дело №12-24/2021
(26RS0026-01-2021-000566-42)
РЕШЕНИЕ
г. Нефтекумск 12 апреля 2021 года
Судья Нефтекумского районного суда Ставропольского края Мазикин М.А.,
с участием:
представителя ООО «РН-Ставропольнефтегаз» в лице Т.-Х., действующего по доверенности от 03.02.2021г.,
рассмотрев жалобу Генерального директора ООО «РН-Ставропольнефтегаз» Т. на постановление главного государственного инспектора Нефтекумского района Ставропольского края по использованию и охране земель от ДД.ММ.ГГГГ, которым:
юридическое лицо ООО «РН-Ставропольнефтегаз» (<данные изъяты>), юридический адрес: Ставропольский край, Нефтекумский район, г. Нефтекумск, ул. 50 лет Пионерии, д. 5, признано виновным в совершении административного правонарушения,
привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора Нефтекумского района Ставропольского края по использованию и охране земель от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо ООО «РН-Ставропольнефтегаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в использовании части земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения, с целевым назначением – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч.1 ст.8.8 КоАП РФ. Назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Не согласившись с данным постановлением, генеральный директор ООО «РН-Ставропольнефтегаз» Т. обратился с жалобой и просит изменить постановление главного государственного инспектора Нефтекумского района Ставропольского края по использованию и охране земель от 16.03.2021г. и снизить размер административного наказания в виде административного штрафа до 50000 (пятидесяти тысяч) рублей мотивируя следующим.
По мнению Общества Росреестром при вынесении Постановления в отношении Общества не учтены обстоятельства для применения статьи 4.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. Часть 1 ст.8.8 КоАП РФ предусматривает административный штраф на юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу п. 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам за совершение административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, минимальный размер административного штрафа, за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен на основе требований Конституции Российской Федерации. Если же административное наказание за совершение административного правонарушения было назначено иным компетентным органом, должностным лицом, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер административной ответственности), рассмотрев соответствующее заявление юридического лица, также не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему административного штрафа. Поскольку вытекающие из Конституции Российской Федерации и общих принципов права критерии (дифференцированность, соразмерность, справедливость), которым должны отвечать санкции за административные правонарушения, и, соответственно, сформулированные на их основе в настоящем Постановлении требования к минимальным размерам административных штрафов, устанавливаемых для юридических лиц за конкретные административные правонарушения, распространяются и на положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, санкции должны быть направлены на исключение возможности чрезмерного ограничения экономической свободы при их привлечении к административной ответственности и за другие административные правонарушения.
Финансовое положение Общества. У Общества финансовое состояние неустойчивое, что подтверждается бухгалтерскими балансами за 2017 год, 2018 год, и 2019 год Коэффициент финансовой устойчивости - коэффициент равный отношению собственного капитала и долгосрочных обязательств в валюте баланса, и коэффициент финансирования-показывает, какая доля активов предприятия сформирована за счет собственного капитала, а какая за счет заемного. Данный показатель характеризует структуру капитала и оценивает финансовую устойчивость предприятия.
Например, по бухгалтерскому балансу за ДД.ММ.ГГГГ год собственного капитала на <данные изъяты> тыс. руб. (код строки №), а обязательств у Общества на <данные изъяты>. руб. (код строки №) (в том числе, заёмных средств на <данные изъяты> тыс. руб. (код строки №). Таким образом, у Общества неустойчивое финансовое состояние.
Касательно характера совершенного правонарушения. Несмотря на нарушение Обществом норм права, действия Общества не нанесли вред окружающей среде и природопользованию и третьим лицам.
Общество осуществляет социально значимую деятельность, а именно оказывает благотворительную помощь образовательным учреждениям, что подтверждается договорами благотворительного пожертвования. Кроме того, Общество является крупнейшим налогоплательщиком, и чрезмерный административный штраф, ухудшит производственную деятельность, соответственно недополучит доходы, что усугубит финансовое положение Общества, и уменьшится налогооблагаемая база.
Оценивая фактические обстоятельства совершения правонарушения, в рассматриваемом случае наложение на Общество административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.
Следовательно, имеются основания для снижения размера административного штрафа.
Оценивая фактические обстоятельства совершения правонарушения, в рассматриваемом случае наложение на Общество административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица. Таким образом, Общество считает возможным изменить обжалуемое постановление в части размера наказания и назначить заявителю административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей. Мера административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей не соответствует требованиям справедливости, соразмерности конституционно закреплённым целям и охраняемым законом интересам. Следовательно, имеются основания для снижения размера административного штрафа.
Главный государственный инспектор Нефтекумского района Ставропольского края по использованию и охране земель Д. не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежаще, уважительных причин неявки не представила.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие необходимости обязательного участия в судебном заседании участников производства по делу, в соответствии с п.4 ч.2 ст.30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, полагаю возможным рассмотреть жалобу по существу в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их неявка не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
В судебном заседании представитель ООО «РН-Ставропольнефтегаз» - Т.. поддержал доводы жалобы, просил снизить штраф, пояснив, что вину в совершенном правонарушении признают, вместе с тем полагают, что назначенный штраф в размере 100 000 руб. не является справедливым, чрезмерно ограничивает экономические свободы юридического лица при привлечении его к административной ответственности.
Изучив доводы жалобы, выслушав представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, исследовав материалы дела в совокупности, прихожу к следующему.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Изучив жалобу, исследовав материалы дела в совокупности, выслушав представителя юридического лица привлекаемого к административной ответственности ООО «РН-Ставропольнефтегаз», суд приходит к следующему.
