ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-24/2021 от 12.10.2021 Морозовского районного суда (Ростовская область)

дело №12-24/2021

Р Е Ш Е Н И Е

12 октября 2021 года г. Морозовск

Судья Морозовского районного суда Ростовской области Полупанова Н.С., с участием должностного лица привлеченного к административной ответственности по ч. 1 ст.8.2 КоАП РФ заместителя главы администрации Морозовского городского поселения ФИО1;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заместителя главы администрации Морозовского городского поселения ФИО1 на постановление главного специалиста Волгодонского межрайонного отдела управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области-государственного инспектора Ростовской области в области охраны окружающей среды ФИО2 от 09.06.2021 г. по делу № 197/28.ВД8/980/0/0/2021 о привлечении заместителя главы администрации Морозовского городского поселения ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ с назначенным наказанием в виде административного штрафа 10500 рублей,

установил:

Постановлением по делу об административном правонарушении № 197/28.ВД.8/980/0/0/2021 от 09.06.2021г. главного специалиста Волгодонского межрайонного отдела управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области государственного инспектора РО в области охраны окружающей среды ФИО2, должностное лицо заместитель главы администрации Морозовского городского поселения ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 500 рублей;

Не согласившись с данным постановлением заместитель главы администрации Морозовского городского поселения ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит суд постановление по делу об административном правонарушении № 197/28.ВД.8/980/0/0/2021 от 09.06.2021г. главного специалиста Волгодонского межрайонного отдела управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области государственного инспектора РО в области охраны окружающей среды ФИО2, о привлечении его к административной ответственности отменить и производство по делу прекратить за отсутствием в его действиях состава вмененного правонарушения.

В обоснование своей жалобы должностное лицо заместитель главы администрации Морозовского городского поселения ФИО1 указал, что при проведении проверки 06.04.2021г. он не присутствовал с актом проверки его никто не знакомил. Кроме этого он заместитель главы администрации Морозовского городского поселения не является субъектом административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ по следующим основаниям. Частью 1 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 КоАП РФ.Согласно ст. 1 ФЗ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления-вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствие в ФЗ. Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям городского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Из системного толкования приведенных выше положений закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территории соответствующего муниципального образования. Администрация Морозовского городского поселения не осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами. Полномочия администрации поселения по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора являются властно-распорядительными функциями органа местного самоуправления, неисполнение которых не охватывается диспозицией ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ. На территории Морозовского городского поселения деятельность по сбору, транспортированию твердых бытовых отходов осуществляет Морозовский филиал регионального оператора ООО « Экоцентр».

В судебном заседании, заместитель главы администрации Морозовского городского поселения ФИО1 полностью поддержал доводы своей жалобы по тем основаниям которые он указывал в ней, дополнив, тем что, согласно информации Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 05.11.2020г. отходы, образующиеся при уборке приусадебной ( придомовой) территории ИЖС ( смёт, мусор от опила деревьев, а также иные отходы, образующиеся при содержании зеленых насаждений и т.п.) относятся к твердым коммунальным отходам. Соответственно их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами. Из-за недобросовестного отношения Регионального оператора ООО « Экоцентр» к исполнению своих обязанностей допускается накопление твердых бытовых отходов ( крупногабаритные отходы, мусор, ветки и т.д.) на территории контейнерных площадок. Администрацией Морозовского городского поселения распоряжением от 13.07.2020г. № 111 утвержден график вывоза крупногабаритных отходов с территории Морозовского городского поселения. Подведомственным Администрации учреждением МКУ « Управление городского хозяйства и строительства» своевременно производится санитарная уборка контейнерных площадок, расположенных на территории Морозовского городского поселения. Таким образом Администрация Морозовского городского поселения исполняет полномочия в области обращения с отходами в полном объеме.

Выслушав лица привлеченного к административной ответственности заместителя главы администрации Морозовского городского поселения ФИО1, изучив материалы административного дела, ознакомившись с постановлением № 197/28.ВД.8/980/0/0/2021 от 09.06.2021г. главного специалиста Волгодонского межрайонного отдела управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области государственного инспектора РО в области охраны окружающей среды ФИО2 о привлечении должностного лица-заместителя главы администрации Морозовского городского поселения ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ с назначенным наказание в виде штрафа в размере 10 500 рублей, прихожу к следующему.

Частью 1 ст. 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что основанием привлечения должностного лица Администрации Морозовского городского поселения, заместителя главы администрации Морозовского городского поселения ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 10500 рублей, послужило выявление 06.04.2021года в период времени с 18 часов 00 минут по 18 часов 50 минут в ходе проверки на контейнерных площадках по адресам <адрес>, 201, <адрес> накопление отходов ( крупногабаритные отходы, мусор, ветки, мебель, остатки строительных материалов) за пределами контейнерных площадок.

Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Пунктом 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно ст. 1, ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что администрация Морозовского городского поселения Ростовской области осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами.

Такие виды деятельности как сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов и иное обращение с отходами производства и потребления не относятся к уставной деятельности администрации.

Полномочия администрации Морозовского городского поселения Ростовской области по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Согласно я Конституционного Суда РФ от 29 января 2019 года № 258-О рассматривается участие органов местного самоуправления в организации по очистке территории муниципального образования от твердых коммунальных отходов именно как реализация их публичных полномочий, а не как деятельность хозяйствующего субъекта.

При этом Конституционный Суд РФ подтвердил в названном определении свою правовую позицию по оценке возложения на органы местного самоуправления городских округов (муниципальных районов) обязанности по ликвидации несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, изложенную в постановлениях от 13 октября 2015 г. № 26-П и от 26 апреля 2016 г. № 13-П, в которых функции по обращению с отходами также рассматривались как публичные полномочия органов местного самоуправления.

При таких обстоятельствах обжалуемое постановление № 197/28.ВД.8/980/0/02021 от 09.06.2021г. о привлечении должностного лица заместителя главы администрации Морозовского городского поселения ФИО1 с назначением наказания в виде штрафа в размере 10500 рублей подлежит отмене. Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении заместителя главы администрации Морозовского городского поселения ФИО1 подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 30.6 -30.8 КоАП РФ, судья

Решил:

Постановление главного специалиста Волгодонского межрайонного отдела управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области-государственного инспектора Ростовской области в области охраны окружающей среды ФИО2 от 09.06.2021 г. по делу № 197/28.ВД8/980/0/0/2021 о привлечении заместителя главы администрации Морозовского городского поселения ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ с назначенным наказанием в виде административного штрафа 10500 рублей, отменить.

Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Настоящее решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд, через Морозовский районный суд в течение 10 суток со дня получения его копии либо вручения.

Судья: