ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-24/2021 от 01.04.2021 Эжвинского районного суда г. Сыктывкара (Республика Коми)

Дело № 12-24/2021

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар 01 апреля 2021 года

Эжвинский районный суд г. Сыктывкара в составе председательствующего судьи Осташовой К.Н., при секретаре Казариновой Н.Б.,

с участием представителей АО «Монди СЛПК» Понькина И.С., действующего на основании доверенности,

помощника Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора Чередниченко И.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по жалобе АО «Монди СЛПК» на постановление № 05-61/2020 от 24 декабря 2020 года старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Коми и НАО по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица АО «Монди СЛПК»,

установил:

Постановлением № 05-61/2020 от 24.12.2020, вынесенным старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Республике Коми и НАО, заместителем начальника отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов по Республике Коми Межрегионального Управления Росприроднадзора по Республике Коми Коданевым А.В., АО «Монди СЛПК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, АО «Монди СЛПК» обратилось в суд с жалобой, в которой просит по доводам и основаниям, изложенным в жалобе и дополнениях к ней, оспариваемое постановление отменить, производство по данному делу прекратить.

В судебном заседании представитель АО «Монди СЛПК» Понькин И.С. поддержал жалобу в полном объеме по доводам и основаниям, в ней изложенным, дополнительно представил письменные пояснения. При этом в обоснование своей жалобы указал, что наличие состава, описанного в обжалуемом постановлении, материалами дела не подтверждено, не установлены и не подтверждены авария или иная чрезвычайная ситуация, с которыми законодательством связана обязанность Общества по сообщению подлежащей раскрытию в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ экологической информации. Просит постановление административного органа отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Представитель Межрегионального Управления Росприроднадзора по Республике Коми - Главный специалист-эксперт отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов по РК ФИО5, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ранее в судебном заседании просил оставить постановление без изменения, поскольку оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности не имеется, представил в материалы дела письменный отзыв на жалобу.

Помощник Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора Чередниченко И.А. дал пояснения по факту проведения проверки произошедшего события, послужившего основанием к привлечению юридического лица к административной ответственности.

Изучив материалы дела, доводы жалобы с дополнениями к ней, исследовав материалы дела об административном правонарушении в их совокупности, выслушав объяснения участников процесса, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ одной из основных задач производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснения обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со статьей 8.5 КоАП РФ административным правонарушением признается сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса.

Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с обеспечением соблюдения права каждого человека на получение полной и достоверной экологической информации, а также информации о состоянии окружающей среды.

Объективную сторону правонарушения образуют деяния (действия или бездействие), заключающиеся в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации: - о состоянии окружающей среды и природных ресурсов; - об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы; - о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды.

При этом сокрытие экологической информации представляет собой ее недоведение (полное или частичное) до сведения лиц, имеющих право на получение или нуждающихся в получении данных, указанных в диспозиции нормы, когда информация была обязательной или была необходима для воздействия на события, факты или явления, создающие опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды. Несвоевременность сообщения экологической информации означает нарушение сроков ее доведения до заинтересованных лиц или органов либо сообщение в установленный срок лишь части необходимой информации, не отвечающей требованиям полноты и достоверности, а восполняющих ее сведений - после установленных сроков.

Субъективная сторона административного проступка, ответственность за который установлена ст. 8.5 КоАП РФ, зависит от характеристики объективной стороны. В частности, сокрытие экологической информации или несвоевременное сообщение экологической информации может быть как умышленным, так и неосторожным.

Постановлением от 24.12.2020 АО «Монди СЛПК» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.5 КоАП РФ - «сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, лицами, обязанными сообщать такую информацию», за которое юридическому лицу назначено наказание в виде административного штрафа.

Суд считает постановление законным и обоснованным, оснований к его отмене по материалам дела не усматривается.

Частью 5 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются, в том числе, водным законодательством.

В статьей 1 названного закона дано определение понятию «окружающая среда» - это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; к компонентам которой относятся поверхностные и подземные воды.

Согласно ч. 8 ст. 1 Водного кодекса РФ водопользователь – физическое и юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом.

В силу ч. 3 ст. 11, ч. 1 ст. 22 Водного кодекса РФ право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, приобретается в целях сброса сточных вод на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, которое должно содержать сведения о водопользователе; цель, виды и условия использования водного объект.

Частью 2 ст. 39 Водного кодекса РФ установлена обязанность водопользователей при использовании водных объектов информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах.

Статьей ст. 16 Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» установлена обязанность юридических лиц всех видов экономической деятельности независимо от их организационно-правовых форм, осуществляющих сбор информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, незамедлительно предоставлять в федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях информацию о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую среду.

На основании Решения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РК «О предоставлении водного объекта в пользование» от 06.12.2016 АО «Монди СЛПК» осуществляет водопользование р. Вычегда путем сброса через Выпуск № 2 «ТЭЦ» сточных, в том числе дренажных, вод. По условиям использования водного объекта (п. 2.3) АО Монди СЛПК обязано оперативно информировать отдел водных ресурсов по РК Двинско-Печорского БВУ, Минприроды РК, Управление по надзору в сфере природопользования РФ по РК, отдел госконтроля надзора и рыбоохраны по РК Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству, Администрацию МО ГО «Сыктывкар об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водном объекте, возникших в связи с использованием водного объекта в соответствии с данным Решением; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водном объекте.

АО Монди СЛПК по согласованию с Двинско-Печорским БВУ 24.02.2016 утверждена Программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной, в соответствии с которой Общество, являясь водопользователем водным объектом – р. Вычегда, с целью сброса сточных, в том числе дренажных вод, предоставляет в Отдел водных ресурсов по РК двинско-Печорского БВУ сведения о чрезвычайных ситуациях и авариях на водных объектах, водохозяйственных системах, гидротехнических сооружениях и иных сооружениях на водных объектах, о случаях высокого и экстремально высокого загрязнения водного объекта, аварийных сбросах воды, а также сведения о мероприятиях по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Согласно п. 9.3 указанная информация предоставляется незамедлительно.

Как установлено материалами дела, 22.10.2020 около 16:30 АО «Монди СЛПК» стало известно о произошедшем через выпуск № 2 ТЭЦ неестественном для данного выпуска сбросе в водный объект – р. Вычегда, таллового продукта. Представителями АО «Монди СЛПК» организован выезд в район выпуска, где обнаружена вдоль берега р. Вычегда мазеообразная субстанция со специфическим запахом лесохимического производства; в 19:00 Обществом начались мероприятия по зачистке и уборке береговой зоны р. Вычегда. Установлено, что талловый продукт попал в водовыпуск № 2 ТЭЦ через образованную в системах колодца промышленной канализации щель, в результате чего через недействующий ливневый колодец, соединяющийся с выпуском № 2 ТЭЦ, талловая масса попала в р. Вычегда.

В ходе проведения Сыктывкарской природоохранной прокуратурой проверки (на основании решения от 28.10.2020), АО Монди СЛПК представлены письменные объяснения по факту выхода таллового продукта лесохимического производства в канализацию и далее в реку в районе выпуска ТЭЦ, из которых следовало, что в период с 20.10.2020 по 27.10.2020 работы по сбору талловой массы производились силами АО «Монди СЛПК». Уполномоченные государственные органы о происшествии не информировались, поскольку Общество не квалифицирует данное событие как аварию или инцидент.

По результатам внутреннего служебного расследования попадания таллового продукта в реку, АО «Монди СЛПК» составлен акт от 30.10.2020, которым установлена дата события- 21.10.2020, выявлен недостаточный контроль производственной деятельности со стороны должностных лиц лесохимического производства.

