Судья Шатаева И.Н. Дело ***
УИД: 22RS0***-92
№ 12-24/2021 (1 инстанция)
РЕШЕНИЕ
9 сентября 2021 года г.Барнаул
Судья Алтайского краевого суда Пасынкова О.М., рассмотрев жалобу Х на решение судьи Смоленского районного суда Алтайского края от 23 июня 2021 года по делу по жалобе Х на постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Смоленскому району Н от 21 апреля 2021 года, которым
Х, родившийся ДД.ММ.ГГ в <адрес>, зарегистрированный по адресу: <адрес>
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении серии от 12 апреля 2021 года, составленному ИДПС ОБДПС ГИБДД ОМВД России по Смоленскому району К, Х 12 апреля 2021 года в 20 часов 50 минут в районе <адрес> в <адрес> Алтайского края повторно управлял автомобилем «Форд Транзит», регистрационный знак ***, не зарегистрированным в установленном порядке на территории Российской Федерации, чем нарушил пункт 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - Основные положения). Действия Х квалифицированы по части 1.1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По делу вынесено вышеуказанное постановление.
Х 28 апреля 2021 года обратился в районный суд с жалобой, в которой просил об отмене постановления и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что регистрации транспортного средства на территории Российской Федерации не требовалось, поскольку автомобиль зарегистрирован в Республике Армения, в связи с чем выданы свидетельство о регистрации и регистрационный знак, после чего им был осуществлен временный ввоз автомобиля для личных целей через таможенные посты Армении и Российской Федерации без оплаты таможенных пошлин, при этом обязательство по постановке автомобиля на регистрационный учет в Российской Федерации не было возложено; при рассмотрении дела им были представлены письменные возражения, которые приняты и приобщены к материалам дела должностным лицом не были.
Решением судьи Смоленского районного суда Алтайского края от 23 июня 2021 года постановление оставлено без изменения, жалоба Х - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в краевой суд 1 июля 2021 года, Х просит постановление должностного лица и решение отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения, ссылаясь на прежние доводы, дополнительно указывая то, что транспортное средство не подлежало декларированию ввиду того, что ввезено для личного пользования и зарегистрировано в государстве - члене ЕАЭС, временный ввоз таких транспортных средств не требует оформления и не органичен по сроку; дело рассмотрено неполно, поскольку не направлялся запрос в таможенный орган о разъяснении вопроса о необходимости совершения таможенных операций в отношении транспортных средств, ввозимых для личного пользования из Республики Армения, тогда как таможенное оформление временного ввоза в отношении транспортных средств из Республики Армения не осуществляется с 15 января 2018 года.
В судебном заседании защитник Х - Л доводы жалобы поддержал. Х, его защитник - С, извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, не явились, об отложении разбирательства не ходатайствовали.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы данного дела, дела об административном правонарушении, выслушав защитника, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции, действовавшей в момент совершения вмененного правонарушения, управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.
Согласно части 1.1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.
Как предусмотрено частью 2 статьи 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в действовавшей до 22 июня 2021 года редакции, лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
В силу части 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении», установленным Правительством Российской Федерации. Требования, касающиеся государственного учета, не распространяются на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввозимые на территорию Российской Федерации на срок не более одного года.
Согласно пункту 1 Основных положений механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственный учет транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания в Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, является обязательным.
Владелец транспортного средства обязан обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для постановки транспортного средства на государственный учет в течение десяти дней со дня временного ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете в Российской Федерации (пункт 1 части 3 статьи 8 указанного Федерального закона).
Как следует из материалов дела, Х, имеющий гражданство Российской Федерации, зарегистрированный по месту жительства с 23 октября 2014 года в <адрес> Алтайского края по <адрес>1, является владельцем вышеуказанного транспортного средства, 2008 года выпуска, приобретенного и поставленного 25 ноября 2019 года на учет в Республике Армения.
12 апреля 2021 года в 20 часов 50 минут в районе <адрес> в <адрес> Алтайского края последний, будучи подвергнутым административному наказанию по части 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, управлял вышеуказанным автомобилем, не зарегистрированным в установленном порядке на территории Российской Федерации.
Факт совершения вмененного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 12 апреля 2021 года серии ***, адресной справкой, выданной 23 июня 2021 года начальником МП ОМВД России по Смоленскому району, копиями сертификата о государственной регистрации права собственности в отношении транспортного средства в Республике Армения от 25 ноября 2019 года № <адрес>, свидетельства об учете транспортного средства *** от 25 ноября 2019 года, постановлением старшего ИДПС ОБДПС ГИБДД ОМВД России по Смоленскому району от 15 октября 2020 года, которым Х признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 руб., вступившим в законную силу 27 октября 2020 года, копией паспорта гражданина Российской Федерации, выданного Х 23 октября 2014 года ТП УФМС России по Алтайскому краю в <адрес>, объяснениями Х в судебном заседании.
