ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-24/2021 от 12.11.2021 Ковернинского районного суда (Нижегородская область)

Дело № 12-24/2021

УИД 52RS0036-01-2021-000450-83

РЕШЕНИЕ

по жалобе по делу об административном правонарушении

12 ноября 2021 года р.п. Ковернино

Судья Ковернинского районного суда Нижегородской области Замышляева О.И.,

с участием представителя МП ЖКХ «Ковернинское» ФИО1, должностных лиц ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу МП ЖКХ «Ковернинское» на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ начальника Северо-Западного межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, о привлечении МП ЖКХ «Ковернинское» к административной ответственности ст. 7.3 ч. 1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ начальника Северо-Западного межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, МП ЖКХ «Ковернинское» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.3 ч. 1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей.

Не согласившись с принятым постановлением, МП ЖКХ «Ковернинское» подало жалобу в Ковернинский районный суд Нижегородской области, в которой просит отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ начальника Северо-Западного межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области и освободить МП ЖКХ «Ковернинское» от административной ответственности, ограничиться устным замечанием, указывает, что МП ЖКХ «Ковернинское» находится в очень сложном финансовом положении, имеет задолженность более 22 млн руб.. Штраф в размере 800 000 рублей несоразмерен существу и последствиям допущенного нарушения и носит неоправданно карательный характер. Нарушение не повлекло за собой существенно угрозы причинения вреда общественным отношениям, жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде. По мнению заявителя правонарушение можно расценивать как малозначительное.

В судебном заседании представитель МП ЖКХ «Ковернинское» ФИО1 (и.о. директора) доводы жалобы поддержал, пояснил, что МП ЖКХ «Ковернинское» принадлежит 16 скважин, лицензии на которые отсутствуют поскольку юридическое лицо не обладает достаточными денежными средствами для получения лицензии на скважины. В администрацию <адрес> МП ЖКХ «Ковернинское» за оказанием финансовой помощи для получения лицензии не обращалось.

Должностное лицо начальник Северо-Западного межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области ФИО2 в судебном заседании с жалобой не согласился, пояснил, что МП ЖКХ «Ковернинское» не имеет лицензии на пользование недрами. Малозначительности в действиях юридического лица не усматривается, поскольку использование недр в нарушение требований закона (лицензии) не исключает причинение вреда охраняемым правам и законным интересам общества и государства.

Должностное лицо главный специалист Северо-Западного межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области ФИО3 в судебном заседании с жалобой не согласился, пояснил, что им была проведена проверка в отношении МП ЖКХ «Ковернинское» на основании приказа о плановой проверке, которая была проведена в соответствии с планом, размещенном на сайте Генеральной прокуратур РФ. О проверке юридическое лицо было извещено надлежащим образом. По результатам проверки им составлен протокол об административном правонарушении в присутствии представителя юридического лица.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба подана в установленный законом срок.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.

В силу требований ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Статьей 7.3 ч. 1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 и частью 1 статьи 15.44 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 11 Закона РФ 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Согласно ст.9. Закона Нижегородской области от 03.11.2011 года № 169-З «О недропользовании на территории Нижегородской области» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Из материалов дела следует, что в хозяйственном ведении МП ЖКХ «Ковернинское» имеется 16 артезианских скважин, юридическое лицо осуществляет добычу подземных вод, однако лицензии на пользование недрами не имеет.

Судом установлено, что в ходе плановой выездной проверки, организованной на основании Приказа Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении МП ЖКХ «Ковернинское» выявлены нарушения требований законодательства в области охраны собственности.

В связи с выявлением нарушения требований законодательства в области охраны собственности в отношении МП ЖКХ «Ковернинское» ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.3 ч. 1 КоАП РФ, и на основании постановления уполномоченного должностного лица начальника Северо-Западного межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо признано виновным в совершении указанного деяния.

Проверив материалы административного дела, изучив доводы жалобы суд приходит к выводу о законности вынесенного должностным лицом постановления от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении МП ЖКХ «Ковернинское» к административной ответственности по ст. 7.3 ч. 1 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения МП ЖКХ «Ковернинское» подтверждается совокупностью доказательств, а именно протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, приказом о проведении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, программой проведения проверки в отношении юридического лица, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, предписанием от ДД.ММ.ГГГГ, уставом МП ЖКХ «Ковернинское», приказом о назначении ответственного за экологическую безопасность, приказом об обеспечении экологической безопасности по предприятию, планом мероприятий по охране окружающей среды, справкой о наличии у МП ЖКХ «Ковернинское» на праве хозяйственного ведения водозаборных скважин, схемами расположения скважин, выпиской из реестра имущества муниципальной собственности, распоряжениями и постановлениями администрации <адрес> о закреплении водопроводов, водоприемной скважины, водонапорной башни, скважины, водопроводных сетей за МП ЖКХ «Ковернинское».

Доказательства, имеющиеся в материалах дела, не опровергнуты, согласуются между собой, не противоречат, а дополняют друг друга.

Наличие события и квалифицирующих признаков состава выявленного административного правонарушения, совершенного в области охраны собственности, подтверждено фактическими обстоятельствами и собранными по делу доказательствами в их совокупности, которые являются относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными для рассмотрения дела.

При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не нарушены, существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено, доказательств объективной невозможности соблюдения юридическим лицом требований специального законодательства в материалах дела не имеется.

Таким образом, обстоятельства совершения МП ЖКХ «Ковернинское» вменяемого деяния установлены и доказаны в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении в предусмотренном законом порядке, наказание назначено в минимальном размере, установленном санкцией ст. 7.3 ч. 1 КоАП РФ для юридически лиц.

Иных значимых доводов, дающих основания для сомнения в законности вынесенного по делу постановления, в жалобе не заявлено.

Протокол об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении вынесены с участием представителя МП ЖКХ «Ковернинское», копия постановления вручена представителю юридического лица, о чем имеется его собственноручная подпись.

Административное наказание назначено юридическому лицу в пределах, установленных санкцией статьи ст. 7.3 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере.

Доводы жалобы о применении положений ст. 2.9 КоАП РФ суд не может принять во внимание, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного юридическим лицом административного правонарушения.

В силу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II указанного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Из материалов дела наличие каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих назначить наказание в соответствии с положениями части 3.2 статьи 4.1 указанного выше Кодекса, не усматривается, с учетом того, что мер к устранению нарушений юридическое лицо не принимало, в орган местного самоуправления за оказанием содействия в получении лицензии на пользование недрами, не обращалось.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о соблюдении порядка привлечения МП ЖКХ «Ковернинское» к административной ответственности, в связи с чем оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного должностным лицом с учетом конкретных обстоятельств дела и исследованных доказательств, и удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 30.1 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление начальника Северо-Западного межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении МП ЖКХ «Ковернинское» к административной ответственности по ст. 7.3 ч. 1 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу МП ЖКХ «Ковернинское» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья О.И. Замышляева