По запросу Сыктывкарского природоохранного прокурора 17.12.2020 администрацией МО ГО «Сыктывкар» сообщено, что 28.10.2020 в ЦУКС ГУ МЧС России по РК и Единую дежурно-диспетчерскую службу поступила информация о том, что 27.10.2020 специалистами Минприроды и охраны окружающей среды РК совместно с ГУ МЧС России по РК проведен осмотр р. Вычегда в р-не с. Зеленец Сыктывдинского р-на, где местными жителями обнаружены комки желтой вязкой субстанции с резким запахом. Оформленные материалы проверки переданы в Межрегиональное Управление Росприроднадзора по РК. 02.11.2020 оперативная обстановка по данному факту взята на контроль Единой дежурно-диспетчерской службой.

Из ответа Северо-Западное ТУ Росрыболовства от 17.12.2020 Сыктывкарскому природоохранному прокурору следовало, что в адрес Управления информация или уведомление об инциденте выброса в р. Вычегда загрязняющих веществ, в том числе таллового масла от АО «Монди СЛПК» не поступало. 27.10.2020 при проведении контрольно-надзорных мероприятий в акватории р. Вычегда сотрудниками отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по РК выявлены факты, указывающие на наличие события административного правонарушения

Согласно ответу Отдела водных ресурсов по РК Росводресурсы Двинско-Печорского бассейнового водного управления от 15.12.2020 обязанность собственников водных объектов и водопользователей при использовании водных объектов информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах определена пп. 3 п. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ и установлена п. 2.3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 06.12.2016.

Минприроды Республики Коми Сыктывкарскому природоохранному межрайонному прокурору направлен ответ от 15.12.2020, в котором сообщается, что в период с 22.10.2020 по настоящее время информация об инциденте, связанном с выбросом в р. Вычегда таллового масла, от АО «Монди СЛПК» в Министерство не поступала.

30.11.2020 Филиалом ФГБУ Северное УГСМ «Коми ЦГСМ» природоохранному прокурору направлен ответ, где сообщалось, что АО «Монди СЛПК» является лицензиатом Росгидромета (Лицензия № Р/2015/2930/100/Л «Деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях», включающая в себя определение уровня загрязнения водных объектов). На основании ст. 16 Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе», а также в соответствии с п. 6 Положения, утв. Постановлением Правительства от 14.02.2000 № 128 (утратило силу с 01.01.2021), АО «Монди СЛПК» должно было незамедлительное после обнаружения направить информацию в адрес Филиала ФГБУ Северное УГСМ «Коми ЦГСМ» об аварии или инциденте, связанном с выбросом в р. Вычегда загрязняющих веществ, в том числе, таллового масла. Информация в ЦГСМ не поступала.

Установив факт сброса вещества через поврежденное сооружение промышленной канализации с дальнейшим его попаданием через нерегламентированную сеть ливневой канализации промышленной площадки в р. Вычегда, а также то, что сведения о факте сброса данного вещества - талловых масс АО «Монди СЛПК» в уполномоченные органы не направлялось, что подтверждается ответами должностных лиц указанных органов и не оспаривается Обществом, должностным лицом Межрегионального Управления Росприроднадзора по РК вынесено постановление делу об административном правонарушении № 05-61/2020 от 24.12.2020, которым АО «Монди СЛПК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, с назначение наказания в виде административного штрафа.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что юридическому лицу – АО «Монди СЛПК» вменяется в вину бездействие, выразившееся в не предоставлении информации о попадании таллового масла в водный объект в уполномоченные органы исполнительной власти, в том числе Филиал ФГБУ Северное УГМС «Коми ЦГСМ», нарушение норм ч. 2 ст. 39 ВК РФ, ст. 16 Федерального закона от 19.07.1998 № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе, п. 2 Положения о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, её загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую среду, утв. Постановления Правительства РФ от 14.02.2000 № 128 (утратил силу с 01.01.2021), в части не предоставления информации о состоянии окружающей природной среды, о ситуациях, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду.

Позиция АО «Монди СЛПК» о наличии у административного органа информации об инциденте не отменяет обязанность самого юридического лица по оповещению уполномоченных исполнительных органов государственной власти об указанном факте.

Доводы АО «Монди СЛПК указывающие на отсутствие у Общества обязанности по направлению сообщения о данном происшествии в какие-либо уполномоченные органы исполнительной власти, ввиду отсутствия в результате данного инцидента неблагоприятных последствий, в том числе загрязнения водного объекта, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм права.

Исходя из буквального толкования положений ст. 8.5 КоАП РФ административная ответственность в рассматриваемом случае возникает не за наличие последствий в результате инцидента, а за непредставление своевременных сведений по самому факту произошедшего на водном объекте инцидента, которая не ставится в зависимость от последствий, загрязнения в результате попадания в водный объект какого-либо продукта переработки.

Материалами дела установлено, что информация о произошедшем событии в Единую дежурно-диспетчерскую службу, а также в другие уполномоченные службы от АО «Монди СЛПК» не поступала, следовательно, юридическим лицом АО «Монди СЛПК» произведено сокрытие информации о попадании в окружающую среду (водный объект - р. Вычегда) таллового продукта, тем самым Общество совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.5 КоАП РФ.

По изложенным основаниям следует признать несостоятельными и доводы об отсутствии факта аварии или чрезвычайной ситуации по имевшему место событию. Факт попадания таллового продукта лесохимического производства в воду водного объекта имел место, и данное обстоятельство Обществом не оспаривается. Необходимость информирования о случившемся в зависимость от наименования произошедшего события не ставится.

Ссылка в жалобе на то обстоятельство, что уполномоченные органы располагали информацией о произошедшем событии, поскольку информация о случившемся стала известна из размещенного в Интернете видеоролика, также не может быть принята во внимание, поскольку об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, выразившегося в непредставлении сведений уполномоченному органу по факту попадании таллового продукта, не свидетельствует.

Кроме того, не предоставление указанной информации лишило уполномоченные органы возможности незамедлительного принятия мер реагирования, предусмотренных в целях предупреждения наступления возможных негативных последствий в результате произошедшего события.

Вопреки доводам жалобы материалами дела установлены все квалифицирующие признаки объективной стороны вмененного юридическому лицу административного правонарушения.

Существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело, допущено не было.

Доводы жалобы АО «Монди СЛПК» о неверной квалификации административным органом совершенного правонарушения, наличии в действиях юридического лица состава иного правонарушения, не состоятельны, поскольку бездействия АО «Монди СЛПК» охватываются ст. 8.5 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за сокрытие, искажение или несвоевременное сообщение экологической информации.

Факт совершения юридическим лицом АО «Монди СЛПК» административного правонарушения подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, отвечающим требованиями ст. 26.11 КоАП РФ на предмет их допустимости, достоверности и достаточности.

При вынесении постановления должностным лицом приняты во внимание все доказательства, имеющиеся в материалах дела, правильно определены фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для разрешения дела об административном правонарушении, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, на основании которых сделан обоснованный вывод о виновности АО «Монди СЛПК» в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено, добытые по делу доказательства получены с соблюдением требований ст. 26.2 КоАП РФ.

Наказание назначено АО «Монди СЛПК» с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 8.5 КоАП РФ.

Административное наказание АО «Монди СЛПК» назначено в пределах санкции ст. 8.5 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерно содеянному.

Порядок и срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности не нарушены.

Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, а равно иных оснований для прекращения производства по делу судом не установлено.

При таких обстоятельствах, постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены либо изменения не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

решил:

постановление № 05-61/2020 от 24 декабря 2020 года старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Коми и НАО, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Монди СЛПК» оставить без изменения, жалобу АО «Монди СЛПК» - без удовлетворения.

Судья К.Н. Осташова