При этом Х подписал протокол об административном правонарушении без замечаний, указав на отсутствие необходимости изложения своих объяснений.
Всем доказательствам судьей дана надлежащая оценка с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности для разрешения дела, с которой следует согласиться.
В этой связи вывод о наличии в действиях Х состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным и не противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Довод жалобы о том, что транспортное средство зарегистрировано на территории Республики Армения, в связи с чем регистрации в Российской Федерации не требуется, подлежит отклонению.
Из вышеприведенных норм следует, что требования, касающиеся государственного учета, не распространяются на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввозимые на территорию Российской Федерации на срок не более одного года.
В силу статьи 1 Конвенции о дорожном движении (заключена в г.Вене 8 ноября 1968 года) транспортное средство считается находящимся в «международном движении», если оно: принадлежит физическому лицу, имеющему обычное место жительства вне этого государства; не зарегистрировано в этом государстве; временно ввезено в него.
Таким образом, если транспортное средство зарегистрировано в другом государстве-члене ЕАЭС за гражданином России, имеющим постоянное место жительства в Российской Федерации, требуется его регистрация в подразделениях Госавтоинспекции в 10-дневный срок. Такие требования не распространяются только на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввезенные на территорию Российской Федерации на срок менее года. При этом гражданин Российской Федерации, управляющий транспортным средством, зарегистрированным в одной из стран-участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС), не может считаться участником международного движения, если он не имеет постоянного места жительства в том государстве, где поставлено на учет транспортное средство
Из материалов дела следует, что Х является гражданином Российской Федерации, с ДД.ММ.ГГ зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>1, что подтверждается адресной справкой.
Принимая во внимание, что вышеуказанный автомобиль зарегистрирован в Республике Армения за гражданином Российской Федерации, имеющим постоянное место жительство в Российской Федерации, он не может быть отнесен к транспортному средству, участвующему в международном движении, а потому подлежит постановке на регистрационный учет в порядке и сроки, указанные в вышеприведенных положениях.
Факт проживания в Российской Федерации по делу не оспаривался, каких-либо доказательств проживания в Республике Армения не представлено, более того, Х в протоколе об административном правонарушении указал, что работает водителем в ООО «Хлебозавод Смоленский».
Указания заявителя на то, что автомобиль ввезен без оплаты таможенных пошлин, притом что обязательство по постановке автомобиля на регистрационный учет в Российской Федерации должностными лицами таможенных органов на него возложено не было, не имеют значения для дела.
Иные ссылки на нормы Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в подтверждение позиции об отсутствии у Х обязанности по регистрации автомобиля на территории Российской Федерации также не могут быть приняты во внимание, поскольку указанный нормативный правовой акт не регулирует вопросы постановки транспортных средств на учет.
То обстоятельство, что Российская Федерация и Республика Армения являются членами ЕАЭС, не опровергает выводов должностного лица и судьи районного суда, поскольку указанный международный союз является международной организацией региональной экономической интеграции (статья 1 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г.Астане 29 мая 2014 года), в котором единообразно осуществляется таможенное и иное регулирование, однако не предусмотрено установление общих правил относительно регистрации транспортных средств.
Доводы жалобы о том, что автомобиль ввезен для личного пользования временно на неограниченный законодательно срок, что исключает обязанность по постановке на учет в Российской Федерации, подлежат отклонению.
Временный ввоз транспортных средств для личного пользования регламентирован статьей 264 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, в соответствии с частью 1 которой допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года, иностранными физическими лицами, указанными в пункте 2 статьи 259 настоящего Кодекса, транспортных средств для личного пользования, не зарегистрированных в государствах-членах и в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года; физическими лицами государств-членов транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.
Х является гражданином Российской Федерации (государства-члена ЕАЭС), вышеуказанный автомобиль зарегистрирован на территории государства члена-ЕАЭС (Республика Армения).
Согласно ответу Алтайской таможни от 17 августа 2021 года временный ввоз вышеуказанного автомобиля Х не оформлялся. Как следует из пояснений защитника, автомобиль ввезен после приобретения и постановки на учет в Республике Армения в конце декабря 2019 года для постоянного использования в Российской Федерации.
При рассмотрении дела об административном правонарушении нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих за собой отмену либо изменение решения судьи, не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Между тем в постановлении неточно указано место рождения Х, в связи с чем данный акт подлежит уточнению в соответствующей части, что не ухудшает положения лица, привлекаемого к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
решение судьи Смоленского районного суда Алтайского края от 23 июня 2021 года, постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Смоленскому району Н от 21 апреля 2021 года оставить без изменения, жалобу Х - без удовлетворения.
Уточнить постановление, указав место рождения лица, привлекаемого к административной ответственности - «<адрес>».
Решение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке статьи 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья О.М. Пасынкова