный в количестве 47,68 тонн. Вместе с тем данный вид отхода учитывается предприятием в статистических отчетах по форме 2-тп (отходы). На указанный вид отходов у Общества имеются утвержденные в установленном порядке нормативы образования и лимиты, согласно которым «шлак сварочный» должен размещаться на собственном объекте размещения отходов – шлакоотвале ГРОРО 66-00049-Х-00592-250914. Таким образом, технические условия ТУ 081213000-007-07518941-2016 «Промышленный продукт – шлак сварочный», утвержденные главным инженером АО «НПК «Уралвагонзавод» 07 июня 2017 года относятся к технической документации. Однако на государственную экологическую экспертизу они не направлялись, положительного заключения государственной экологической экспертизы не имеется. В банке данных «Об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов» технология утилизации отходов I-IV классов опасности, а именно, ТУ 081213000-007-07518941-2016 «Промышленный продукт – шлак сварочный», впервые применяемые на территории РФ, отсутствуют. Общество в ходе проверки не представило материалы, подтверждающие проведение государственной экологической экспертизы указанных выше проектов технической документации на новую технологию. Также у Общества отсутствуют материалы, подтверждающие проведение оценки воздействия на окружающую среду утвержденных и применяемых предприятием технологий, а также влияния указанных веществ на окружающую среду, в соответствии с которыми шлак сварочный (код по ФККО 9 19 100 02 20 4) переведен в продукцию.

Таким образом, в ходе проверки установлено, что АО «НПК «Уралвагонзавод» и его должностные лица допускают нарушения требований ст. 3, 32, 33 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», ст. 1, 3, п. 5 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ от 23 ноября 1995 года «Об экологической экспертизе».

Выявленные нарушения отражены в соответствующем акте проверки № 412 от 12 августа 2019 года, явились основанием для составления в отношении АО «НПК «Уралвагонзавод» протокола №03-05-08/225-2019 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения Общества к административной ответственности.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств, установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, дана правильная юридическая оценка действиям Общества, в силу чего, должностным лицом Уральского межрегионального управления Росприроднадзора сделан обоснованный вывод о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в нарушение требований природохранного законодательства РФ АО «НПК «Уралвагонзавод» реализует проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также техническую документацию на новые вещества, которые могут поступать в природную среду, являющиеся объектами экологический экспертизы, в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы, а именно, на технические условия ТУ 081213000-007-07518941-2016 «Промышленный продукт – шлак сварочный».

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого по делу постановления должностного лица, не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Вместе с тем принятое по делу постановление должностного лица подлежит изменению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3. ст. 4.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно ч. 3.2, ч.3.3. указанной статьи при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При этом размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Санкция ч. 1 ст. 8.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от 100 000 рублей до 250 000 рублей.

Постановлением должностного лица АО «НПК «Уралвагонзавод» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Вместе с тем, учитывая характер административного правонарушения, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств и негативных последствий, финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, в целях исключения избыточного ограничения прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, полагаю возможным применить положения ч.3.2 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и снизить размер назначенного наказания до 50 000 рублей. Данный размер штрафа будет отвечать принципу справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению, учитывая то, что размер административного наказания не должен носить карательный характер.

Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление № 03-05-08/225-2019 главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Свердловской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Уральскому федеральному округу от 10 декабря 2019 года о привлечении АО «НПК «Уралвагонзавод» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить:

на основании ч.3.2 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях снизить назначенное наказание в виде административного штрафа до 50000 (пятидесяти тысяч) рублей.

В остальной части постановление должностного лица оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: А.И. Монахова