Согласно постановлению о назначении административного наказания по делу № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «РН-Ставропольнефтегаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В ходе проведенной прокуратурой Нефтекумского района Ставропольского края проверкой соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации, было установлено следующее:
ДД.ММ.ГГГГ между отделом имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края и А. заключен договор аренды № земельных участков, расположенных <адрес> площадью <данные изъяты> га, с кадастровыми номерами №, сроком на 49 лет.
По сведениям Автоматизированной системы государственный кадастр недвижимости, сведениям Единого государственного реестра недвижимости и сделок с ним, установлено, что на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с целевым назначением - для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> установлен сервитут в отношении юридического лица ОАО «Нефтяная компания «Роснефть»» на основании соглашения о сервитуте № от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения о сервитуте № от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки, с выездом на местность, установлено, что ООО «РН-Ставропольнефтегаз» на земельном участке с кадастровым номером № ведутся работы по разработке траншеи для трубопровода от скважины 38 Зимняя Ставка до ГУ-8 Зимняя Ставка №, протяженностью <данные изъяты> метров, категория земельного участка «земли сельскохозяйственного назначения» не изменена.
На земельном участке с кадастровым номером № проведены работы по устройству траншеи длинной <данные изъяты> метров для прокладки трубопровода. При выполнении работ произведено снятие плодородного слоя почвы с отсыпкой по краям траншеи, таким образом, что плодородный слой почвы смешан с залегающей на большой глубине глиняной почвой, что подтверждается актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ.
Работы по снятию плодородного слоя почвы и разработке траншеи осуществляются ООО «РН-Ставропольнефтегаз» с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с заключенным между ООО «РН-Ставропольнефтегаз» и ООО «СтавропольНефтеГазСтрой» договором №Д от ДД.ММ.ГГГГ (далее Договор) последний обязуется предоставить сварочные звенья и спец. технику для выполнения организационно-технических мероприятий ЧЭ и РТ ООО «РН-Ставропольнефтегаз» в 2020 году в соответствии с техническим заданием. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ№ срок действия Договора продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, работы по замене и ремонту трубопроводов выполняет ООО «РН-Ставропольнефтегаз» с привлечением сварочных звеньев и спец, техники ООО «СтавропольНефтеГазСтрой» в рамках заключенного договора.
Техническим заданием к Договору предусмотрены следующие виды работ: снятие плодородного слоя почвы в отвал, разработка траншеи для трубопровода, проведение технической рекультивации.
Изложенное свидетельствует, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «РН-Ставропольнефтегаз» на земельном участке категории «земли сельскохозяйственного назначения» с кадастровым номером № расположенном по адресу: <адрес>, выполнило работы по разработке траншеи для прокладки трубопровода длиной <данные изъяты> метров, шириной и глубиной около 1 метра в отсутствии утвержденного в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 78 ЗК РФ проекта рекультивации, фактически использовав земельный участок из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» в качестве земель категории «промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», тем самым ООО «РН-Ставропольнефтегаз» использовало указанный земельный участок не по целевому назначению.
По результатам проверки прокуратуры Нефтекумского района Ставропольского края в действиях юридического лица ООО «РН- Ставропольнефтегаз» установлено нарушение ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, возложена обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Под использованием земель не по целевому назначению подразумевается осуществление землепользования в соответствии с правовым режимом, определенным ЗК РФ, категории земель по целевому назначению.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
При этом, как следует из пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. В соответствии с частью 2 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства, реконструкции нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, и использование таких земельных участков и (или) земель для строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонта, эксплуатации сооружений, указанных в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на основании публичного сервитута осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
На основании пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 года № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли и земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Таким образом, своими действиями юридическое лицо ООО «РН- Ставропольнефтегаз» совершило административное правонарушение предусмотренное ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи.
Вина юридического лица ООО «РН-Ставропольнефтегаз» подтверждается актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, объяснением представителя ООО «РН- Ставропольнефтегаз» и другими материалами проверки.
В поданной жалобе не оспаривается виновность ООО «РН-Ставропольнефтегаз» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ, выраженное в жалобе несогласие с размером назначенного штрафа не свидетельствует о том, что должностным лицом допущены нарушения Кодекса РФ об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок производства по делу об административном правонарушении не нарушен.
Постановление о привлечении юридического лица - ООО «РН-Ставропольнефтегаз» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности судом не установлено.
Наказание назначено в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции ч.1 ст.8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении административного дела не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления главного государственного инспектора Нефтекумского района Ставропольского края по использованию и охране земель от ДД.ММ.ГГГГ, не имеется.
Вместе с тем, в соответствии с договорами пожертвования денежных средств ООО «РН-Ставропольнефтегаз» осуществляет социально значимую деятельность, безвозмездно жертвует денежные средства образовательным учреждениям. В соответствии с бухгалтерскими балансами за 2017 – 2019 г.г. финансовое состояние Общества неустойчивое.
Согласно ч.1 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В силу части 3.3. ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Принимая во внимание отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, благотворительную деятельность, полагаю необходимым назначить ООО «РН-Ставропольнефтегаз» административное наказание по ч.1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей, в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление главного государственного инспектора Нефтекумского района Ставропольского края по использованию и охране земель по делу № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении ООО «РН-Ставропольнефтегаз», предусмотренном ч.1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – изменить.
Назначить ООО «РН-Ставропольнефтегаз» административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
В остальной части постановление главного государственного инспектора Нефтекумского района Ставропольского края по использованию и охране земель по делу № от ДД.ММ.ГГГГ - оставить без изменений, жалобу генерального директора ООО «РН-Ставропольнефтегаз» Т. – удовлетворить.
Решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в порядке, установленном статьей 30.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Судья
Нефтекумского районного суда М.А. Мазикин